Затянувшийся суд над экс-вице-губернатором Курской области, похоже, является лишь вершиной айсберга в деле о коррупции в верхних эшелонах региональной власти.
Задержание в начале июня прошлого года Василия Зубкова, равно как и его доставка в «Матросскую тишину», до сих пор держат в напряжении многих курских чиновников. Оно и не удивительно. Размах коррупции в регионе способен не увидеть лишь слепой или некто, живущий в мире радужных единорогов. Тем же, кому розовых очков не досталось, с первых дней было ясно: чтобы началась раскрутка истории с гаражом, полученным за согласование проекта строительства элитной 9-этажки, Акела должен был промахнуться где-то еще. Расследование «МК Черноземье» только подтвердило тот факт, что под суд бывший МЧСник мог отправиться уже давно.
Не хлебом единым...
Защита бывшего вице-губернатора пытается оспорить даже не сам факт передачи гаража в обмен на заветную подпись, а скорее стоимость недвижимости. Напомним, следствие настаивает на том, что речь идет о сумме, превышающей миллион рублей. В то же время защита уверена, что помещение можно было приобрести самое большее за 300-400 тысяч. Если это удастся доказать, вероятный приговор может оказаться куда мягче.
Кроме того адвокаты Василия Зубкова уже не раз говорили, что гараж был не взяткой, а только благодарственным презентом за оказанную помощь. Подарок, приведший к уголовному разбирательству, при этом, мог запросто затеряться среди остального недвижимого имущества клана Зубковых. Как нам удалось выяснить, бывший вице-губернатор и его жена являются совладельцами не только жилого дома площадью 335 квадратных метров, расположенного на Тропинке, но и еще одного дома в селе Колодном Курского района. Помимо этого за супругой Василия Николаевича числится квартира в Фатеже.
Не останутся без крыши над головой и дочери попавшего в опалу политика. У одной из них, Елены Суминой, помимо собственного гаражного бокса – две совмещенные квартиры площадью более 100 квадратных метров, расположенные в элитной жилой многоэтажке в центре Курска. К слову, в доме, построенном Филимоновым. Да-да, тем самым, в получении взятки от которого и подозревают сегодня господина Зубкова. Случайность? Совпадение? Кто знает. К слову, этот дом соседствует с той самой элитной высоткой, на превышенную этажность которой, по мнению следствия, призакрыл глаза бывший вице-губернатор. Мы поинтересовались стоимостью недвижимости в этом районе города. Так вот, только за одну квартиру на Почтовой площадью порядка 100 квадратных метров пришлось бы заплатить не менее 7 миллионов рублей, стоимость объединенных квартир самое меньшее может составить 10,5 миллиона. Учитывая, что супруг Елены за несколько лет до покупки квартиры зарабатывал, согласно декларации, обнародованной в региональном МЧС в 2011 году, всего 320 379,40 рублей в год (чуть больше 26,5 тысяч в месяц), накопить на такую покупку, наверняка было непросто.
У другой дочери Василия Николаевича, Ирины Власовой, – также квартира площадью свыше 100 квадратных метров и нежилое помещение, расположенные в одном и том же элитном доме на улице Никитской. Стоимость такой недвижимости, как нам удалось выяснить, может совокупно превышать 10 миллионов рублей.
Каким потом и кровью далась честным сотрудникам МЧС (а большая часть семьи Зубкова так или иначе связана с этим ведомством) покупка всей этой недвижимости, остается только догадываться. Но мы не сомневаемся, что речь идет исключительно о законных способах обогащения! Как знать: вдруг Василий Николаевич оказался жертвой системы и недобросовестного работодателя и получал все эти годы серую зарплату? А что? Все куряне так живут! И все так же легко покупают элитные квартиры, ведь правда? Чем вице-губернатор хуже?
Казалось бы, при столь неплохом финансовом состоянии, семья могла себе позволить потратиться на приобретение гаража. Но, во-первых, недвижимость лишней не бывает, во-вторых, единственный гаражный бокс едва ли мог вместить весь автопарк семьи: автомобиль «Вольво ХС 90» самого Василия Николаевича, «Тойоту RAV4», на которую пересела одна из его дочерей, расставшись с двумя «Лексусами RX-300» и «Ниссаном Мурано», а также «Фольксваген Тигуан», зарегистрированный на вторую дочь. К слову, после начала уголовного разбирательства иномарка, принадлежавшая самому бывшему вице-губернатору, таинственным образом сменила владельца. Нет, из семьи внедорожник не уехал, он просто внезапно пополнил автопарк одной из дочерей Василия Зубкова. При этом перерегистрация была проведена незаконно, но ответственные структуры предпочли проигнорировать этот факт.
