Почему во всем мире развивают эногастрономический туризм.
Сегодня продвинутого туриста не так-то просто привлечь пакетными предложениями и щедрым all inclusive. Ведь он считает себя не столько туристом, сколько путешественником, а потому не готов довольствоваться стандартной программой обязательных к посещению достопримечательностей и меню в корявом переводе с мутными фотографиями: ему подавай кулинарные мастер-классы с шеф-поварами, ужины в популярных у местного населения местах, походы на фермерские рынки с редкими локальными деликатесами. А ночевать он непременно захочет прямо на ферме под убаюкивающее блеяние овец да с видом на виноградники. Подробности – в материале портала iz.ru.
Такой тип туризма принято называть эногастрономическим. Людей, которые не просто путешествуют, но при этом живо интересуются национальной кухней, становится всё больше. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), почти 90% респондентов считают гастрономию важнейшим элементом привлекательности конкретного туристического направления. А 66% опрошенных агентством BlueRoom Studio туроператоров заявили, что гастрономия – ключевой фактор, влияющий на выбор их клиентов.
Обмен мнениями
В середине апреля в Будапеште прошла 10-я международная конференция по эногастрономическому туризму IWINETC. Ведущие экперты, аналитики и представители туротрасли из нескольких десятков стран обсудили основные тренды в области эногастрономических путешествий. Портал iz.ru собрал несколько важных идей и ключевых цитат участников дискуссии:
Чаще и качественнее
– Как и прочие категории современных путешественников, эногастрономический турист предпочитает несколько коротких поездок одному длинному отпуску раз в год и всегда рад уехать подальше от рутины на выходные, – уверена Барбара Масберг, профессор Центрального Вашингтонского университета.
Самостоятельность и уход в онлайн
– Турфирмы либо вымрут как вид, либо трансформируются под полную кастомизацию, – утверждает Пол Ричер, основатель консалтинговой компании Genesys Digital Transformation. – Всё больше пользователей предпочитает самостоятельно составлять свои маршруты, ориентируясь на рекомендательные сервисы и бронируя на сайте агрегатора или напрямую у объекта, а на месте нанимая специализированного гида, а то и вовсе заменяя его смартфоном со скачанными и размеченными заранее картами.
Поиск нового и стремление к аутентичности
– Налицо тенденция пренебрегать проверенными, классическими направлениями в пользу экзотических и неосвоенных. И речь идет не столько о визите к племенам Папуа-Новой Гвинеи, сколько, например, о путешествии по Русскому Северу или центральной Турции. Аутентичность – главное требование современного эногастротуриста, – говорит главный редактор Meininger's Wine Business International Фелисити Картер. – Не надо ничего инсценировать, дайте гостям возможность посмотреть, чем живут местные на самом деле.
Полное погружение
Никакого овощного туризма: эногастрономический турист, очевидно, едет не за загаром, а за впечатлениями и новым опытом, для него лучший отдых – это возможность научиться чему-то новому. Потому он хочет не только смотреть, но и участвовать: например, приезжает в пору урожая, чтобы собирать виноград, а потом самому делать из него вино и уже потом дегустировать.
Ценность не связана с ценой
– Кто-то доплачивает за шефский столик и коллекционирует рестораны с мишленовскими звездами, а кто-то предпочитает локальные рынки. Кто-то останавливается в бутик-отелях при винодельнях, а кто-то ищет спальные места через Couchsurfing, чтобы потом вызвать Uber и поехать на ужин с VizEat. Развлечения на любой вкус и кошелек, любой степени оригинальности – эногастрономический рынок должен быть готов выполнить любой каприз, – считает Робин Шоу, директор Wine Tourism Australia.
Забота о здоровье и окружающей среде
– В моде sustainability, а также социально ответственный туризм: концепции нулевого километра и локаворства находят всё больше сторонников. Многие готовы переплачивать, чтобы быть уверенными в происхождении каждого ингредиента каждого блюда на своей тарелке и иметь возможность познакомиться лично со всеми принявшими участие в их производстве и приготовлении. Ответственное потребление – самая прямая дорога к здоровью и счастливой жизни, – убежден Стилианос Филопоулос, управляющий директор Wine in Moderation.
Турпакет с изюминкой
– Операторам услуг приходится проявлять всё больше креативности и смекалки: так, обычная дегустация в винодельне уже никому не интересна, а вот если она совмещена с концертом на открытом воздухе, винным спа и ужином среди виноградников – ждите гостей, – уверена Фелисити Картер.
