22 ноября 2024, 22:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Управляющий директор липецкого «Свободного сокола» Антон Бабуцидзе: «Вопросы водоснабжения и водоотведения должны регулироваться специальным регламентом, как в Европе, Корее или Китае»

08.08.2018 14:24
Автор:

Воронеж. 08.08.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Липецкая трубная компания (ЛТК) «Свободный сокол» – не только крупнейший поставщик трубной продукции для сектора питьевого водоснабжения и водоотведения, но и единственный производитель труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) в России и странах СНГ. Доля предприятия на российском рынке труб для инженерных коммуникаций в сфере ЖКХ составляет до 5%. Управляющий директор ЛТК «Свободный сокол» Антон Бабуцидзе рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу» об особенностях работы на внешнем и внутреннем рынках трубной продукции, о регламентации в сфере водоснабжения и о том, что позволяет компании выигрывать тендеры в передовых странах Европы.

– Расскажите о достижениях вашей компании в 2017 году. Каковы основные показатели? Насколько они изменились по сравнению с 2016 годом?

– В 2017 году объем производства вырос на 64%. Объем продаж на внутреннем рынке трубной продукции увеличился на 51%, на экспортном рынке – на 59%. Значительно выросла – в 26 раз – продажа недавно освоенной нами свайной продукции из ВЧШГ. Сваи мы экспортируем в Германию, Швецию и Австрию, где они очень востребованы, имеем необходимые сертификаты для европейских стран, а в России пока никто не готов способствовать внедрению свай из ВЧШГ, несмотря на все их очевидные преимущества.

Чистая прибыль увеличилась на 156% – с 84 млн рублей в 2016 году до 216,2 млн рублей в 2017 году. Налоговая база всех отчислений увеличилась на 33%, мы заплатили 465 млн рублей налогов. Численность сотрудников выросла на 11% – до 1,474 тыс. человек (это только по Липецку). На 52% увеличилась производительность.

– Модернизируете ли вы производство?

– Когда компания активно работает на экспорт, ей просто необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать свое производство. Требования к экспортной продукции постоянно держат нас в тонусе, в результате в нашей компании были внедрены новые технологии нанесения цинкового, цинк-алюминиевого и эпоксидного покрытия. А в начале этого года мы купили металлизатор (для нанесения цинково-алюминиевого покрытия на трубы) у английской компании, что позволило увеличить производительность на участке в два раза и снизить объем использования цинковой проволоки. Закупим еще пару таких же установок. Также в наших планах покупка машины центробежного литья для производства труб диаметром от 80 до 300 мм. Плюс в летний период много заказов, поэтому придется купить еще одну машину – на 700-1200 мм. Мы уже готовим контракт.

– Пользуетесь ли вы заемными средствами?

– Стараемся пользоваться собственными средствами. Во всем мире банковская ставка до 6% годовых, а в России – 15%. Абсурд, но что делать. Совсем без кредитов работать не получается. В конце 2017 года мы были вынуждены взять кредит на выкуп основных средств предприятия.

– Какие существуют правила игры при экспорте труб?

– Надо отметить, что войти в новую страну обычно сразу не получается. Сперва надо, образно говоря, приоткрыть двери и заходить постепенно. Первые поставки мы сделали в Польшу и Словению. Сначала это были небольшие объемы, а сегодня мы являемся крупнейшим поставщиком труб из ВЧШГ на польский и словенский рынки.

Трубный рынок Европы, на который мы работаем, надо завоевать, на нем наблюдается большая конкуренция. Берут обычно качеством, ценой и быстротой поставки – всегда надо побороться первое время, чтобы туда войти, иногда на это уходит до пяти лет. Наши основные конкуренты разбросаны по всему миру, являются самыми крупными производителями. Например, во Франции это Saint-Gobain, в Австрии – компания T.R.M., в Германии – Duktus, в Швейцарии – VonRoll. Большие объемы труб производят китайцы, индийцы и турки. Надо отметить, что очень трудно вести поставки туда, где уже есть собственный завод-изготовитель, но во Францию, Германию и Австрию нам экспортировать всё же удается.

– А что можете сказать про внутренний рынок?

