На Рудгормаше создана своя система подготовки квалифицированных специалистов для предприятия
Раньше на каждый воронежский завод работало сразу несколько научно-исследовательских институтов, профильные вузы и средние профессиональные учебные заведения. Например, только Рудгормаш, о котором сегодня и пойдет речь, обслуживало пять НИИ, да и в квалифицированных кадрах дефицита не было. Сегодня подобная система "снабжения" ключевых производств города всем необходимым уничтожена. Выживание каждого промышленного гиганта целиком возложено на него самого. И Рудгормаш — одним из немногих заводов области — сумел принять вызов времени и наладить собственную систему "взращивания" нужных специалистов.
МЫСЛИТЬ ПО-НОВОМУ
Уже несколько лет здесь успешно работает современный учебный центр, внедряющий новейшие методики подготовки и переподготовки кадров. А месяц назад стартовал еще один инновационный учебный проект для молодежи — "Школа лидерства".
С распадом централизованной системы планирования и разработки новой продукции связь проектных институтов с предприятиями прекратилась. Сегодня на Рудгормаше работает собственное специальное конструкторское бюро, которое и осуществляет все научные разработки новой техники и модернизацию выпускаемого оборудования.
В новейшей российской истории Рудгормаша около 60 образцов новых типов буровых станков, вагонов, грохотов и сепараторов прошли испытания и поставлены на серийное производство. Они нашли своих потребителей в России и за рубежом, в том числе в Индии. Один из последних примеров — колтюбинговые установки, предназначенные для извлечения из аварийных угольных шахт метана, что позволяет избежать взрыва газа и спасти сотни человеческих жизней.
Молодые ученые, которые сегодня работают на заводе, трудятся в тандеме с асами своего дела, наставниками не одного поколения рудгормашевской молодежи. Это кандидаты технических наук В.С. Литвинов и В.В. Агеев, доктор физико-математических наук А.Г. Звегинцев, главные конструкторы В.А. Коршков и А.А. Свертков.
Благодаря этому связи Рудгормаша ежегодно расширяются, компания крепко встает на ноги. В настоящий момент в числе потребителей продукции воронежской горной машиностроительной компании — Узбекистан, Казахстан, Монголия, Украина, Белоруссия, целый ряд европейских и азиатских стран, не говоря уже о российской горнодобывающей промышленности.
Чтобы развивать наметившуюся тенденцию, создать задел назавтра, необходимы свежие интеллектуальные силы, талантливые ребята, способные мыслить по-новому.
Президент Рудгормаша Анатолий Чекменев, который принял непосредственное участие в подготовке и открытии "Школы лидерства", считает, что это вовсе не "изыск", а объективное требование времени:
— Любое производство, а особенно такое высокотехнологичное, как у нас на заводе, не может развиваться и всегда оставаться конкурентоспособным без того, чтобы постоянно не держать руку на пульсе времени. А учитывая, что и президент, и председатель правительства страны провозгласили курс на развитие наукоемкой промышленности, модернизацию старых производств, не перестроиться на новый тип экономического и управленческого мышления — значит, остаться на обочине.
Главным богатством нашего края я считаю интеллектуальный потенциал, талантливых и перспективных молодых людей. Именно на принципиально новый подход к подготовке кадров мы и решили сделать упор в стратегии развития нашей компании.
"Школа лидерства", стартовавшая чуть более месяца назад, — это лишь очередной шаг в реализации поставленной задачи, — заметил Анатолий Чекменев.
ШКОЛА УСПЕХА
Учебный центр существовал на воронежском заводе многие десятилетия. Однако в последние несколько лет, с приходом его нового начальника Галины Жирновой, он превратился в принципиально иную, современную систему подготовки и переподготовки кадров.
— Раньше система обучения и переобучения специалистов на предприятии в группах "Школа мастеров", "Школа специалистов" и "Школа молодых преподавателей" представляла собой скучное чтение лекций и сдачу сотрудниками экзаменов. Поэтому на подобные курсы рабочих было просто не загнать. Да и качество такого обучения оставляло желать лучшего, — рассказывает Галина Жирнова.
—Сегодня же учебный процесс проходит в современных помещениях, с использованием новейшего оборудования (видеокамер, проекторов, компьютеров и интернета). Изменилась и форма подачи знаний: сейчас это психологические тренинги, ролевые игры, решение кейсовых задач и другие.
Согласитесь, есть разница: заставить мастера просто выучить технику безопасности работы со станком с тем, чтобы он после проводил инструктаж для подчиненных, или попросить его выступить перед ними как перед рабочими, а позже, обсуждая видеозапись выступления, коллективно оценить все плюсы и минусы.
Такая же система обучения принята и в недавно открытой при Рудгормаше "Школе лидерства". Разница лишь в том, что ее "ученики" — это не сотрудники завода, а просто молодые люди, студенты или выпускники разных вузов Воронежа, изъявившие желание саморазвиваться и не пожалевшие на это три часа в неделю свободного времени.
Как нам рассказала пока единственный преподаватель нового образовательного проекта "Рудгормаша" Валентина Даринская, сотрудник Московской высшей школы управления, желающих бесплатно походить на подобные "курсы лидерства" было немало:
— Отбор в первую группу обучения проходил на основе присланных нам резюме и эссе о планах претендента на будущее. Главными критериями оценки здесь мы считали целеустремленность молодых людей, активную жизненную позицию, осознание того, что все в жизни зависит от них, и желание развиваться и обучаться. В итоге мы отобрали 15 лучших.
В процессе обучения "новобранцев" используется авторская методика, которая базируется на новых подходах в проектном менеджменте, развивает навыки лидерства и командной работы. Здесь "ученики" впервые пробуют себя в качестве выступающих перед большой аудиторией, телеведущих, разработчиков и руководителей своих проектов, организаторов совещаний и так далее.
Лучшие выпускники получат возможность отправиться в будущем году на молодежный форум на Селигер, а впоследствии будут приглашены на лучшие предприятия города, в том числе и на Рудгормаш, — рассказала Валентина Даринская.
Сами ребята считают подобное четырехмесячное обучение не только полезным, но и интересным:
— О "Школе лидерства" я узнала от преподавателя в институте. Мне нравится, что все занятия проходят в виде ролевых игр, состязаний и при этом реально очень полезны для меня, — говорит Марина Загузина, выпускница Международного института компьютерных технологий в Воронеже, а ныне — молодая мама и ученица "Школы лидерства". — Дело в том, что до рождения ребенка я работала директором магазина и только сейчас поняла, что многих необходимых мне навыков руководителя просто не имела.
Что касается планов на будущее, то не исключаю возможности работать здесь, на Рудгормаше. Ведь у предприятия, где так серьезно подходят к проблеме подготовки персонала, уверена, достойное будущее.
Ольга КЛИМЕНКО
«Московский комсомолец» в Воронеже», №49 от 2-9.12.2009