Белгород. 09.08.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В Белгородской области элита по-прежнему стабильно держится на одном лидере, но и он не безупречен. В 2017 году в регионе произошло несколько громких скандалов, которые наверняка заставили понервничать аппарат правительства, а самих власть имущих – оглянуться на свои рейтинги. Это и бизнес-конфликты, и громкое расследование блогера о картельном сговоре в поставках медпрепаратов, обернувшееся очередной проверкой ФАС России и уголовным делом. «Абирег» постарался обобщить ключевые события жизни региона и проследить их влияние на позиции тех или иных персон.
Вместо вступления...
Первый Рейтинг влиятельности Белгородской области, выпущенный в 2017 году, вызвал большой интерес в регионе, но вместе с тем высказано было немало критики. Во многом она сводилась к тому, что на позиции персон в таблице повлияло не столько реальное влияние на принятие важных решений, сколько их медийная активность. Отчасти это говорит о том, что частое появление в СМИ и соцсетях помогает поднять значимость лица, но вовсе не гарантирует высокий авторитет в кругах элит. Однако нам важно показать не «дорисованную», а реальную картинку. Потому при подготовке второго рейтинга «Абирег» решил изменить систему подбора экспертов, которые и формировали итоговую таблицу, мы постарались собрать тех, кто наиболее приближен к узким кругам и знает расстановку сил. К сожалению, большая часть опрошенных нами экспертов согласились работать только на условиях анонимности, поэтому они остались в группе «скрытых экспертов».
Кроме того, «Абирег» не претендует на то, чтобы называть этот рейтинг социологическим исследованием. Оценки каждого из экспертов субъективны, а полученный результат – усредненное мнение людей, которые знакомы с ситуацией в элитах Белгородской области.
Скандалы меньше всего отразились на позициях губернатора
Губернатор Евгений Савченко, который выстроил за 25 лет жесткую вертикальную систему управления, естественно, сосредоточил всю полноту власти в своих руках. Он, как и прежде, на голову выше всех остальных участников рейтинга. И «посоревноваться» с самим собой у него тоже почти не получилось. По числу набранных баллов он лишь на одну сотую «уступил» прошлогоднему результату – с 9.20 снизился до 9.19. А степень положительного влияния господина Савченко несколько упала, то есть отрицательных оценок в этот раз оказалось больше, чем год назад.
Безусловно, на его крепкие позиции в регионе повлияло общее относительно благополучное и стабильное положение региона. Так, область значительно сократила долговые обязательства, переведя большую часть коммерческих кредитов в более дешевые бюджетные. Кроме того, за счет восстановления и мирового металлургического рынка, крупные компании позволили вывести бюджет 2017 года из дефицита в профицит, исполнить властями все свои обязательства.
Добавило каплю дегтя в белгородскую медовую бочку несколько крупных скандалов, произошедших в 2017 году. Но и они не сильно изменили расстановку сил. Один из конфликтов был связан с заходом в регион крупного промышленного игрока – «Северстали». Компания Алексея Мордашова решила забрать себе богатое железорудным сырьем предприятие «Металл-Групп», толком не договорившись с основными собственниками актива. Проблемы рудника накапливались не один год, и компания «Северсталь» пришла в регион как основной кредитор, выкупив долг «Металл-Групп» у Газпромбанка. Причем, по данным источников «Абирега», изначально планировалось совместное развитие компании. Но руководители «Северстали» решили забрать актив себе, а собственников – Виталия Черномырдина и Андрея Клямко – «выгоняли» силой. Те, в свою очередь, назвали ситуацию рейдерским захватом. И конфликт вокруг Яковлевского рудника дошел до самых верхних ступеней власти: разбирательства дошли до Генпрокуратуры, аппарата президента. Это не могло не отразиться на имидже регионального правительства. К слову, областные власти в скандал открыто не вмешивались, но всячески поддерживали нового крупного инвестора.