Рука руку моет
Возникает резонный вопрос: как, получая де-юре не слишком высокую зарплату, можно было позволить себе жить на столь широкую ногу? Так уж получилось, что еще во времена работы в МЧС Василий Николаевич неплохо поработал над созданием образа идеального руководителя в погонах: вывел вверенное ему ведомство в число лучших в стране, ни разу не оказался замешан в скандале с невыплатой зарплаты наемным рабочим и строителям (то, чем грешит курский истеблишмент и «звезды» регионального уровня), на областных совещаниях выступал этаким борцом за строгое следование букве закона. Многие обыватели всерьез воспринимали его как реального претендента на должность главы региона, хотя о подобных планах Зубков и не сообщал. Поверить в то, что столь яркая фигура окажется замешана в коррупционном скандале? Для обывателя это казалось невозможным. Тем не менее «гаражное дело» лишь малая часть коррупционных махинаций политика. Но обо всем по порядку.
Последние новости, поступающие об опальном политике, сводятся к одному: релизам о пошатнувшемся здоровье бывшего вице-губернатора, которое стало поводом для переноса последних судебных слушаний и госпитализации Василия Зубкова. Между тем до своего задержания, на здоровье экс-глава МЧС практически не жаловался. Его энергии в деле трудоустройства близких родственников оставалось только позавидовать. Как и редкой способности раз за разом оказываться вне сферы интересов служб, следящих за соблюдением антикоррупционного законодательства в регионе. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно лишь познакомиться со штатным расписанием регионального Управления МЧС, которое на протяжении многих лет возглавлял Василий Николаевич. Здесь в 2014 году была введена одна очень интересная должность. Вернее не так. Должность начальника отдела кадров, делопроизводства, мобилизационного учета существовала и ранее. Но вот руководящей она была признана лишь в январе 2014 года. Сразу после новогодних каникул вакантное кресло, ставшее одновременно и креслом заместителя ОКУ ЦОД ГОЧС Курской области, заняла дочь Василия Зубкова – Ирина Власова. Это был не единственный рождественский презент от заботливого отца. Одновременно с изменением штатного расписания казенного учреждения удалось провернуть еще одну потрясающую авантюру: добиться подписания губернатором Александром Михайловым специального распоряжения, которым ОКУ ЦОД ГОЧС стал подведомственным учреждением комитета ГоиЧС Администрации Курской области. То есть произошло фактически следующее: и остальные сотрудники, и, что особо важно, замначальника Власова одномоментно оказались в непосредственном подчинении у Василия Николаевича.
С точки зрения Федерального Закона «О противодействии коррупции» подобная ситуация могла вызвать конфликт интересов близких родственников. Или помочь им консолидировать усилия для решения ряда вопросов. Ситуация, казалось бы, «азбучная», подробно разбираемая в учебниках по юриспруденции. Однако такое нарушение законодательства осталось незамеченным. С губернатором понятно: подписывая распоряжения, он не обязан запрашивать штатное расписание и копии свидетельств о браке работников ведомств, а также детально разбираться в том, не приходится ли кто из подчиненных ближайшим родственником того или иного руководителя. Но так, простите, для этого существуют иные структуры, в должностные обязанности сотрудников которых проведение такой работы как раз-таки и входит. Почему молчали они? Интересный вопрос, не находите? Задумывались ли сам Зубков и ему подобные руководители о репутации губернатора, когда разводили кумовство в госорганах? Вопрос риторический...
В прямом подчинении у Василия Зубкова оказался и еще один родственник – муж второй дочери Владимир Сумин. В том же 2014 году, правда несколькими месяцами позднее, чем Власова, в августе, Владимир Владимирович получил должность заместителя руководителя «Противопожарной службы Курской области». Занять высокий пост ему не помешали не только родственные связи. Каким-то образом Сумину, который годом ранее получил, пусть и условно, 3 года за покушение на мошенничество, удалось доказать и свой профессионализм, и пригодность, и наличие незаменимых для работы качеств. Стоит ли говорить, что вопросов к спорному назначенцу ни у кого из правоохранителей также не возникло?
