22 ноября 2024, 21:44
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГИ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Вице-губернатор Липецкой области Юрий Таран: «То, что мы сегодня видим в воспитании детей, – это драма»

24.05.2018 16:24
Автор:

Липецк. 24.05.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Юрий Таран был школьным учителем, занимался наукой, возглавлял областное управление образования. С 2015 года господин Таран – заместитель главы администрации Липецкой области. Он рассказал «Абирегу» о своей семье, образе жизни, а также поделился педагогической точкой зрения на современное воспитание.

– Я был удивлен, когда нашел в интернете песню Юрия Тарана «Звезда России». Это ваша?

– В 70–80 годах в каждом городе, дворе, думаю, что и в каждом сельском клубе обязательно были группы мальчишек, которые бренчали на гитарах. Я тоже тогда осваивал гитару. И мы не просто перепевали песни рок-групп или, как тогда говорили, советских вокально-инструментальных ансамблей. Мы сочиняли и свои песни.

Когда я познакомился с миром бардов, желание писать песни во мне еще больше укрепилось. Хоть я никогда не считал себя автором-исполнителем. Те, песни, которые можно сегодня найти в интернете, это песни, которые я сочинял, работая педагогом в лагере «Прометей» и в других детских лагерях Липецкой области и России. «Звезда России» появилась в уже далеком 1993 году, когда Советский Союз рухнул, а вместе с ним ушли в прошлое и пионерская организация, и комсомол. Летом 93-го года мы даже не знали, как нам проводить линейки, костры, которые раньше назывались пионерскими.

Я помню, мы завершали первую смену песней «Катюша», как это делали наши болельщики на Олимпиаде. И тогда я сочинил «Звезду России». Это песня-речевка, песня-речитатив. И она стала достаточно популярной. Вторую смену мы уже ей открывали и закрывали, потому что она отвечала идеологическим потребностям времени. Это, кстати, не единственная моя детская песня. Раньше их было много. Это сейчас я не пишу. Чиновничья работа не оставляет времени на музыкальное творчество.

– Ваша склонность к музыке родом из детства?

– Да. У меня отец профессиональный музыкант, в прошлом директор музыкальной школы. Он, к сожалению, очень рано ушел из жизни, в 60 лет. С детства я был окружен музыкой и, вообще, искусством. Мама у меня, хоть и не имеет педагогического образования, больше 20 лет проработала в школе учителем черчения и рисования. Родители, конечно, много в меня вложили. Хотя отец не стал настаивать, чтобы я учился в музыкальной школе, с музыкой я дружу до сих пор. Раз в полгода мы собираемся с компанией друзей. У меня все друзья, в основном, со студенческих лет, что называется, на всю жизнь. И среди них многие прекрасно играют и хорошо поют. Естественно, мы поем не рэп, а те песни, которые прошли с нами всю жизнь.

– Где и как вы вообще любите отдыхать?

– Я люблю путешествовать, но чтобы отдых был с серьезной экскурсионной программой. А так я закоренелый дачник. Я с удовольствием сам кошу газоны, поливаю, копаю… Жена у меня разбивает цветники. Мы получаем с ней колоссальное удовольствие именно от общения с природой. Наверное, физический труд, когда ты занят сидячей интеллектуальной работой, действительно, очень нужен.

– Были ли в вашей жизни люди, которые перевернули вашу жизнь?

– Я назову несколько человек. Помимо родителей, это два моих научных руководителя: Сталь Анатольевич Шмаков и Михаил Андреевич Вейт. Мое становление как педагога и ученого проходило под их влиянием. Я думаю, что был хорошим учеником и оправдал их доверие.

Сталь Анатольевич очень болезненно реагировал, что из нашей жизни ушла пионерская организация и все, что с ней связано. И когда он, уже маститый профессор, как почетный гость приезжал к нам в «Прометей», мы показывали ему проекты, которые делали в этом оздоровительном лагере, те песни, которые пели с детьми, – и Сталь Анатольевич поверил, что не все потеряно! Ему было очень приятно, что в Липецкой области сохраняются заложенные им традиции неформального, творческого отношения к детскому отдыху. И однажды в конце 90-х годов он подарил мне книгу с дарственной надписью: «Уважаемый Юрий Николаевич, спасибо за песни».

Конечно, я не могу не назвать еще одного человека, который буквально перевернул мою жизнь. Это глава администрации области Олег Петрович Королев, который 15 лет назад поверил в меня и доверил руководить системой образования региона. Так я из ученого и педагога, превратился в управленца, руководителя крупной отрасли.

– Что вас тревожит как педагога?

– В первую очередь то, что современные дети имеют очень размытые ценностные ориентиры и то, что они боятся будущего. Нашему поколению было проще. Мы знали, что у нас будет работа. Что если хорошо учиться, получишь средне-специальное или высшее образование. Сегодня можно и плохо учиться, но получить даже высшее образование. Нужны только средства!

У нас были другие мечты, наверное, более возвышенные. По крайней мере, никто не мечтал работать сторожем-охранником и не видел в этом предел своих мечтаний. Уж тем более, никто из девочек не мечтал о какой-то красивой жизни, которую сегодня рекламируют разные телепроекты от «Дома-2» до «Холостяка» и прочего.

Все было достаточно четко. В вопросах и образования, и трудоустройства, и жилья. Правда, выбора практически не было: один год – одна попытка поступить в вуз. Но у сегодняшних детей выбор есть, а уровень тревожности за свое будущее при этом более высокий.

Сегодня дети испытывают огромное давление со стороны социума, или, как говорят, улицы и интернета. В хаосе информации пристанью для подростка должна стать семья. Но как раз сегодня, семья, говоря официальным языком, зачастую делегирует свои полномочия по воспитанию и перекладывает долю ответственности за ребенка на людей, которым можно заплатить.

Что такое сегодня репетиторство? Если раньше папа с мамой делали с ребенком уроки, помогали ему, сегодня легче нанять человека, который сделает это профессиональнее и с которого можно будет спросить. Конечно, в советские времена были репетиторы, но лишь у некоторых и в выпускных классах. А сейчас репетиторы чуть ли не с начальной школы.

В Липецке, Ельце и даже в маленьких городах появляются так называемые, центры раннего развития детей. Что там делают? Там с детьми играют, рисуют, делают аппликации, читают вслух. Это то, чем раньше занимались с детьми родители и бабушки с дедушками. И эта тенденция в нашем обществе за последние 25–30 лет набирает только силу.

– Отчуждает ребенка от семьи…

– Да, от семьи, от родителей. Переложить воспитание на других, откупиться, решить проблемы ребенка не за счет душевной близости, а за деньги. То, что мы сегодня видим в воспитании, – это драма. Дети уходят в виртуальный мир, в интернет, там ищут себе друзей и вообще все то, что не находят в семье и школе.

Причем решения проблемы «интернет-ребенок», которые предлагаются на уровне органов власти и общественности, пока, к сожалению, не эффективны. Я очень надеюсь на поколение 2000-х. Это те ребята, которые сейчас поступают в вузы. Это «поколение гаджетов», которое придет в систему образования и будет разговаривать со школьниками на одной волне.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0