WorldClass

22 сентября 2024, 12:19
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Парадный квартал // 01.01.2010 – Миллениум для строителей?

04.12.2009 15:24
1 января 2010 года российские строители ожидают, пожалуй, с несравненно большей тревогой, чем все земляне ждали Миллениума. Всех чрезвычайно волнует вопрос – продолжится ли жизнь отрасли после означенной даты? И если продолжится – то в каких формах? Госдумой РФ в окончательном чтении были приняты поправки к Градостроительному кодексу, в соответствии с которыми с 1 января 2010 полностью прекращается действие лицензий на деятельность в строительной отрасли.

1 января 2010 года российские строители ожидают, пожалуй, с несравненно большей тревогой, чем все земляне ждали Миллениума. Всех чрезвычайно волнует вопрос – продолжится ли жизнь отрасли после означенной даты? И если продолжится – то в каких формах? Госдумой РФ в окончательном чтении были приняты поправки к Градостроительному кодексу, в соответствии с которыми с 1 января 2010 полностью прекращается действие лицензий на деятельность в строительной отрасли. Таким образом, на место системы лицензирования приходит система саморегулируемых организаций (СРО), при которой вся ответственность за деятельность участников строительного рынка берет на себя сама саморегулируемая организация. После полного перехода к саморегулированию строительные компании, не являющиеся членами СРО, не смогут осуществлять деятельность, оказывающую влияние на безопасность строительства.

О том, насколько воронежский строительный рынок готов к полному переходу на саморегулирование, журналу "Парадный квартал" рассказал генеральный директор единственного на сегодняшний день зарегистрированного в области НП СРОС "Строители Воронежской области" Александр Дмитриевич Никулин.

– Александр Дмитриевич, начнем с последних новостей. 10 ноября состоялся Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Каковы основные итоги встречи?
– Основные итоги вытекают из самого названия. Это первый съезд учредителей Национального объединения саморегулируемых организаций. В соответствии с Законом такое объединение должно быть создано. Задачи этого Национального объединения – координация деятельности всех саморегулируемых организаций в строительстве, созданных на территории России, защита их интересов, выработка нормативных документов, которые способствовали бы нормальной деятельности этих СРО, взаимодействие с органами власти. Впервые установлено законом, что органы исполнительной и законодательной власти на местах обязаны давать на согласование нормативные акты, касающиеся строительства, получать замечания от национального объединения и саморегулируемых организаций, реагировать на них, а не отмахиваться как от назойливой мухи. Призыв президента Дмитрия Анатольевича Медведева и премьер-министра Владимира Владимировича Путина к тому, что власть должна работать с бизнесом, здесь нашел четкое воплощение. Поэтому основным лейтмотивом съезда было следующее: нам необходимо объединиться, учитывая то, что сегодня в России отсутствует координирующий орган в строительстве. Нет ни Министерства строительства, ни каких либо других органов, которые занимались бы нормативными вопросами, а нам как воздух нужна нормативная база для работы строительного комплекса. Да, некоторые функции выполняет Минрегионразвития, в котором есть заместитель по строительству, но деятельность этого органа далека от совершенства. Например, в 2002 году был подписан Закон об утверждении технических регламентов, в том числе и в строительстве. Прошло 7 лет, технических регламентов нет до сих пор. Хотя они должны в обязательном порядке работать с 1 января 2010 года. Их нет, есть только один почти невыполнимый на практике регламент в пожарной безопасности... Поэтому одна из задач, которые берет на себя строительное сообщество через Национальное объединение, – это участие в разработке технических регламентов, разработке норм и правил работы строительного комплекса.

