Воронеж. 31.05.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Петр Быков – генеральный директор российских подразделений ROPA GmbH и Horsch Maschinen GmbH, заместитель генерального директора АО «Раненбург-комплекс», что в Чаплыгинском районе Липецкой области, и депутат облсовета. Он начинал с дипломом ветеринарного фельдшера, потом выучился на ученого-агронома, был замом у начальника районного управления сельского хозяйства и директором совхоза. В масштабах Липецкой области это практически легендарная личность, что подтверждает и решение экспертов Рейтинга влиятельности, которые снова включили Петра Быкова в Топ-100 самых влиятельных людей региона.
«Министр иностранных дел»
Быков знаменит тем, что уговорил выходца из семьи мелкого баварского фермера Германа Пайнтнера и бывшего фермера из Швандорфа Михаеля Хорша, владельцев ROPA GmbH и Horsch Maschinen GmbH, построить свои заводы свеклоуборочной и почвообрабатывающей техники в Липецкой области. Он познакомился с ними в Германии и пообещал, что в Липецкой области они будут как за каменной стеной. Те приехали и построили в провинциальном районе свои дочерние предприятия.
Чиновники, которые занимаются привлечением иностранных инвестиций, говорят, что инвестировать в Россию труднее всего уговорить немцев. Быков же как-то заметил по этому поводу, что немцы как грачи: прилетел один, жди другого.
И действительно, следом за компаниями ROPA и Horsch в Чаплыгинский район, где они обосновались, Быков привел немецкие German Seed Alliance (GSA) и Strube GmbH, которые специализируются на производстве семян. Правда, ни та, ни другая компания так и не добились успеха, сравнимого с торжеством Пайнтнера и Хорша. Компания GSA с 2013 года не смогла построить селекционно-семеноводческую станцию, а сами семеноводы, которые занимались отбором подходящих для региона сортов озимой и яровой пшеницы, так и не смогли вывести со- рта, превосходящие по зимостойкости российские аналоги.
Немцы, как он сам рассказывает, помогли Петру Быкову преодолеть трагический российский комплекс деревенского. До встречи с Хоршем и Пайнтнером, он стыдился, что вырос не в городе и жил не на пятом этаже. А Хорш и Пайнтнер, о которых сегодня знает весь мир, наоборот, гордятся, что вышли из фермеров. И, как говорит Быков, рядом с ними он зауважал себя за то, что всё детство пробегал босиком по деревенским улицам. Что еще нравится Быкову в немцах, так это их отношение к качеству того, что они делают. Наблюдательный и склонный порассуждать, он раскусил, что под качеством немцы понимают не столько добротность своего продукта, как принято понимать качество у нас, сколько свою фамильную честь.
«Если бы русский человек открыл производство сеялок, он назвал бы свой завод «Сельмашем» или каким-нибудь «АмадейТехноПлюс». А немец называет свои предприятия своим именем и на свою машину ставит свое клеймо. Потом он приезжает в поле и говорит: «Я – Хорш. Как работают мои сеялки?» Если ему скажут: «Ваши сеялки плохие», для него это значит: «Вы бесчестный человек», – рассказывает Петр Быков.
Дипломатическая деятельность Быкова – это, можно сказать, его хобби. А вообще он, как говорит Татьяна Сухарева, которая много лет отработала с ним в облсовете, «настоящий русский мужик, который пашет землю». Он оказался одним из тех немногих, сохранивших свое хозяйство, в котором он начинал в 1988 году. Другие разорились и продали свои активы с молотка заезжим инвесторам. Те тоже наломали дров, потрепали нервы народу и сгинули. А Быков выжил. Больше всего он гордится тем, что сохранил животноводство. Это, по его собственной теории, спасло поселок Рощинский от демографической катастрофы. Ведь если нет работы, говорит он, семья собирает манатки и едет искать счастья в других краях. А у него наоборот – к нему на постоянное жительство приезжает молодежь.
Вот цитата из газеты, которая, хоть и страдает советским пафосом, но, тем не менее, хорошо передает то, что греет его душу: «Руководителя «Раненбург-комплекса» связывает с поселком Рощинский не только прописка. Связь эта гораздо глубже. Это ответственность за родную землю, за настоящее и будущее земляков. «Знаешь, что меня больше всего радует? – спрашивает Петр Иванович, крутя баранку внедорожника «УАЗ Патриот». – То, что Дом культуры полон народу. Представляешь, полный зал... ребятишек! Для меня это лучшая награда за мой труд. Поселок у нас не угрюмый, окна в домах не забиты. Он живет, дети рождаются, а у их родителей есть достойная работа».
Быков: за и против
Каждому читателю местной прессы известно, что в рабочем кабинете Петра Быкова висит портрет Петра I и в рамке цитата, которую ему приписывают: «Ежели кто впредь будет чинить какую помеху сельскому хозяйству – вешать того без рассмотрения персоны». У Быкова явно были люди, которые чинили ему помехи. Кто они, доподлинно неизвестно. Но, как у всякого успешного человека, у Быкова есть как заклятые враги, так и сильные единомышленники.
Многие считают, что Петра Быкова давно бы «съели», если бы он не дружил с губернатором Липецкой области. Рассказывают, что Олег Королев, возвращаясь из Москвы через Чаплыгин, может проехать мимо районной администрации и при этом завернуть по делам к Быкову. Незаметно, чтобы он был на короткой ноге с главой региона, но тот явно относится к нему с почтением. Близким другом или, по крайней мере, товарищем Быкова считают вице-губернатора Николая Тагинцева, который, опираясь на таких, как наш герой, сделал революцию в сельском хозяйстве региона.
Быков примкнул к команде Королева в 1998 году, когда тот стал губернатором Липецкой области и изложил свои, как обычно, фантастические на тот момент планы развития сельского хозяйства. В регионе, где получали по 20 центнеров зерна и 90 центнеров свеклы с гектара, новый губернатор намеревался получать на круг 50-60 центнеров зерна и по 500-600 центнеров сахарной свеклы, чего впоследствии, действительно, удалось добиться. Петр Быков был тогда в числе немногих, кто поверил в очередную декларацию власти. Недаром, наверное, ему приписывают слова: «Ермак с одним топором Сибирь завоевал. Неужели с современными техникой и технологиями мы страну не накормим?»
При этом всем известно о неприятельских отношениях Петра Быкова с хозяином Чаплыгинского района Николаем Климовым. Как пишут в оппозиционных интернет-ресурсах, Николай Климов считает Быкова «своим извечным соперником» и пытается всячески его «прижать», чтобы поубавить его влияние в Чаплыгинском районе. У Климова есть две причины не любить Быкова. Во-первых, начальство вообще не любит, когда подданный обладает какими-нибудь выдающимися способностями. Во-вторых, когда-то Быков осмелился баллотироваться на должность главы района, которым Николай Климов «рулит» с 1989 года. С тех самых пор Петр Быков, по версии местных аналитиков, является «угрозой для сложившейся политической и властной системы Чаплыгинского района». «Иногда задают наивный вопрос: какая кошка между ними пробежала? Просто два медведя не живут в одной берлоге. Власть так устроена, что не терпит рядом с собой сильных людей», – прокомментировали «Абирегу» в районе. Впрочем, как показывает практика, Петру Быкова удается не просто оставаться на плаву, но и сохранять свой авторитет.