24 ноября 2024, 12:08
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Директор воронежского ОКУ «АИР» Владимир Логинов: «Проект скоростного рельсового транспорта выходит на международный уровень»

28.08.2018 16:13
Автор:

Воронеж. 28.08.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Воронеж занимает третье место в России по уровню автомобилизации. В пиковые часы улицы сильно перегружены. Население города превышает 1 млн человек, цифра растет с каждым годом. Очевидно, что существующая транспортная инфраструктура уже давно себя исчерпала и требует обновления. В качестве одной из мер, направленных на улучшение ситуации, сложившейся на дорогах города, следует рассматривать создание системы скоростного рельсового транспорта (СРТ). Появление нового для Воронежа вида общественного транспорта может стать альтернативой личному автомобилю и другим видам городских пассажирских перевозок благодаря скорости и комфорту. Пересадка жителей Воронежа из личных авто на рельсовый транспорт позволит уменьшить нагрузку на дорожную инфраструктуру.

В апреле текущего года временно исполняющий обязанности губернатора региона Александр Гусев подписал распоряжение о создании «проектного офиса» по развитию легкорельсового транспорта на базе воронежского Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов. В интервью «Абирегу» директор ОКУ «АИР» Владимир Логинов рассказал о том, какой объем работы предстоит выполнить в ближайшее время.

– Владимир Григорьевич, расскажите, как родилась идея строительства метро.

– Я бы не стал употреблять термин «метро». Скорее, это система скоростного рельсового транспорта, проект, который инициировал Алексей Гордеев, возглавлявший на тот момент регион. При его личном участии проблема транспортной инфраструктуры города была вынесена на обсуждение 13-й Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам. В связи с существующими серьезными транспортными проблемами было найдено решение создать в городе систему скоростного транспорта.

Рассмотрение вопроса строительства СРТ в Воронеже в рамках заседания Российско-японской межправительственной комиссии позволит привлечь лучших японских специалистов к разработке технических, технологических и проектных решений как при проектировании инфраструктуры и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), так и для развития городских пространств в зоне прилегающих к СРТ территорий.

– В некоторых источниках уже публиковалась информация о проекте воронежского метро с указанием стоимости его строительства и расположения веток. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Понимаете, цена ошибки при выборе наиболее востребованных и социально значимых инфраструктурных проектов, как правило, слишком велика. Поэтому приемлемый вариант такого выбора может быть получен только на основе целого ряда исследований, детального рассмотрения и проработки широкого спектра вопросов. План реализации проекта представляет собой целый комплекс мероприятий и работ, необходимых для ответа на пять простых вопросов: кто, когда, зачем, куда и как поедет. Уже определившись с предпочтениями потребителей, мы будем смотреть, какой вид рельсового транспорта будем строить, какой подвижной состав использовать, можем ли мы технически реализовать проект на самых пассажиронапряженных направлениях. Мы не можем ошибиться с прогнозируемыми объемами перевозок, потому что для рельсового транспорта это критично, он изначально предполагает ориентацию на большое количество пассажиров. Проект сложный и требует комплексного подхода. Необходимо обеспечить комфортность поездки с максимально удобными и короткими пересадками, при этом и цена за проезд должна быть приемлемой для граждан. Если приступить к реализации проекта, пока не будут получены все актуальные данные, то можно построить объект инфраструктуры, который не будет пользоваться спросом у населения и окажется неэффективным для города. А мы хотим создать современную, рассчитанную на очень длительную перспективу систему общественного транспорта.

– Почему проект носит межгосударственный характер? Какой статус у проекта в настоящее время?