Гастрономия на острие моды
– Еда всегда составляла неотъемлемую часть путешествия, но никогда раньше не была на первом месте среди поводов для поездки для такого количества людей, – отметил Жомбор Гэл, специалист Венгерского туристического агентства. – Признаться, что ты едешь в отпуск поесть, теперь не только не стыдно, но даже престижно. Многие специально подстраивают отпуск под гастрособытия – Vinitaly, Eurochocolate, Fiera Tartufo di Alba, Madrid Fusion. Всё потому, что шеф-повара – новые рок-звезды, а сомелье наступают им на пятки: раньше представители этих профессий за редким исключением были в тени, а теперь на всех экранах. А #foodporn – один из самых популярных хэштегов Инстаграма.
Гастрономическая дипломатия
Добрых два десятка стран развивают национальный бренд на эногастрономической почве. Яркий пример успеха такой стратегии – Перу, севиче и писко которого теперь знают во всем мире. Туристический поток в страну многократно возрос, созданы тысячи новых рабочих мест, что способствовало росту национального самосознания и привело к появлению сотен новых перуанских ресторанов.
– Еда и вино – отличная возможность приблизиться к пониманию чужого менталитета без слов, – считает Меридит Мэй, издатель трех ведущих американских отраслевых b2b-изданий.
Преимущества развития гастрономической дипломатии очевидны. В 2016 году министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову был представлен проект укрепления российской гастродипломатии, которая пока не числится среди приоритетных направлений работы ни Ростуризма, ни агентств, занимающихся национальным брендингом.
А в России что?
В 2015 году Россия вернулась в десятку наиболее популярных направлений у путешественников во всем мире, и с тех пор эксперты отмечают неуклонный рост турпотока. 2017-й год стал рекордным для российской туриндустрии: 81 млн человек совершили путешествие по России, из них 24,5 млн – иностранцы. Сошлись несколько факторов: сильные колебания на валютном рынке, падение цен на нефть и ухудшение ситуации с безопасностью в некогда популярных туристических регионах мира. В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в 2017 году, Россия заняла 43 место из 136 (не в последнюю очередь из-за сложности получения виз и отсутствия достаточной инфраструктуры).
Зарубежные туристы в первую очередь стремятся посетить Москву и Санкт-Петербург, Краснодарский и Приморский края. Все чаще среди целей туристической поездки упоминают вино и гастрономию. Согласно исследованию агентства ТурСтат, топ-10 самых популярных направлений для винного туризма в России возглавили «Абрау-Дюрсо», «Массандра» и «Эльбузд». Только в «Абрау-Дюрсо» в прошлом году с экскурсиями побывали более 300 тыс. человек.
В 2015-м запустили маркетинговую стратегию продвижения России за рубежом, в рамках которой открываются туристические офисы Visit Russia в разных странах.
Разрабатывается комплексный проект «Русское гостеприимство». В рамках этой программы представители туриндустрии намерены улучшать свой сервис для того, чтобы удовлетворять специфические требования к проживанию и питанию, свойственные тем или иным культурам, конфессиям, а также предоставлять туристам информацию на их родном языке. Проект включит в себя уже реализуемую программу China Friendly, а также новые направления, такие как Halal Friendly, India Friendly, Kosher Friendly и другие.
С 2013 года ведется работа над созданием национального туристического портала russia.travel, где отдельным направлением представлен гастрономический туризм.
Ростуризм признает: гастрономический туризм в России – направление перспективное. В России живут 192 народности, и у каждой из них есть своя уникальная гастрономическая культура, а в каждом регионе – свои специалитеты. Так, Вологодская область славится молочными продуктами, Ненецкий округ – продуктами из оленины, в Краснодарском крае и Крыму – винодельни, в Суздале – медовуха. Причем туристы интересуются не только потреблением готовой продукции, но и производством, и тематическими музеями, и мастер-классами.
Уже несколько лет предпринимаются попытки инвентаризировать российское гастрономическое наследие, разработав наглядную «вкусную» карту. Недавно Минсельхоз РФ предложил создать также карту отечественных производителей вина, пока же презентуют туристический маршрут «Винная дорога Крыма». И уже в 2017 году в Ростовской области был создан первый винный кластер, который объединил семь винодельческих предприятий, развивающих эногастрономический туризм.
По словам Л.В. Гелибтермана, президента Международного эногастраномического центра – пионера и, кажется, главного энтузиаста развития гастротуризма в России – на начало 2018-го более 30 регионов проводили более-менее активную работу по своей гастрономической самоидентификации. Конечно, все они идут с разной скоростью, так как у них разные исторические, инфраструктурные и финансовые возможности, и многие конкурируют за звание родины одних и тех же блюд.
Особое место занимает Санкт-Петербург, который заявил, что хочет стать гастрономической столицей России и планирует создать бренд «Петербургская кухня».
Ирина Гусинская
Известия, 00:01, 22.04.2018