Воронеж. 07.06.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – В Воронеже открылся VIII Платоновский фестиваль искусств. Начатый экс-губернатором Алексеем Гордеев большой культурный проект и в его отсутствие обещает жить долго.
«Уверяю вас, Платоновский фестиваль переживет еще не одну смену правительства. Это событие – лицо области. Благодаря ему повышается узнаваемость региона. За годы проведения фестиваля его участниками стали порядка 500 тыс. человек, в этом году театральная, музыкальная и выставочная программы представлены гостями из 13 стран», – отметил на торжественной церемонии открытия врио губернатора Александр Гусев.
Худрук фестиваля Михаил Бычков рассыпался в благодарностях Алексею Гордееву, по чьей инициативе восемь лет назад и был создан фестиваль, и особенно подчеркнул важность продолжения заложенной теперь уже вице-премьером культурной традиции. Самого господина Гордеева в зале не было. Зато из столицы (судя по номерам кортежа) прибыла его супруга Татьяна Гордеева.
Открылся Платоновский фестиваль символичным спектаклем «100% Воронеж». Его режиссировала европейская команда Rimini Protokoll. Главной «фишкой» постановки стало то, что в нем были задействованы не профессиональные актеры, а обычные воронежцы всех возрастов и профессий: школьники, студенты, пенсионеры, врачи, юристы, бизнесмены. Среди них оказались и довольно известные в Воронеже люди – заместитель генерального директора строительной компании «Инстеп» Семен Харитон, йог Алексей Воронков, краевед Ольга Рудева. Как пояснили организаторы, актеров «из народа» набирали с помощью позаимствованного из социологии метода «снежного кома» – участники приводили на репетиции членов своих семей, коллег, знакомых.
Впрочем, у социологии команда режиссеров позаимствовала не только метод «кастинга», но и сюжет для спектакля. Концепция его состояла в том, что 100 участников отвечали на разные, в том числе и провокационные вопросы, – о наркотиках, алкоголизме, коррупции, отношении к сексуальным меньшинствам, честности выборов президента. С помощью текстовых указателей, фонариков и цветных карточек они выражали свою позицию.
Обсудили со сцены и сугубо воронежские проблемы: например, строительство метро, которое многие воронежцы не поддерживают, предлагая вместо него совершенствовать уже существующий общественный транспорт. Присоединились к голосованию на сцене и зрители, аплодисментами выражая свое согласие по тем или иным вопросам.
Как утверждают создатели спектакля, участники постановки действительно выражали свою личную позицию, а не следовали заранее разработанному сценарию. Однако большая часть зрителей не смогла до конца поверить в происходящее, считая, что актеры не на все вопросы отвечали искренне, а сам спектакль, несмотря на довольно явный намек на либеральность, всё же подвергся цензуре.
Впрочем, если отбросить все критические замечания по сюжету и механике постановки, «100 % Воронеж» получился очень трогательным благодаря его участникам, которые не побоялись открыться. Личные истории о борьбе со смертельными диагнозами, о детстве без родителей, о жизни без крыши над головой и средств к существованию нашли у зрителей куда больший отклик, чем «заезженные» темы про агрессию США, украинский конфликт и войну в Сирии.