Существует категория объектов с повышенной опасностью. Законом предусмотрено, что для них Правительство в течение трех месяцев после принятия Закона должно выпустить особые требования. К сожалению, это положение до сих пор не выполнено. Да, сегодня проекты этих требований к объектам повышенной опасности находятся в работе, в черновиках они существуют. Но прошло уже полтора года... Если бы такие требования были, то те, кто разрабатывает требования к объектам 1-2 уровня ответственности, на которые выдаются свидетельства общего характера, могли бы от них отталкиваться. Однако такой "точки отсчета" сегодня нет. Поэтому Национальное объединение своей задачей поставило в ближайшее время откорректировать, стандартизировать эти требования для каждой организации. Чтобы не было такого, что Москва не принимает свидетельство воронежское, тамбовское, петербургское даже… Тогда можно говорить об ответственности всех и возможности каждого СРО выполнить комплекс работ в соответствии с требованиями, техническими регламентами и т.д.
На съезде мы избрали совет из 30 человек, который будет исполнительным органом Национального объединения, и избраны туда достойные люди. Учитывая, что членство в Национальном объединении обязательно по Закону, я считаю, что после регистрации в течение полугода такие требования будут выработаны.

– Каково сейчас реальное положение дел со СРО в строительстве в ЦЧР? Сколько НП получило статус СРО, сколько не получило? Кто пытается получить этот статус и, на Ваш взгляд, насколько это реально сделать в ближайшее время?
– Если говорить в целом по стране, то из 89 регионов РФ не охвачено два. На сегодняшний день Ростехнадзор зарегистрировал всего 64 НП в целом по России. Но многие организации являются межрегиональными, и они создали сеть филиалов. Есть сейчас некоторые некоммерческие организации, у которых сегодня в 56 регионах есть свои филиалы, то есть они "накрывают" практически всю Россию. Что касается ЦЧР, то в Воронеже первое СРО зарегистрировано в апреле, в мае зарегистрирована белгородская организация, в июне – липецкая, сегодня находятся документы на регистрацию тамбовской и курской. Так что в ЦЧР до конца года в каждой области будет своя СРО. Они необходимы для того, чтобы взаимодействовать с местными властями. Вы же прекрасно понимаете, что если, например, в Воронеже появится филиал иногородней (допустим, московской) СРО, то взаимодействия с органами власти не будет. Филиал есть филиал, у него есть свое руководство в Москве, например. И, конечно, реальной помощи от этих филиалов на местах не будет.

Что касается Воронежа, то, по моей информации, пять СРО находятся в разной стадии оформления. Я думаю, что одна из них, возможно, будет зарегистрирована в оставшееся до конца года время.

Регистрация не прекратится 1 января, так что новые СРО будут создаваться, а, может быть, и распадаться в будущем году... Вообще, не нужно думать, что 1 января строительная жизнь прекратится – нет, конечно. На мой взгляд, обвала на рынке не будет. Да, в соответствии с Законом с 1 января на рынке могут работать только члены СРО, получившие свидетельства. Те, кто хочет реально работать на строительном рынке, конечно же, давно определились, в какую СРО вступать. А те, у кого остались какие-либо элементы неопределенности, имеют возможность определиться. И говорить о том, что отмена лицензирования внесет хаос, – это неправильно. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в России такого не будет.

– А каково соотношение охваченных и не охваченных СРО компаний?
– Вот этого, к сожалению, сказать не может никто. Никто не считал, кто из имеющих лицензию должен получить членство СРО, а кто не должен, исходя из требований Закона к обеспечению технической безопасности.

Ведь лицензирование отменяли из-за того, что сам подход к выдаче лицензий и бесконтрольность после ее выдачи и привели к тому, что на рынке выдано 240 тысяч лицензий (в том числе 2800 в Воронежской области), а действующих компаний, которые реально работают на рынке, на самом деле гораздо меньше. И это очень ярко проявилось, когда начали появляться СРО. Например, в Воронеже, кроме НП СРОС "Строители Воронежской области", зарегистрированной в апреле, пытаются создать еще пять. 5 умножить на 100 необходимых членов – это 500, плюс мы – 600, а где же остальные тысячи?..

