Липецк. 25.05.2018. ABIREG.RU – Аналитика – 4-5 января 2018 года, когда страна погрузилась в постпраздничную спячку, в Елецком университете бурлила жизнь: для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений Ельца и всей Липецкой области была организована зимняя университетская школа «ОНИКС». Ректор ЕГУ Евгения Герасимова рассказала «Абирегу» об этом уникальном проекте, опыт которого, несомненно, должен быть тиражирован вузами всей России.
– Евгения Николаевна, почему именно «ОНИКС»?
– Название проекту дали первые буквы его основных составляющих – образование, наука, искусство, культура, спорт. Оникс, к тому же, всегда считался камнем мудрецов. Из оникса, утверждают историки, в X веке до нашей эры построил в Иерусалиме свой храм царь Соломон, наделенный невиданной мудростью. Хотя наша задача была куда скромнее: дать возможность старшеклассникам погрузиться в университетскую среду, в непосредственном общении с преподавателями почувствовать атмосферу знаний и определиться с профессиональным выбором. Институты, входящие в состав ЕГУ, подготовили для участников «ОНИКСа» восемь тематических площадок, наполненных мастер-классами опытных преподавателей, образовательными квестами, тренингами, интеллектуальными и творческими играми, в которых была отражена специфика их профиля. К примеру, в агропромышленном институте наши гости смогли принять участие в настоящем анализе качества сыров, молочных продуктов, воды и хлеба. А преподаватели и студенты юридического факультета организовали целый судебный процесс, в котором было всё: само «преступление», его расследование, включая криминалистическую экспертизу, судебное заседание с участием судей, прокуроров, адвокатов, свидетелей и, естественно, «подсудимых», сидевших в клетке. Институт физической культуры и спорта провел полноценный турнир по мини-футболу, в котором в качестве тренеров приняли участие профессиональные футболисты из Москвы, начинавшие свою спортивную карьеру в Ельце. Любопытно, что вместе с детьми активное участие в проекте приняли и их родители, а также бабушки – креативная и небезразличная часть нашего социума.
– У вас была уверенность, что вы сможете в праздничные дни поднять людей с диванов, оторвать их от компьютеров и телевизоров?
– Этот момент мы тщательно продумали: программы «ОНИКСа» были предложены заранее. В середине декабря мы «вывесили» их на сайте, открыли электронную регистрацию. Тем не менее абсолютной уверенности в успехе проекта у нас не было. И тем радостнее, что нас поддержали: площадки посетили более 800 учащихся, не считая родителей, причем не только из Ельца, были также школьники из Липецка, Воронежа, Москвы и других городов, приехавшие на каникулы в Елец. Расстраивает, правда, то, что старшеклассников было меньше, чем мы рассчитывали, – более половины гостей – ученики средних классов.
– Современная школа ориентирует учащихся на индивидуальный образовательный успех, особенно старшеклассников, а функцию их социализации берут на себя, увы, социальные сети…
– И этот тревожный симптом лишний раз убеждает нас в том, что мы находимся на правильном пути, стараясь уделять больше внимания школьникам – нашим будущим студентам, живому общению с ними. Ведь средняя школа с ее безумными технологиями подготовки к ЕГЭ не видит своих проблем, она самодостаточна, ей не до социализации, не до воспитания учащихся и уж тем более не до проблем вузов – сами, мол, разберутся. В этой связи на память приходят есенинские слова о том, что «лицом к лицу лица не увидать». Мы должны работать в контакте со школами, помогать друг другу, знать общие проблемы. К счастью, есть немало думающих учителей: один из них – классный руководитель из елецкой школы № 15 – привел на «ОНИКС» весь свой класс.
– Буквально через неделю после «ОНИКСа» нашу страну потрясли три ужасных преступления в школах Перми, Челябинской области и Улан-Удэ, произошедшие в течение одной недели, при этом их организаторы были членами закрытых групп в социальных сетях…
– Я уверена, что меры технического характера, предлагаемые в этой связи многими, к примеру блокировка тех же закрытых групп, призывающих к насилию и агрессии, большого эффекта не возымеют. Решение вопроса лежит, повторюсь, в активизации общения школ и вузов с учащимися и их родителями, в уходе от губительной виртуальной социализации. И если мы не хотим повторения подобных ситуаций в будущем, наш опыт следует распространить на вузы не только Липецка, но и всей России.