Воронеж. 29.05.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Сегодня более 70% вновь зарегистрированных предприятий и предпринимателей в нашем регионе выбирают Центрально-Черноземный банк в качестве партнера. Высокий уровень доверия клиентов банку подтверждается итогами работы ЦЧБ за прошедший год: кредитный портфель корпоративных клиентов достиг 438 млрд рублей. Председатель Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Владимир Салмин рассказал, как выиграть конкуренцию за малый бизнес, продолжат ли цифровые технологии облегчать жизнь клиентам и планирует ли Центрально-Черноземный банк объединиться с другим территориальным банком.
– Традиционно начало года характеризуется спадом деловой активности, однако ЦЧБ, насколько известно, эту тенденцию нарушил?
– Действительно, в первом квартале этого года нам удалось нарастить темпы кредитования реального сектора экономики региона – объем выданных заемных средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 40% – до 100 млрд рублей. Это очень хороший показатель, демонстрирующий, что, несмотря на санкции и ряд иных кризисных явлений, при активной поддержке власти бизнес восстанавливается. Сегодня с нами работают свыше 125 тыс. корпоративных клиентов от малого бизнеса до крупных холдингов, поэтому мы можем оценивать ситуацию практически изнутри.
Особенную гордость вызывает тот факт, что Сбербанк остается в числе лидеров по доле рынка кредитования корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей в Черноземье. Сейчас этот показатель составляет порядка 45%, и в наших планах – работать над его увеличением.
– То есть банк нацелен и на рост клиентов из сегмента малого бизнеса? Стоит ли результат потраченных сил, ведь Сбербанк исторически ассоциируется с масштабными проектами, взаимодействием с крупными холдингами?
– Мы нацелены на максимальный охват корпоративных клиентов, поэтому очень важно выстроить органичное взаимодействие банка и малого бизнеса. Сейчас в общем кредитном портфеле Центрально-Черноземного банка на малый и микробизнес приходится более 25 млрд рублей. За первый квартал банк увеличил объемы финансирования основного и оборотного капитала клиентов из малого бизнеса на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
– При этом малый бизнес – это один из ключевых сегментов, за который идет борьба в банковском секторе. Какую стратегию «завоевания» выбрал банк?
– Конечно, различных предложений на рынке для малого бизнеса много. Многие пытаются конкурировать только ценой продукта. Но необходимо мыслить шире, потому что банк сегодня – это не только заемщик. Это – полноценный партнер, который предоставляет возможность развиваться. Информация – вот, что еще нужно предпринимателям: знать, куда, как и когда двигаться, ведь небольшие предприятия более маневренные. Технология кредитования малого бизнеса в Сбербанке – многофакторная модель анализа не только самого бизнеса клиента, но и оценка направлений, которые могут оказывать влияние на него. И в процессе совместной работы мы даем клиенту важную информацию: она помогает увидеть потенциальные проблемы в его бизнесе и принять правильное решение.
У нас много программ поддержки и развития предпринимателей. Вот, например, одна из них стартовала на днях – «Бизнес класс Google со Сбербанком». Это дистанционное обучение, которое длится пять месяцев. Оно включает в себя уроки и вебинары, а также четыре очных класса по бизнес-моделированию, маркетингу, продажам и финансовому учету. На сегодняшний день число зарегистрировавшихся участников в шести наших регионах – более 110 тыс. человек. И это очень показательная цифра, которая подтверждает мои слова о необходимости делиться информацией с нашими партнерами в сфере малого бизнеса, обучать их эффективному развитию.
– Аграрный бизнес по-прежнему остается приоритетным направлением для банка в Черноземье? Довольны ли вы результатами его развития?
– Действительно, аграрный сектор был и остается для банка приоритетным, что вполне логично, исходя из специфики нашего региона. Результаты многолетней работы по формированию мощного черноземного агрокластера сегодня видны, думаю, всем. Мясные и молочные холдинги известны далеко за пределами Центральной России, и очень приятно, что Сбербанк внес свою лепту в их становление.