Законом предусмотрено, что для строительства неопасных объектов и ведения работ, не влияющих на безопасность объектов, членство в СРО и, соответственно, никакая разрешительная документация не требуются. И это правильно. Нельзя на штукатурные, малярные работы давать разрешения! Есть технические нормы и требования к этим видам работ. Если качество не удовлетворяет заказчика – он просто перекрасит. Но это не повлияет на безопасность здания и не причинит убытки третьим лицам. Это убыток заказчика, который нанял такого подрядчика. Таких работ, нуждающихся по старой системе в лицензировании, было много. Образно говоря, у нас для того, чтобы вырыть яму, нужно было иметь лицензию.
Подразумевается, что саморегулирование, когда сами члены СРО будут давать допуск своим коллегам и коллегиально отвечать за результаты своей деятельности, станет более эффективным инструментом контроля качества строительства. Что означает обеспечить качественное строительство и безопасность объекта? Значит, надо иметь квалифицированные кадры, специально обученных технических работников – специалистов по разным направлениям и, конечно, материально-техническую базу: если механизмов нет, они не обеспечивают нормальный технологический режим, то и качественного объекта не построишь, нельзя ведь руками копать котлован. Однако у нас такие организации были, в лицензии у них значилось: отрыв котлована, но никакого оборудования в таких организациях никогда не было... Так что, к сожалению, никто не может сказать, что, например, из двух тысяч организаций членами СРО должны стать одна или полторы тысячи.

Я подчеркиваю: саморегулирование – это кропотливый труд. И с созданием, регистрацией СРО работа только начинается. Ведь основная работа – это научить строительные компании работать на рынке открыто, качественно, без обмана, обеспечить безопасность и недопущение убытка третьим лицам. Это актуальная задача. Мы отстали в производительности труда. Мы отстали в вопросах качества. И мы должны через внедрение нормативов, через организацию контроля, через учебу работников поднимать уровень членов СРО.

– Как Вы относитесь к мнению, что саморегулирование погубит малый бизнес?
– … И что его задавят крупные компании... Такая точка зрения действительно существует, однако она противоречит фактам.

Аккумулирование в одной СРО крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса – тот оптимум, который должен быть, и он у нас есть. Сегодня из 120 членов НП СРОС "Строители Воронежской области", которые получили свидетельства, более 80% – это организации, выполняющие объем работ до 100 млн. руб. Это и есть те самые средние и малые предприятия. Да, есть и крупные предприятия, которые действительно на сегодня выполняют основной объем работ на строительном рынке Воронежской области. Но более 80% – это малые предприятия, выступающие в основном в качестве субподрядных организаций, то есть выполняющие узкоспециализированные виды работ. И, на мой взгляд, руководители этих предприятий сознательно пошли именно сюда. Они видят, что здесь получат защиту, опыт работы, получат плечо того, кто не подведет их в сотрудничестве, кто пригласит их на объекты как субподрядную организацию. Сотрудничая в рамках СРО с крупными генподрядчиками, можно пользоваться их опытом, можно повышать и качество, и квалификацию, и на рынок, в конце концов, войти.

– Как Вы считаете – изменятся ли принципиально взаимоотношения между властью и бизнесом после полного перехода отрасли на саморегулирование?
– Это предусмотрено Законом. Я считаю, что в обязательном порядке изменятся в лучшую сторону, если правила игры на рынке, как в любой игре, будут согласованными, то игра будет идти по правилам. Возьмите, к примеру, любые игровые виды спорта. Баскетбол. У одного 3 секунды или пробежка, у другого – три шага, у третьего – четыре. Могут ли они играть? Конечно, не могут. Если власть говорит одно, а бизнес к этому не готов – могут ли они работать вместе? Не могут. Поэтому должны быть единые правила игры. И это предусмотрено как Градостроительным кодексом, в который внесли изменения, так и Федеральным Законом 148, который закрепляет обязательное взаимодействие бизнеса и власти. Я думаю, что Национальное объединение такие подходы выработает. Выступавшие на съезде представитель Комитета по строительству Госдумы и представители исполнительной власти, говоря о задачах, которые стоят перед Национальным объединением, особо подчеркивали именно вопрос взаимодействия. Это необходимо для того, чтобы российский строительный рынок стал цивилизованным, прозрачным.

