Липецк. 21.05.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Липецкая область входит в число регионов-лидеров по развитию кооперативного движения, старт которому в свое время дало руководство страны. Самым ярким примером сельхозкооперации в регионе является, пожалуй, сельскохозяйственный перерабатывающий снабженческо-сбытовой потребительский кооператив (СПССПК) «ЭКОПТИЦА», образовавшийся в 2010 году путем слияния двух местных птицефабрик. Сейчас в его состав входят уже семь участников. В результате объединения разных активов кооперативу удалось в полной мере развить такие направления, как птицеводство, животноводство, растениеводство, переработка, а также наладить производство мясных и молочных продуктов. Руководитель СПССПК Эдуард Кирьянов рассказал о том, нужно ли сейчас рынку мясо птицы, чем в этом деле может помочь система «Меркурий» и почему один в поле не воин.
– О вас крайне мало информации в СМИ. Интересно, как вы пришли к открытию своего дела? И почему выбор пал на сферу АПК? Были ли другие варианты?
– Большого выбора не было – или торговать, или что-то производить. Чтобы производить что-то высокотехнологичное, не хватало и не хватает знаний, а сельское хозяйство достаточно понятно и на тот момент, когда встал вопрос об открытии своего дела, было востребованным. К выбору, можно сказать, привели обстоятельства. Ведь мясо птицы раньше было в дефиците, оно завозилось из Европы и Америки.
– А сейчас рынок по производству мяса птицы не исчерпал себя? Есть для кого производить и кому покупать или всё же наблюдается какая-то стагнация?
– Сейчас рынок уже насыщен отечественной продукцией. Производителям, думаю, стоит осмотреться, взвесить, нужен ли на рынке еще объем птицы, иначе будем работать за пределами рентабельности.
– Как на отрасли и на вашем кооперативе, в частности, может сказаться ситуация с повышением курса евро? Допустим, цыплят вы не закупаете, они у вас свои… А как обстоит дело с теми же компонентами комбикорма?
– Мы покупаем витамины, они все импортные, в России их нет. К слову, витамины в этом году подорожали в 20 раз и не из-за курса евро, а теперь и курс поднялся. А с ростом курса подорожает и соевый шрот, который идет из Аргентины и Бразилии. Это повлияет на себестоимость, конечно, но не факт, что поднимется цена на нашу продукцию, может даже упасть.
– Как в целом прошлый год прошел?
– Хуже, чем 2016-й, но с плюсом. В этом году пока не совсем понятно, как сложится ситуация, возможно, и в минус уйдем, так как на рынке много схожей продукции, да и розничные сети диктуют свои правила.
– Какой выход?
– Время покажет. Всем понятно, что без прибыли ни одно предприятие существовать не может. Рынок продиктует свои условия, в которых кто-то выживет, а кто-то нет. У нас большой кооператив: где-то ровно, где-то плюс, а где-то минус. Надеемся, что наши отрасли поддержат друг друга. Хотя часто бывает и так, что одна отрасль тянет вниз за собой другую. Мы в ожидании, что и государство примет участие в урегулировании ситуации на рынке. Есть надежда на автоматизированную информационную систему «Меркурий», которая заработает с 1 июля. Может, она внесет коррективы. Сейчас много контрафактов и неучтенной продукции.
– Сама система перехода на электронные рельсы сложная, дорогостоящая?
– Достаточно кропотливая. Ею нужно заниматься, должен быть грамотный персонал. Мы, кстати, первые в Липецкой области, кто ее внедрил. К примеру, с 1 января мы уже работаем по птице на 100%, остальные предприятия кооператива подтягиваются. Считаю, что всё это пойдет на благо бизнеса. Все должны быть в равных условиях и работать по установленным законом правилам. Тогда и начнется нормальная конкуренция. Надеемся, государство правильно доведет начатое до конца. Также в скором времени ожидается переход кассовых аппаратов на GPRS-систему, которая уберет всю обналичку.
