Воронеж. 31.05.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – История Лебедянского завода строительно-отделочных машин, который сейчас многим известен больше как ОАО «СТРОЙМАШ», началась еще в 1946 году. Это старейшее предприятие региона, имеющее богатую историю, продукция которого пользовалась большим спросом по всей стране. В 2014 году, когда завод испытывал финансовые трудности и был близок к закрытию, на его счастье нашелся инвестор в лице группы компаний «Русский инструмент», которая произвела полную «перезагрузку» площадки. Генеральный директор «СТРОЙМАШа» Валерий Устинов, возглавляющий его уже около четырех лет, рассказал о том, к каким показателям завод пришел сегодня, с какими инициативами они обратились к федеральным властям, а также в целом о перспективах развития отечественной промышленности.
– В свое время вы окончили мореходное училище, затем Ленинградский институт водного транспорта. Почему не пошли в моряки, на суше интереснее?
– Данная бытность относится к началу 1990-х годов, когда экономика в стране была немного другой. Да и что такое моряк? Это практически не бывать дома. А в то время у меня уже была семья, дочь, которые оказались для меня важнее. Конечно, море – здорово, романтика! Но яхта хороша, когда она у тебя собственная. Да и впоследствии оказалось, что работа на производстве – это очень интересно, это то, что сегодня стало моим делом.
– До того, как возглавить «СТРОЙМАШ», вы работали в структуре группы компаний «Русский инструмент», которая четыре года назад выкупила завод. Почему группа пришла к такому решению?
– Это вполне нормальный путь развития, когда большая торговая компания уходит в производственную сферу. Компания научилась достаточно хорошо реализовывать продукцию и вышла на совершенно новый виток развития.
– Легко ли вы согласились возглавить это предприятие и переехать из столицы в тогда еще неизвестную для вас Лебедянь?
– Ничего сложного для меня в этом решении не было. Ведь я, работая еще в ГК «Русский инструмент», занимался как раз развитием и подготовкой проектов, чтобы их можно было развернуть на некой строительной площадке. Мы изучали различные регионы, Калужскую, Брянскую области, пока не приехали в Липецкую.
– Можете рассказать, что было тогда, четыре года назад, и чего удалось достичь сейчас?
– На тот момент, в 2014 году, завод уже практически не работал. Было около 200 сотрудников, предприятие, по сути, стояло, погрязло в долгах. Мы поставили новое оборудование, привлекли людей. Запустили много новых цехов – цех полиуретана, вязки перчаток, цех термопластавтоматов, литья пластика, цех производства поливочных шлангов, производства алюминиевых и стальных стремянок. Также полностью переформатировали и сделали новую линейку бетоносмесителей и тачек. Если раньше была только профессиональная, сейчас запустили линейку для обывателя. Не секрет, что китайские бетономешалки за счет своей дешевизны стали вытеснять продукт российских производителей. Мы же сделали удешевленный российский продукт, но при этом качественный. То же самое по тачкам, сейчас имеем 17 видов садовых тачек для различных направлений. К чему пришли? Сегодня штат завода составляет порядка 800 человек, работа идет в четыре смены в круглосуточном режиме.
– Завод по-прежнему существует в рамках группы компаний или ушел в свободное плавание?
– По решению собственников, чтобы не пересекаться и не конкурировать даже между собой, мы вышли из их структуры. У завода свои клиенты, у группы компаний, которая занимается торговлей, свои. Естественно, мы дружим и работаем в тесной взаимосвязи с нашей торговой компанией, тем не менее завод – это самостоятельная экономическая организация, которая может работать и с конкурентами группы.
– Тяжело ли конкурировать с китайскими производителями?
– Безусловно, тяжело. Последние 2,5 года мы ведем переговоры с Минэкономразвития, считаем, что нужно ввести заградительную пошлину на смесители из Китая. Обращаемся ко всем нашим чиновникам за помощью, потому что мы сегодня готовы обеспечить российский рынок хорошим качественным продуктом.
– Что даст введение такой пошлины на ввоз китайских бетономешалок?