– Для начала отмечу, что сейчас 70% продукции у нас идет на внутренний рынок и 30% – на внешний. Для нас в приоритете поставки именно на внутренний рынок, но он тяжело раскачивается.

В настоящее время в России ЛТК «Свободный сокол» – единственный производитель труб из ВЧШГ. Тогда как в Южной Корее (109-е место в мире по площади территории) действуют целых четыре завода, и все они крупнее нашего. При этом они работают только на внутренний рынок. Кстати, там доля труб из высокопрочного чугуна в общем обороте составляет более 60%, а в России этот показатель равен только 5%. Все остальные трубы у нас пластиковые или стальные.

– И в чем заключаются основные преимущества труб из высокопрочного чугуна (ВЧШГ)?

– Трубы из ВЧШГ могут прослужить более 100 лет, не требуя замены. В последнее время много разговоров ведется по поводу контрафактных труб – мы с этим боремся. Мы заинтересованы в том, чтобы покупали и укладывали трубы с большим сроком службы, чем сейчас. Когда кладешь трубу, которая служит, скажем, 100 лет, ты потом к ней не возвращаешься. Особенно это важно, если у компании нет денег на ремонт сетей. К тому же увеличение срока службы труб ведет к «омоложению» сетей. А когда Водоканал кладет трубу, которую надо менять уже через 20 лет, то это чревато лишними затратами. Но, как я уже говорил, на замену труб иногда попросту нет денег.

– Это каким-то образом влияет на тарифную политику?

– Конечно! Согласно официальной статистике, в РФ 50-60% сетей изношены, это старые и дырявые трубы, которые пропускают воду. Водоканал, вложивший львиную долю собственных средств в добычу, очистку и транспортировку воды, несет потери порядка 40% подаваемой по трубопроводам воды. Естественно, это отражается на потребителе, который в итоге оплачивает не только полученную воду, но также и потерянную. Если сделать потери минимальными, стоимость воды можно сократить или хотя бы больше не увеличивать.

– А разве водоканал этого не понимает?

– Я считаю, что вопросы, связанные с питьевым водоснабжением, должны регулироваться специальной государственной программой, как это делается во всех развитых странах. Можно использовать разные виды труб, однако, не стоит забывать, что существуют определенные критерии, в каких условиях какие виды труб можно прокладывать. Иными словами, в разных сферах применяются разные виды труб.

У нас в стране вопросы водоснабжения не регламентируются. Какие трубы класть и при каких обстоятельствах, должен утвердить обязательный для всех регламент. Но будь оно так, это бы не устроило водоканал. Это государственное предприятие, ему выделяют деньги на обслуживание сетей, которые в среднем ремонтируются раз в три года. А если нет аварий, то водоканалу и не платят. Стоит ли говорить, что стоимость такого ремонта закладывается в тарифы?

– Влияет ли климат в той или иной местности на то, из какого материала должна быть сделана труба?

– Безусловно, здесь не может быть произвольного выбора. Именно регламент должен установить, какие материалы труб в каких условиях местности могут и должны применяться. Экономия, которую можно достичь при использовании дешевых материалов, особенно фальсифицированных труб, в итоге оборачивается убытками. Вот в США и Японии кладут только трубы из высокопрочного чугуна, которые, ко всему прочему, практически невозможно подделать, и потом надолго о них забывают, поскольку, как я уже говорил, они долговечные.

– А что касаемо цен?

– Пластик бывает разный. Вот, например, несколько заводов в России производят трехслойные пластиковые трубы (RS), но они недешевые. Трубы, сделанные в гаражных условиях, – наоборот, дешевые, но служат они непрогнозируемо мало, в среднем около трех лет. Они делаются из вторичного пластика, поэтому их качество оставляет желать лучшего. Повторюсь, я считаю, что выбор материала для строительства трубопроводов водоснабжения должен регулироваться не рыночными условиями, должен существовать общеобязательный техрегламент на материалы для строительства сетей водоснабжения и водоотведения, который должен утверждаться постановлением правительства РФ.

– То есть на российском рынке настолько трудно, что вам проще делать поставки в Австрию?

