Белгород. 01.08.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Редкий белгородец не знает, кто такой Анатолий Попков. Всю свою жизнь он на виду: развивает белгородскую торговлю, индивидуальное строительство, печется о том, чтобы на территории были комфортные условия для жизни людей. Он не из кабинетных чиновников и доверие к власти «воспитывает» не сидя в соцсетях, а в поездках по всему Белгородскому району и решая проблемы на местах. О том, какое хлопотное хозяйство досталось новому главе Белгородского района – в интервью с Анатолием Попковым.
– Анатолий Тихонович, вы редко общаетесь с прессой. Это принципиальная позиция?
– Не столько позиция, сколько не очень я это люблю. Мне больше нравится делать, чем говорить о том, что сделано. Я ориентирую на общение с прессой заместителя, чтобы он рассказал по направлениям, что сделано, как, сколько. Интервью обычно у меня по итогам работы администрации за год.
– Но все-таки интересно узнать, как вы начинали работать, с чего начинали?
– Я окончил кооперативный институт в советское время со специальностью «экономика». После армии я пришел работать в систему потребительской кооперации и попал в торгово-закупочное предприятие Облпотребсоюза в Белгороде. Оно базировалось на Центральном рынке, я был там сначала заместителем, потом директором. Затем мы объединились с городской кооперативной торговлей, и я стал коммерческим директором Горкопторга. Это была большая сеть магазинов по Белгороду.
В 1992 году начался этап коммерциализации, магазины стали переводить на коммерческую основу. Мы создали с товарищем свое предприятие, у нас было четыре магазина в Белгороде.
Спустя год мне поступило предложение прийти в Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, которое возглавлял Анатолий Яковлевич Зеликов. Это предприятие было создано для кредитования населения, но была и еще одна цель – там создавалась очень серьезная торговая сеть. Я пришел туда как руководитель сектора торговли, хотя торговли никакой еще не было. Как раз началось строительство рынка «Южный» на Харьковской горе в районе телевышки, я курировал эту стройку и после строительства должен был стать директором рынка. И вот, рынок был готов, я уже формировал список работников, когда Анатолий Яковлевич пригласил меня обратно и говорит: ты не будешь руководителем рынка. Мы затеяли строительство еще сети рынков по области: Северный рынок, в Борисовке, в Грайвороне... Он предложил стать заместителем генерального директора по этому направлению. Мне пришлось подобрать директора «Южному». С 1994 года в течение двух лет была создана большая сеть торговых и продовольственных компаний: пять рынков в различных районах области, восемь маленьких заводов, пекарни, колбасные цеха. Позже эти активы перешли в другие частные руки.
В 1997 году Анатолий Яковлевич баллотировался в облдуму, стал депутатом, был избран председателем облдумы, а меня назначили генеральным директором областного фонда поддержки жилищного строительства. В 2005 году было поручение губернатора создать кооператив «Свой дом», который я же и возглавил.
– Следующий этап – это, как я понимаю, индивидуальное жилищное строительство.
– В «Своем доме» уже и было индивидуальное жилищное строительство. Фонд поддержки – это ИЖС, кредитование населения. Следующий большой этап – это 2011 год, октябрь, когда меня пригласил губернатор и поручил возглавить ипотечную корпорацию. Третье место моей работы – генеральный директор Белгородской ипотечной корпорации. Сложился такой симбиоз: житель региона может получить льготный кредит в фонде, а в кооперативе – льготную землю и обустройство инженерными сетями.
– Что вы считаете самым ценным достижением?
– Самое ценное для меня, что за все эти годы мы дали возможности десяткам тысяч семей Белгородской области построить дом, жить на земле, растить детей в нормальных условиях и обрести веру в себя и во власть. Тот, кто живет в квартире, а затем переселяется в дом, – это уже совсем иной человек. Первый выходит в подъезд, и считает – это уже не его, это чужое. А свой дом – это все свое: улица, двор, дом, пространство, в котором ты живешь.
– Это ответственность?
– Она и должна быть. Причем солидарная ответственность людей друг перед другом не значит, что люди вправе требовать у власти, не делая ничего. Должна быть обоюдная ответственность.