Еще один заметный региональный конфликт мог «подпортить» репутацию господина Савченко и снизить его положительное влияние. Связан он с отставкой Александра Гнедых – мэра Старого Оскола, второго по величине города в Белгородской области. Приглашенный в область из Карелии господин Гнедых был последним из глав муниципалитетов, выбранных прямым голосованием. Но в середине 2017 года у него не заладились отношения с региональной верхушкой и некоторыми крупными старооскольскими бизнесменами. Сам Александр Гнедых заявлял, что белгородские элиты ополчились на него из-за того, что он привел в Старый Оскол крупных налоговых резидентов, тем самым пополнив казну, но взамен попросил увеличить долю бюджетных выделений для города. Якобы это очень не понравилось самому губернатору. В итоге Гнедых упрекнули в неисполнении своих обязательств и отправили в отставку после всеобщего публичного порицания силами местных бизнесменов и горсовета. Вместо господина Гнедых руководить «неудобным» и непривычно демократичным Старым Осколом поставили Александра Сергиенко, который до этого был главой Шебекино, Корочанского, Белгородского районов. Он «свой человек» и отозвался на предложение взять на себя Старый Оскол по первому же сигналу.
В итоге скандал с громкой отставкой последнего из выбранных народом мэров в политической жизни региона стал одним из ярких событий года. В послужном списке губернатора он, скорее всего, будет носить отрицательную оценку, так как проводилась «отставная кампания» довольно грубо, грязно, без должной аргументации.
Большой резонанс вызвало и расследование блогера Сергея Лежнева по закупкам для здравоохранения. Он выявил признаки картельного сговора в поставке реагентов для лабораторий. Сам он после длительного сбора информации и сотрудничества с правоохранительными органами уехал работать советником губернатора Орловской области Андрея Клычкова, а собранные им материалы легли в основу уголовного дела и послужили поводом для крупного расследования ФАС России в системе закупок реагентов по всей стране. Стоит добавить, что этот скандал подлил масла в огонь. Он проходил на фоне общего недовольства населения медицинским обслуживанием. В начале 2018 года отвечать за ситуацию в медицине региональным чиновникам пришлось перед замминистра здравоохранения Татьяной Яковлевой, которая раскритиковала ситуацию в белгородской медицине. Кстати, замгубернатора Наталия Зубарева только на фоне всей этой ситуации поднялась в рейтинге с 58-60-го на 43-е место.
Первый ясен, а остальные...
С выходом первого белгородского Рейтинга влиятельности в соцсетях долго гуляла шутка, в которой все 100 мест занимает одна персона – Евгений Степанович. Во многом креативные авторы правы. Почти все в области определяет губернатор. Тем интереснее узнать, кто же из его последователей, по мнению экспертов, наиболее приближен, пользуется максимальным доверием. В этом году, как и в первом рейтинге, им оказался Владимир Зотов. О доверии к этой персоне говорит то, что ему поручена «опека» наиболее важных экономических и социальных объектов. И это не только крупнейший свиноводческий холдинг «Агро-Белогорье» с выручкой более 67 млрд рублей, созданный усилиями правительства региона и перешедший в собственность господина Зотова. Именно ему доверили взять «под крыло» аэропорт Белгорода, который в 2017 году завершил процедуру банкротства прежних юрлиц. Господину Зотову поручили построить белгородский зоопарк и некоторые другие рекреационные зоны. Его люди управляют «Белгородской сбытовой компанией» и Белгородским водоканалом. За минувший год в зону ответственности господина Зотова попали еще несколько развлекательных социальных проектов – динопарк, аквапарк, а также город мастеров «Мастерславль», которые должны стать местом притяжения для жителей области и гостей региона. Кстати, Владимир Зотов утвердил свои позиции, набрав 7.5 баллов, также опередив ближайших преследователей почти на целый балл.
Если первые два места не изменились, то в целом в Топ-10 произошли серьезные изменения. Так, с пятой на третью строчку переместился белгородский митрополит Иоанн (Попов Сергей Леонидович). После отставки вице-губернатора Валерия Сергачева, с которым у него было очень серьезное противостояние, митрополит возвращает себе былые позиции духовного и нравственного советника губернатора.
Заместитель губернатора по финансам Владимир Боровик поднялся с 6-го места на 4-е, его коллега – отвечающий за экономическое развитие Олег Абрамов также «прыгнул» с 10-й на 5-ю строчку. Кроме того, в десятку наиболее влиятельных в этом году «ворвался» еще один замгубернатора Станислав Алейник, отвечающий за сельское хозяйство. Этот «прорыв», вероятно, стал возможен именно благодаря смене экспертов. Господин Алейник – не очень медийная персона, тем не менее он руководит отраслью, на которую губернатор делает большие ставки в экономическом благополучии области. Потому влиятельность Станислава Алейника в первом рейтинге могла быть недооценена. В то же время «просели» в этом году две не менее важные персоны. Геннадий Бобрицкий – еще одно доверенное лицо губернатора Савченко в бизнесе. Он спустился с 4-й позиции на 6-ю. Причем в СМИ начали появляться сообщения о том, что господин Бобрицкий распродает активы созданного им птицеводческого «гиганта» «Приосколье». Так, продана площадка в Тамбовской области, на очереди – актив в Алтайском крае. Но куда более заметным оказалось падение депутата Госдумы Андрея Скоча: с 3-го места – на 8-е. Возможно, это стало следствием попадания господина Скоча в персональные санкционные списки США.
