Экономист Владимир Брагин – о вероятных итогах ближайшего заседания совета директоров Банка России.
27 июля Банк России будет вновь рассматривать вопрос о ключевой ставке и, судя по всему, в очередной раз оставит ее без изменений. Экономисты ждут от регулятора именно такого решения, причем демонстрируют редкое единодушие. Все опрошенные Bloomberg аналитики рассчитывают на продолжение прежней денежно-кредитной политики, хотя, например, в преддверии июньского заседания ЦБ голоса разделялись примерно поровну. Тогда одни прогнозисты ожидали снижения ставки, другие – сохранения статус-кво.
По всей видимости, на мнение рынка повлияли устные заявления представителей Банка России, а также официальный комментарий к последнему решению по ставке, который оказался намного осторожнее предыдущих. В целом перечень основных опасений регулятора от месяца к месяцу не меняется и включает в себя, например, неопределенность относительно продовольственной инфляции, возможную нестабильность цен на нефть и курса рубля, ряд других факторов. Всего этого было достаточно, чтобы ЦБ с марта держал ключевую ставку на отметке 7,25%. Но недавно к стандартному списку добавились риски, связанные с повышением НДС в 2019 году.
Очевидно, что запланированное увеличение НДС на 2 процентных пункта (п.п.) приведет к росту потребительских цен. Вопрос в масштабах, и здесь уже оценки экономистов варьируются, находясь в диапазоне от 0,5 до 1,5 п.п. В любом случае в нынешних условиях это приблизило бы инфляцию с текущих 2,3% к целевому уровню в 4%. Так что формально ЦБ РФ прав, сохраняя жесткую денежно-кредитную политику.
С другой стороны, прямое воздействие повышения НДС на потребительские цены будет непродолжительным. Если этот шаг не усилит инфляционные ожидания, то его эффект быстро затухнет. Разовое повышение цен не эквивалентно ускорению инфляции, поэтому не думаю, что необходимо заблаговременно защищаться от него высокими ставками. Это может привести к тому, что инфляция стабилизируется на уровнях существенно ниже 4%.
Что касается остальных рисков, упоминаемых ЦБ, то за последние 12 месяцев ни один из них не реализовался. Если верить оценкам на основе недельных данных, инфляция в России остается низкой – в районе 2,3-2,4%. Причем заметного влияния на нее не оказали ни апрельское ослабление рубля, ни усиление волатильности на фондовом рынке, ни продолжающийся быстрый рост реальных заработных плат.
Инфляционные ожидания, которые тоже влияют на решения ЦБ по ставке, действительно держатся существенно выше фактического роста цен. В последние годы они снижались медленно, что служило дополнительным аргументом в пользу более жесткой денежно-кредитной политики. Но не будем забывать, что у этого показателя есть недостаток – высокая субъективность оценок. Его значения всегда будут находиться ощутимо выше реальной инфляции, поскольку рассчитываются на основе опросов. И события, подобные недавнему росту цен на бензин, всегда будут приводить к непропорциональному усилению инфляционных ожиданий.
Все эти соображения понятны как участникам рынка, так и регулятору, поэтому решение по ставке сейчас легко прогнозируемо. Оно уже заложено в котировках, и мы не ждем на него какой-либо серьезной реакции рынка. Доходности тех же ОФЗ находятся на уровнях, которые соответствуют прогнозу неизменной ключевой ставки в обозримом будущем.
В более отдаленной перспективе развитие событий будет зависеть, прежде всего, от динамики потребительских цен. Если их темпы роста останутся низкими (чему будет способствовать жесткая денежно-кредитная политика), то рано или поздно ЦБ придется пересмотреть свои оценки влияния различных факторов на инфляцию. Соответственно, должен будет измениться и сам ориентир по нейтральному уровню ключевой ставки.
Автор – аналитик финансовых рынков, специалист по макроэкономике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Владимир Брагин
Газета «Известия», 16:37, 26.07.2018