– Как вы пришли на муниципальную службу? Это не самое почетное место и не самая благодарная работа.
– Предложение было несколько неожиданным для меня. В этом году Белгородскому областному фонду поддержки ИЖС 25 лет, мне – 55. Думал, доработаю в этом, созданном мной предприятии по отработанному алгоритму. Но губернатор сказал: вижу, у тебя пропал блеск в глазах, ты засиделся. А Белгородский район мне хорошо знаком, я немало тут поездил, общался с руководителями территорий. К сожалению, я не знал, что здесь достаточно много проблем.
– А какие из них наиболее острые?
– Самая главная, как и везде, – ремонт школ, нехватка детских садов, строительство и капремонт дорог. А также водоснабжение населенных пунктов, благоустройство территорий. Мы сформировали очень серьезную программу, она настолько амбициозна, что пугает даже меня, потому что мы только в этом году запустили ремонт восьми школ.
Когда я пришел в район, первые дня три был в угнетенном состоянии. В ипотечной корпорации я работал уже в автоматическом режиме. Система была отлажена. Но погрузился в интенсивную работу и буквально на четвертый – пятый день почувствовал прилив сил. Мне стало страшно интересно. Сегодня мой рабочий день с восьми до восьми, постоянно в разъездах и встречах с людьми. Все-таки 24 сельских округа, поселения в районе, по статистике там проживает 118-119 тыс. человек, а фактически тысяч 200.
– С Белгородом у вас идет негласное соревнование по привлечению инвесторов? Сам город естественно ограничен по территории и площади, а Белгородский район нет.
– Мы не пытаемся соревноваться. Да, мы удачно расположены логистически, имеем возможности, которых нет у областного центра. Для нас очень важно, когда инвесторы приходят в Белгородский район, регистрируют предприятия, дают рабочие места. Основной налог, который формирует бюджет района, и консолидированный, и чисто муниципального образования, – это НДФЛ. Плюс это земельный налог и налог на имущество.
– Самое сложное для вас что?
– Самое страшное для меня – это с чем-то не справиться, что-то не доделать, а сложных решений передо мной ежедневно стоит забор-частокол. Люди часто не знают, чем власть занимается, считают, что руководитель – это личный автомобиль, секретарь, кабинет, а он каждый день сталкивается с десятком сложностей, где нужно принимать решения.
– Вы с кем-то советуетесь?
– Советоваться надо с классиками. Конечно, у меня есть рабочий час у губернатора. Очень сложные и важные вопросы обсуждаются всей командой – с моими заместителями, руководителями комитетов. Я вправе принимать решение единолично, но коллегиальные решения считаю более эффективными.
Запретили мы строительство магазина в Майском. Нашумевшая тема. Наверное, непопулярное решение. Сегодня площадка зачищена, на публичных слушаниях вместе с жителями Майского мы приняли решение сажать яблоневый сад: дорожки вымостим, поставим скамейки, фонари, дадим свет, чтобы люди могли отдохнуть. Сегодня я каждого главу заставляю, когда он отчитывается о проделанном бюджете, говорить людям, что он будет делать в будущем году. Мы все решения должны принимать в интересах большинства.
– Как вы относитесь к соцсетям, пользуетесь ли ими?
– Я страшно не люблю бывать в соцсетях. Ежедневно просматриваю черные списки Бел.Ру, Народную экспертизу, но в сетях меня нигде нет. Я и так с людьми много общаюсь, каждый день бываю на территории. Мой мобильный телефон, по-моему, есть у всех 120 тыс. населения. Я знаю, что такое публичность.
– Предлагаю немного уйти от работы. Вам ближе какой отдых – полежать у моря?
– У меня масса увлечений. Я люблю охоту, рыбалку, в обязательном порядке, как минимум, два раза в неделю мы встречаемся с друзьями, обсуждаем различные проблемы. Мы собираемся так 25 лет, и, хотя знаем друг друга «наизусть», нам вместе не скучно.
– Можете назвать свой главный жизненный принцип?
– Лучше быть, чем казаться.
– Получается?
– Получается.