Новички рейтинга
Естественным новичком стал Василий Умнов, назначенный в 2017 году на должность главы УМВД. Любопытно, что за это короткое время он сумел проявить свои качества и вместо 39-41-го места, занимаемого предшественником Виктором Пестеревым, оказался на 38-39-й строчках.
Безусловным прорывом этого рейтинга можно считать руководителя управления Россельхознадзора по Белгородской области Татьяну Аушеву (54-е место). В 2017 году, когда вновь возникла угроза распространения опасного для региона заболевания свиней – африканской чумы, она проявила жесткость, пригрозив серьезными мерами «сильным мира сего» – компаниям «Русагро» и «Мираторг», а также всем, кто содержит охотничьи угодья с кабаном. Дело в том, что именно из-за попустительства одних и формального отношения к биологической защите впервые в Белгородской области вспышки АЧС возникли на территории промышленных свиноводческих комплексов. Видимо, во многом эта решительность действий и повлияла на то, что госпожа Аушева попала сразу в шестой десяток рейтинга.
Надо заметить, нынешний рейтинг пополнился в основном «женским батальоном». Еще один новичок РВ – новый главный архитектор Белгородской области Галина Горожанкина (71-72-е места). В областное управление она перешла из аналогичной структуры в администрации областного центра, чем и повысила свою значимость.
Депутат областной думы Анастасия Байбикова (84-85-е места) от КПРФ тоже оказалась свежим лицом рейтинга. В последнее время она является одним из немногих возмутителей спокойствия в облдуме. Она, например, не боится задавать неудобные вопросы и выносить на обсуждение проблемную тему белгородского здравоохранения. Госпожа Байбикова – одна из немногих властных особ, поддержавших расследование блогера Сергея Лежнева, который раскопал сговор между поставщиками реагентов для медлабораторий и главврачами учреждений. Анастасия Байбикова даже попыталась запустить дополнительное депутатское расследование, чтобы выявить причастность чиновников к ситуации, но ее коллеги посчитали это лишним и отказали в проведении расследования.
Антигерои
В этом году явного лидера по числу отрицательных оценок, как это было в первом рейтинге, выделить сложно. Но наибольшее число «минусов» набрал бывший вице-губернатор Белгородской области Валерий Сергачев (21-е место). Официально он ушел в отставку еще в 2016 году, более того, он сам признавался, что полностью отстранился от всех политических и государственных дел и посвятил свою жизнь духовным изысканиям. Но, судя по отзывам некоторых экспертов, господин Сергачев все еще навещает своих прежних подопечных в правительстве области. Тем самым о полном отстранении его от дел говорить не приходится.
Еще три персоны лонг-листа Рейтинга влиятельности набрали одинаковое количество отрицательных оценок. Один из них – и.о. руководителя регионального управления ФССП Паруйр Марабян – по общему числу набранных баллов в сотню не вошел. А двое других – депутат облдумы и совладелец белгородского молочного холдинга «Зеленая долина» Сергей Юдин и, как ни странно, новичок нынешнего рейтинга – Галина Горожанкина. С именем господина Юдина связывают несколько неудачных проектов в регионе, таких как, например, наукоград «Аврора-парк», которому пророчили миллиардные инвестиции. Причем часть денег успели «освоить», но куда именно они ушли – почти никто не знает. Кстати, в 2017 году депутат Анастасия Байбикова добилась того, чтобы участники того проекта представили полный отчет о расходе бюджетных денег. Но в присланной ей бумаге учтено было только 144 млн рублей, хотя в 2012 году, когда активно раскручивали проект, речь шла о гораздо больших суммах.
Более того, в этом году выяснилось, что созданная за бюджетные деньги сеть магазинов для продажи фермерской продукции «Фермер» оказалась в собственности матери господина Юдина. Каким образом это произошло, история умалчивает, учитывая, что в тот период господин Юдин работал в департаменте экономического развития и курировал потребительский рынок.