10 июля в Совете Федерации прошло совещание по совершенствованию законодательства в сфере регулирования торговой деятельности.
С законопроектом о запрете возврата нереализованных продуктов питания не стоит медлить, пришли к выводу участники совещания в Совете Федерации, посвященного совершенствованию законодательства в сфере торговли.
10 июля парламентский корпус, представители Минсельхоза России, Федеральной антимонопольной службы, региональных органов государственной власти, отраслевых союзов и научного сообщества обсуждали сложности взаимоотношений между поставщиками продукции и крупными торговыми сетями. Одна из проблем связана с возвратом нераспроданной в срок продукции поставщикам.
– Законопроект нужно принимать в первом чтении как концепцию, чтобы ко второму отработать нюансы, – сформулировал консолидированное мнение экспертов один из авторов законопроекта, член аграрного комитета Государственной Думы Аркадий Пономарев.
Из-за условий об обратном выкупе, навязанных торговыми сетями, производители готовой продукции ежемесячно теряют от 10%, а порой и до 20% от оборота, отмечает парламентарий.
– Это прямые потери, которые предприятия пищевой перерабатывающей промышленности могли бы пустить на развитие, – прокомментировал проблему Аркадий Пономарев.
Чтобы обеспечить справедливое решение вопроса, замминистра сельского хозяйства Вячеслав Лебедев предложил предусмотреть отдельные случаи, когда товар может быть возвращен торговым сетям.
– Мы считаем, что отдельно в законопроекте должна быть регуляторная механика, связанная с направлением скоропортящихся продуктов. У нас есть конкретный список случаев, когда возврат должен быть возможен, – заметил он.
Вячеслав Лебедев указал на необходимость проработки механизмов возврата для оптово-распределительных центров. Сегодня возврат на этих площадках не предусмотрен.
Отчасти проблему решает действующее законодательство, напомнил Аркадий Пономарев.
– Продукция с истекшим сроком годности реализации вообще не подлежит. Она должна быть изъята из оборота. Бремя ее утилизации лежит на собственнике, которым на стадии реализации в рознице является торговая сеть, – пояснил эксперт.
Участники встречи сошлись во мнении, что несмотря на ограничение бонусных и маркетинговых выплат, ретейл нашел способ компенсировать выпавшие доходы.
– Те бонусы, которые мы убрали поправками два года назад, торговые сети заменили скидками и штрафными санкциями. Пользуясь доминирующим положением, вынуждают производителей оплачивать аудит пищевых производств, эдакая новая забава торговых сетей... – привел примеры злоупотреблений Аркадий Пономарев. – Объем средств, перекачиваемый всеми этими ухищрениями в «карман» торговых сетей, сопоставим с годовым бюджетом на весь отечественный АПК. В цифрах 2018-го года это 242 млрд рублей.
Поэтому готовящиеся поправки должны учитывать весь спектр недобросовестных практик, считает парламентарий. Задача закона – оздоровить рыночную среду, обеспечить справедливое распределение ответственности и доходности между поставщиками и сетевой розницей, резюмировал депутат.
Участники встречи надеются на скорейшее согласование пакета поправок с Правительством. Итогом встречи стало письмо к кураторам темы – вице-премьерам Дмитрию Козаку и Алексею Гордееву – с просьбой ускорить процесс согласования законопроекта.