Гори-гори ясно
Единственным членом семьи, который едва не «попался» на противоправных действиях стал племянник Василия Николаевича – Антон Зубков, служивший на тот момент (2014 год) под началом близкого друга дяди, а ныне одного из фигурантов «гаражного дела» Андрея Занина. В ходе инспекции кафе-ресторана «Диканька» в центре Курска он составил акт о несоблюдении норм пожарной безопасности, подделав ряд подписей и вписав в бланки строгой отчетности ложные данные. Дело дошло до следственного управления региона, после чего...было замято. Возбуждать уголовное дело СК Курской области отказался. А спустя некоторое время возвращаться к этой теме уже не имело смысла: в октябре того же года «Диканька» полыхала. Инспектор оказался провидцем. Да, тогда только ленивый не говорил о поджоге, в случившемся видели происки конкурентов. Но в ряде источников была озвучена версия несоблюдения противопожарного режима, а также сделан намек на то, что за это владельцев кафе-ресторана уже привлекали к ответственности. Получил ли за предсказание благодарность инспектор УНП по городу Курску и Курскому району Антон Зубков, нам выяснить не удалось. Удивимся, если нет.
Но вернемся к деятельности самого Василия Николаевича. 2014 год выдался богатым на события, развернуть семейный бизнес удалось в полной мере. Помимо трудоустройства многочисленных родственников, позволившего контролировать многие знаковые аспекты жизни региона, бывший вице-губернатор успел поучаствовать и в создании неплохой финансовой «подушки» для себя и родных. Примерно в это же время на сцене появляется еще одна достаточно интересная фигура – Игорь Дружинин. Близкий соратник Зубкова, находящийся всецело под его контролем. Он достаточно быстро становится основателем сразу нескольких контор, работающих в сфере пожарной безопасности. За ним числятся множащиеся, как грибы после дождя, ООО «НИС Юго-Запад Мониторинг», ООО «Промпожтехника», ООО «Промпожтехника-Сервис», ООО «Системы противопожарной защиты». Раз за разом с легкой руки Василия Зубкова именно эти конторы получали госконтракты на установку, мониторинг и обслуживание систем противопожарной защиты. К апрелю 2014-го Дружинин создал «Региональный центр навигационных услуг Курской области» и без долгих проволочек подписал соглашение о сотрудничестве с Администрацией региона. Уже на основании этого документа Зубков распорядился, чтобы комитет образования и науки, равно как и комитет транспорта региона, осуществляли обслуживание всех транспортных средств по системе региональной навигационно-информационной системы исключительно через данный центр. Все до единого школьные автобусы были подключены к РНИС именно усилиями конторы Дружинина. Превышение должностных полномочий? Ограничение конкуренции на рынке информационно-навигационных услуг? Нет? Не слышали?
Бюджетные хищения – не повод для неповышения
Возглавлявший региональное управление МЧС с середины 90-х годов, Василий Зубков только в 2013-м был уволен с военной службы и получил назначение на пост заместителя губернатора. При этом были учтены его послужные качества, но проигнорирована информация о том, что еще в 2005 году глава регионального МЧС подозревался в хищении денежных средств в особо крупном размере. Тогда при поставках в региональное управление металлоконструкций типа «Кисловодск», осуществлявшихся совместно с директором коммерческой структуры «Кон» Кочеровым, пропали без малого два миллиона рублей. Контрольно-счетная палата региона проверила расходование бюджетных средств и подтвердила исчезновение более чем 1,76 миллиона рублей, а также факт фальсификации Зубковым и Кочеровым ряда документов. Прямой ущерб областному бюджету, при повторной проверке составивший 297 тысяч, не был на тот момент возмещен, как и предыдущий ущерб в 1,239 миллиона рублей. Вырисовывавшееся уголовное дело до суда не дошло. Своего поста руководитель МЧС также не лишился. К моменту его повышения до заместителей губернатора эту историю уже окончательно «забыли».
Понятно, что размах работы господина Зубкова позволял ему подстраховаться во многих направлениях, получать данные о готовящихся проверках его деятельности и т.д. Но, тем не менее, возникает закономерный вопрос: почему и после возбуждения в отношении него уголовного дела о старых грешках экс-вице-губернатора сотрудники правоохранительных органов так и не вспомнили? Почему не было инициировано проведение соответствующих проверок? Неужели в регионе настолько не готовы бороться с коррупцией, что попытаются замять и «гаражное» и остальные дела Зубкова? Или курский «спрут» настолько силен, что и сейчас, после задержания главы клана, не позволяет никому лишний раз усомниться в законности действий Василия Николаевича и членов его семьи? Но возможно, как сказал герой сатирического фильма «День выборов»: «мы на это глаза приподзакрыли, а можем что? Приподоткрыть!». Вот и редакция "МК Черноземья" глаза «приподоткрыла» и увидела совсем другого генерала.
Константин Маркин
Московский комсомолец, 12:59, 24.07.2018