Поясню, многие переработчики птицы, не выращивая ее, делают разделку и продают в маленькие магазинчики, которые рассчитываются наличкой, тем самым зарабатывая на этом. И таких переработчиков по стране очень большой процент. С введением новой системы работы это уйдет в прошлое и будет равное поле для всех.
– В прошлом году вы произвели ребрендинг компании. Зачем? По вашему мнению, он «зашел»?
– Зачем ребрендинг? Это, наверное, веяние моды. То, что выглядело актуально и уместно вчера, сегодня – нет. Это была даже больше не наша инициатива, а требование потребителя. Люди хотят покупать продукцию, которая эстетично оформлена.
– Если проследить этапы развития вашего кооператива, то он из года в год продолжает наращивать показатели – как по выручке, так и по объемам производства. Как считаете, все-таки будущее за такой универсальностью, за объединением предприятий?
– Жизнь человека коротка, и если ее тратить в поисках правды одному, то времени может и не хватить. Что же касается кооперации, то здесь всё происходит намного динамичнее. Члены кооператива, которые добились определенных успехов в своем направлении, свои знания, умения и опыт вкладывают в одно общее дело. Яркий пример – наш кооператив. Если ответ на вопрос у одного человека займет месяц, у нас на это уходит час. На той же летучке на этот вопрос кто-то из членов кооператива даст внятный ответ, дорожную карту, по которой дальше работать.
– А нет обратной стороны, что приходится считаться с другими мнениями?
– У нас уже сложилась достаточно правильная реакция друг на друга. Мы как в передаче «Что? Где? Когда?». Если человек берет ответственность на себя, значит, он знает ответ.
– Совсем недавно в состав кооператива вошла компания «Липецкптица», которая производит пищевое яйцо. Насколько известно, она испытывала финансовые трудности. Какие планы у вас по этому предприятию?
– Нам удалось снизить ставку по кредиту для компании на более низкий процент, с 19% до 9%. Также мы подали заявку в Минсельхоз РФ на финансирование инвестиционного проекта, где рассматриваем возможность где-то на треть увеличить производительность площадки.
– Липецкая область на фоне остальных по Центральному Черноземью привлекательна в плане инвестиций?
– Что такое инвестиционная привлекательность? Это адекватность власти. Думаю, руководство области сделало максимально интересное предложение инвесторам, которых достаточно много в регионе. У нас действует свободная экономическая зона, да и нет пяди земли, которая не обрабатывается, если брать сельское хозяйство. Промышленность тоже не на последнем месте.
– Наверняка у вас есть свой жизненный принцип, девиз.
– Я не столь принципиальный человек, никаких девизов. У всего человечества есть один принцип, по которому нужно жить. Если взять, допустим, Библию, то там прописаны все принципы любого человека. Я пытаюсь их придерживаться.
– Какие качества цените в людях?
– Минимальное количество лукавства.
– У вас есть свободное время?
– Достаточно много свободного времени. Думаю, люди, которые занимаются похожим бизнесом, больше преувеличивают свою занятость, что они сверхзагружены. Рабочее время использую по максимуму, остальное – мое личное время. Тот, кто скажет, что работает 24 часа в сутки, не просто лукавит, а врет.
– Вы жаворонок или сова?
– По мере необходимости. Нет проблем вставать рано, но и раньше нужного тоже не встану.
– У вас есть любимые увлечения?
– Можно сказать, что я люблю всё. И мотоциклы, и машины, и лошадей, и горные лыжи. Охота и рыбалка само собой. Всё, что связано с каким-то выделением адреналина, это мое.
– Какое место произвело на вас сильное впечатление? Может, в России или за границей. Куда хотите возвращаться снова и снова?
– Ни к каким местам особо не привязывался, кроме родины.
– Вы местный?
– Да, родился в Липецкой области.
– Какие ставите задачи перед предприятием или собой лично на ближайшие годы?
– Задача одна – продолжить развитие и довести до ума всё, что начато.