Кстати, аграрный сектор по-прежнему сохраняет свою инвестиционную привлекательность. Особое внимание сейчас уделено развитию молочного кластера Воронежской области. На это направление будут выделены субсидии для финансирования заемщиков в объеме 10,5 млрд рублей. Более 500 млн рублей инвестиционных кредитов планируется выдать предприятиям, относящимся к малым формам хозяйствования.
Сегодня Центрально-Черноземный банк наращивает объемы своего участия в совместной программе Минсельхоза. В 2017 году была запущена принципиально новая программа субсидирования производителей продукции АПК, согласно которой организация получает кредит по льготной ставке до 5% годовых. Только в 2017 году по этой программе было одобрено кредитов на сумму более 66 млрд рублей. Растут объемы выдачи льготных кредитов и в этом году. Пока мы видим фактически рекордную динамику: в первом квартале объем выданных кредитов вырос в четыре раза.
– Во всем мире сегодня большое внимание уделяется сервису. И это касается любого направления бизнеса, ну а банковского сектора – в первую очередь. За последние годы Сбербанк сделал большой шаг вперед в этом направлении. Что приготовили для клиентов сегодня?
– Абсолютно верно, что работа по улучшению сервиса очень важна. Стремясь оставаться первым на рынке, необходимо непрерывно инвестировать в это направление, максимально предугадывать потребности клиента. Так, например, использование Big Data позволило Сбербанку первым запустить роботизированный процесс открытия счета, который экономит время клиентов. С этой целью также реализована услуга «Выездной клиентский менеджер», которая позволяет открывать счет без посещения офиса банка. В ближайшее время планируется запуск сервиса по курьерской доставке бизнес-карт клиентам. Запущен сервис автоматизированной оплаты налогов для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Все налоги и взносы рассчитываются автоматически, а пользователю остается только подтвердить платежное поручение, которое сформировал банк, и отправить готовую декларацию через интерфейс сервиса. Реализован пакет услуг «Личный юрист» для оперативного решения различных юридических вопросов.
– Если Россия в целом стоит на пороге «четвертой промышленной революции», то банковский сектор уже давно и успешно «накрыло волной» цифровизации и онлайн-технологий. Как долго банковские офисы еще будут актуальны?
– Действительно, мы активно движемся по пути максимальной цифровизации бизнес-процессов, и для большинства операций офисы уже не нужны. Открыть расчетный счет, депозит, направить платежное поручение, получить справку, счет-фактуру, выписку – всё можно сделать онлайн. Объем электронного документооборота с клиентами растет постоянно, сейчас в части расчетных документов он составляет около 99%.
У клиентов есть возможность проводить операции в Сети, в том числе и в районных центрах. В текущем году мы расширили перечень доступных операций в таких точках для корпоративных клиентов в четыре раза. Например, добавлены операции по выпуску и выдаче бизнес-карт, счет-фактур, приему/возврату исполнительных документов клиентов и некоторые другие.
Что касается общей тенденции, то вы абсолютно правы: чем больше операций совершается онлайн, тем меньше потребность в банковских офисах. Но мы будем действовать очень осторожно с учетом сложившейся ситуации.
– На рынке с завидной регулярностью появляется информация о каких-либо структурных изменениях в банке. Одна из последних – что Центрально-Черноземный банк планируют объединить с одним из территориальных банков Сбербанка. Эта информация имеет под собой реальные основания?
– Когда нечего противопоставить в борьбе за клиента и долю на рынке, нечем компенсировать технологическое отставание, то в ход идут различные домыслы. Поэтому я полагаю, что в основе таких слухов лежит только недобросовестная конкуренция.
Позиции Центрально-Черноземного банка на региональном финансовом рынке и в системе Сбербанка сегодня очень устойчивы. Мы успешно работаем, поэтому нам ничто не угрожает.