– Получается, что по выработанным стандартам и местные власти могут в дальнейшем взаимодействовать с бизнесом?
– Повторюсь, членство в Национальном объединении обязательно. И его рекомендации и принятые решения являются правилами и стандартами как для СРО, так и для органов исполнительной и законодательной власти. Да, каждая СРО имеет право разрабатывать стандарты своей внутренней жизни: стандарт проведения собраний, правила этики, внутрикорпоративные стандарты. Но требования общего характера должны быть одинаковыми, унифицированными. Это требования к страхованию членов СРО, требования к повышению квалификации, требования к выдаче свидетельств, нормативные требования, технические регламенты и требования, касающиеся обязательности Третейского суда. При этом состав судов, например, будет разным. Третейский суд может быть как в самой СРО, так и вне ее. Мы приняли решение о создании Третейского суда в рамках СРО Союза строителей, в его состав войдут и юристы, и профессионалы-строители. В ближайшее время кандидатуры будут утверждены, и суд приступит к работе. И каждая СРО при заключении договора подряда должна помнить, что разрешением ее вопроса будут заниматься в Третейском суде.

– Решен ли сейчас вопрос с выдачей допусков?
– Да. Конечно же, решен. В соответствии с Законом, каждая организация, ставшая членом СРО, в течение 30 дней после подачи документов должна получить свидетельство на право выполнения работ, влияющих на безопасность капитального строительства, то есть законодательно вопрос решен. К сожалению, на практике мы это сделали несколько позже, учитывая отсутствие всякого опыта и нормативов. В процессе выдачи они выработались. Я ответственно заявляю, что ни одной "организации-однодневки" в НП СРОС "Строители Воронежской области" нет. На сегодняшний день получили допуски 116 организаций, и еще у 12 кандидатов на вступление в СРО документы находятся на завершающей стадии рассмотрения. Я думаю, что до конца года количество участников нашей организации будет около 200. Предстоит большая работа до Нового года. Возможно, не все получат свидетельства до 1 января, учитывая время, необходимое на проверку всей документации, к тому же на практике получается, что необходимо проверить не только документы, но и реальное состояние дел – к сожалению, фактически оно может отличаться. Но хотелось бы подчеркнуть: проверки эти проводятся в целью подсказать, подправить, подтянуть уровень. До сегодняшнего дня мы ни одной организации, которая бы к нам приходила, не сказали: "Мы тебя не примем". Даже новичкам на строительном рынке.

– Насколько сейчас ваше СРО готово нести ответственность перед конечным потребителем? Допустим, если в первых числах января случится какая-либо аварийная ситуация – насколько вы готовы возместить ущерб третьим лицам?
– А почему именно после 1 января? Мы на себя эту ответственность взяли после выдачи свидетельств. И, в соответствии с нашим положением, после выдачи свидетельств в течение трех дней каждая организация должна застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Для того, чтобы коллективно нести ответственность перед третьими лицами в соответствии с Законом, создан компенсационный фонд, выплаты из которого не могут быть произведены ни по какой другой статье, кроме возмещения убытков третьим лицам. Сегодня и заказчик, и третьи лица, имеющие отношение к строительству, должны быть уверены, что каждый член СРО ответит за некачественно выполненную работу. Потому НП СРОС "Строители Воронежской области" ответственна за каждого своего члена, а каждый член ответственен за то, что он делает. И переходный период к этому никакого отношения не имеет.

– Каким образом будет возмещаться ущерб? В какой очередности?
– Сначала ущерб возмещает страховая компания, затем сама строительная компания. А если у нее не хватает средств, тогда выплаты идут из компенсационного фонда. Но компенсационный фонд – это не сосуд, из которого все только выливается. По закону он должен быть постоянно на уровне законодательно закрепленного. То есть на каждого члена по 300 тыс. рублей. 100 организаций – 30 миллионов, 200 организаций – 60 миллионов. И если будет допущена выплата из компенсационного фонда третьим лицам за причиненные им убытки, то, в соответствии с Законом, в течение двух месяцев этот компенсационный фонд должен быть пополнен за счет отчислений каждым членом в равных долях. В этом и заключается коллективная ответственность СРО в части покрытия убытков, допущенных каждым членом. Поэтому, когда организация вступает в СРО, мы смотрим – надежная она или нет. Повторяю, что мы считаем, что все 116 организаций, входящих в состав НП СРОС "Строители Воронежской области", – надежные.

Парадный квартал, декабрь 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0