– Введение заградительной пошлины на китайские бетономешалки позволит нормально работать отечественным производителям. Это и своего рода посыл нашим крупным заводам, таким как НЛМК, «Северсталь», «Магнитка». Может, мы для них и не очень большой клиент, но у нас есть потенциал, мы могли бы запустить его и возродить широкую российскую промышленность. Понятно, что наши объемы в 10 тыс. тонн – это не очень много, но тем не менее. Нужно идти навстречу отечественному производителю. Вместе мы можем возродить российскую промышленность.
– Как отреагировали на такую инициативу ваши коллеги по отрасли, власть?
– Коллеги по отрасли только за, потому что это была бы серьезная поддержка российского рынка. Если мы говорим о власти Липецкой области в лице Управления инновационной и промышленной политики, о Минпромторге, они всё прекрасно понимают, поддерживают. С Минэкономразвития у нас, к сожалению, происходит некая пробуксовка, потому что идут отсылки, что нельзя принять решение, надо выносить вопрос на Евразийский совет.
– Всем известно, что после кризиса 2014 года темпы роста строительного рынка значительно упали. Как это сказалось на заводе?
– Так как сам завод существует аж с 1946 года, то и продукция давно и широко известна. За счет того, что технический отдел производит продукт конкурентоспособный и по цене, и по качеству, нам и удалось прирасти на треть.
– Можете озвучить ваши самые амбициозные планы?
– Свои планы мы озвучили губернатору области Олегу Королеву в тот момент, когда выкупили завод. Мы стремимся к тому, чтобы «СТРОЙМАШ» стал лучшим европейским заводом по производству ручного инструмента.
– Насколько, по вашему мнению, Липецкая область привлекательна в плане инвестиций?
– Очень привлекательна. Не зря мы проехали полстраны, чтобы выбрать основное место нашего базирования. Мы считаем, что Липецкая область – одна из самых радушных областей, где нам легко сегодня работать, а у нас группа компаний имеет филиалы во многих городах России. Здесь очень хороший климат именно для развития производственных проектов.
– Есть ли у вас авторитет, на который вы равняетесь в работе, может, исторический персонаж?
– Петр Первый, еще Генри Форд. Несмотря на то, что он американец, есть целое понятие «фордизм», его цитируют, у него действительно много грамотных идей с точки зрения построения бизнеса. Не бойся конкурентов, делай по-честному, делай хороший продукт, совершенствуй процесс и, даже если тебе невыгодно, не останавливай производство, работай в ноль, но ты не потеряешь компетенции, рано или поздно «пена» на рынке пройдет, а ты останешься с производством и с качественным продуктом.
– Какие качества больше всего цените в людях?
– Наверное, честность и обязательность. Я считаю, что любой человек, если сказал, должен держать свое слово.
– Есть ли у вас свободное время? Если есть, как вы его проводите?
– Свободного времени немного есть. Жизнь на лебедянской земле позволила больше участвовать в городских мероприятиях, быть ближе к людям, с которыми работаешь. Мы с супругой любим мототуризм, часто катаемся на мотоцикле, также вместе занимаемся спортивной стрельбой по тарелочкам. Хорошо, что в Липецке есть великолепное стрельбище, куда мы ездим каждую неделю, получаем огромное удовольствие.
– Вы являетесь президентом Лебедянского отделения Липецкой федерации городошного спорта. Как вы к этому пришли?
– Каждое большое производство должно нести некую нагрузку. Городошный спорт – весьма интересный, на мой взгляд, я сразу как-то втянулся. Сегодня в Лебедяни есть женская и мужская команды. Причем в состав последней входят люди достаточно почтенного возраста, которым под 50-60 лет. Команда существует не так давно, но у нее есть кубки различных первенств области. Более того, по оценке специалистов, если бы мы сегодня выходили на соревнования всероссийского значения, то точно попали бы в тройку-четверку сильнейших команд. Хочется помогать, развивать и, самое главное, привлекать молодежь в этот вид спорта.