– В Европе регламентирующие сферу водоснабжения документы существует довольно давно. Даже в новых странах Евросоюза принята такая система финансирования – государство отдает свои деньги в общеевропейский банк, а дальше эти средства направляются на реализацию определенных проектов. Существуют общеевропейские концепции по водоснабжению, по сетям, согласно которым банки финансируют приобретение чугунных труб. Они хотят, чтобы во всех странах Евросоюза были общие правила игры. В частности, Словения участвует в реализации подобной программы. Там активно прокладывают наши трубы, и, как известно, вода в Словении считается самой чистой.

Когда есть стандарт, то по нему проходит тендер – у кого материал лучше по соотношению цена/качество, тот и поставит трубу. Наши дилеры также принимают участие в этих тендерах. В Европе существуют специальные исследовательские институты – центры сертификации, представители которых приезжают в лабораторию нашего предприятия для проведения аудита и сертификации: проверяют металл, краску, бетон, чугун и потом подтверждают нам сертификаты, дающие право экспортировать наши трубы. Причем для каждой страны – отдельный сертификат, и это помимо наличия у нас общеевропейских сертификатов качества. Еще они смотрят на то, как именно мы проложили трубы. Водоснабжение – это, прежде всего, вопрос здоровья нации. В Европе это прекрасно понимают!

– За счет чего вы выигрываете тендеры в Европе?

– У нас хорошее качество, наши трубы лучше, чем, скажем, южнокорейские. Ведь мы работаем в условиях высокой конкуренции, а у них конкуренции на внутреннем рынке нет. Очень важный вопрос – это сроки поставки. Если труба хорошая, цена низкая, но сроки неудовлетворительные, мы можем упустить проект. Качество, срок поставки и цена – это три основные составляющие успеха в нашем деле.

Но тут есть и другие особенности – все необходимые элементы труб должны быть сертифицированы по международному образцу. К сожалению, не все отечественные материалы, необходимые для комплекта наших труб, имеют международные сертификаты. Например, эпоксидная краска. Она, к слову, обязательно должна иметь европейский сертификат. Манжета также должна быть европейского производства. Наши манжеты могут стоять сто лет, мы покупаем их в Туле, но они, к сожалению, сертифицированы исключительно для нашего рынка. Поэтому приходится покупать краску и манжеты для труб, идущих на экспорт, за рубежом.

– Расскажете о ваших планах на этот год?

– Для нас главное, чтобы в связи с экономическими проблемами в стране не упали объемы 2017 года. Понятно, что внутренний рынок надо сохранять, увеличение внешнего рынка фактически не составляет проблемы.

В прошлом году мы вели сигнальные поставки в Швецию, а в этом году мы отгружаем в эту страну трубы большого диаметра – мы выиграли крупный тендер и будем заниматься поставками в течение трех месяцев. Также в нынешнем году мы в два раза увеличили объемы поставок в Англию (на водоснабжение и канализацию). Очень тесный контакт с Австрией. Интересные поставки у нас будут вестись в Венгрию – там мы тоже выиграли большой контракт и получили первые заказы. Отгрузка начнется со следующего месяца.

– Как оптимизируете производство?

– Наша задача – снизить себестоимость. Для этого мы планируем поставить новые литейные машины. Если мы получим крупный заказ – у нас будет пять машин для малых диаметров и три машины для крупных, что позволит сделать любой заказ в сжатые сроки.

– На какой стадии находится проект технопарка на территории вашего завода?

– У нас 260 га земли, труболитейный цех занимает 86 га, а остальное также надо задействовать под развитие производств. У нас уже открылось предприятие по переработке шин. Работает неплохо. Открылось также чугунолитейное производство. В конечном итоге мы рассчитываем, что это будет индустриальный город, где всё прекрасно сделано, есть транспорт, коммуникации. Налог на прибыль для резидентов технопарка немного уменьшается, выдаются средства на инфраструктурные проекты, такие как, например, перекладка канализации.

Надо создать хорошие условия для привлечения людей. Губернатор Липецкий области Олег Королев помогает в этом отношении, он всегда делает предложения потенциальным резидентам парка. В общем, работа ведется.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0