– Воронеж изначально был выбран в качестве одного из модельных городов для российско-японского сотрудничества в области улучшения городской среды. Но невозможно представить комфортный для жителей город без развитой транспортной инфраструктуры. Японская сторона предложила проектирование скоростного рельсового транспорта совместно с реализацией проекта транзитно-ориентированного проектирования (TOD), которое предусматривает развитие городских территорий, прилегающих к современной транспортной инфраструктуре. В таком ключе затраты на развитие общественных пространств, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры, следует рассматривать как инвестиции, которые создадут новые точки для роста экономики и социальной сферы. Президент РФ Владимир Путин много внимания уделяет цифровым технологиям. Японские строительные корпорации, помимо решения задач, связанных со строительством, эксплуатацией, техническим обслуживанием и финансированием систем скоростного рельсового транспорта, также имеют опыт создания цифровой инфраструктуры, где СРТ рассматривается как составная часть городского планирования, что позволяет обеспечить комфортные условия для проживания горожан. Российская Федерация при реализации проекта получит готовые комплексные решения для крупных городов по созданию транспортной инфраструктуры, интегрированной в высокотехнологичную городскую среду, а для японской стороны это прекрасная возможность экспортировать свои технологии, разработки.

На сегодняшний день Минтранс России поддержал инициативу правительства Воронежской области о создании СРТ, проекту присвоили международный статус. Между правительствами России и Японии ведется активная работа о включении проекта в перечень вопросов Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (далее – Комиссия), проектный офис принимает непосредственное участие в указанной работе.

– Какая роль проектного офиса в реализации проекта?

– Сформированный проектный офис будет работать только до начала реализации проекта, когда будут завершены все предпроектные работы. Для непосредственной реализации проекта будет создана специальная проектная компания. Задача офиса – организовать проведение комплекса мероприятий по подготовке к проектированию и созданию скоростного легкорельсового транспорта.

Следует отметить участие проектного офиса в рамках подготовки плана работ по технико-экономическому обоснованию системы СРТ в Воронеже, который правительство Воронежской области направило в Минтранс России в июле 2018 года для обсуждения с Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии.

Проектный офис активно взаимодействует с правительством Воронежской области, администрацией городского округа города Воронеж, чтобы проект приобрел реальные очертания на бумаге, появился на картах. В проекте «Стратегии социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2035 года» уже поставлена задача создания скоростного рельсового пассажирского транспорта. В рамках подготовки актуальной редакции Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа город Воронеж должен быть предусмотрен комплекс исследований, позволяющий разработать проектную документацию. Только после того как будет утвержден комплекс мероприятий по строительству СРТ в документах градостроительного и транспортного планирования, появится коридор трассы СРТ на картах, можно будет говорить о конкретных параметрах проекта.

– Что вы можете сказать по поводу финансовой модели проекта?

– Пока рано говорить о финансовой модели, финансово-экономическое обоснование проекта появится только после проведения целого комплекса исследований. Надеемся, что международный статус проекта будет способствовать привлечению инвестиций как от российских инвесторов, так и от иностранных корпораций. Проекты скоростного рельсового транспорта могут и должны реализовываться с привлечением средств частных инвесторов, особенно с учетом нового строительства и развития прилегающих к СРТ территорий.

– Какая вероятность, что проект по строительству скоростного рельсового транспорта будет реализован и не в самой отдаленной перспективе?

– В Минтрансе России был проведен ряд совещаний по обсуждению вопросов по созданию системы СРТ в Воронеже. По итогам выступления врио губернатора Воронежской области Александра Гусева о транспортных проблемах города на коллегии Минтранса России в январе 2018 года руководство министерства поддержало инициативу придать проекту международный статус. На встрече с представителями Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, которая прошла в Воронеже в июне этого года, Александр Гусев сообщил, что правительством Воронежской области было принято решение о финансировании предпроектных мероприятий, в том числе подготовки технико-экономического обоснования. А уже в июле текущего года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручение министру экономического развития РФ Максиму Орешкину включить вопрос о создании системы скоростного рельсового транспорта (СРТ) в городе Воронеже в работу Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам на постоянной основе. Япония также со своей стороны готова поддержать внесение вопроса по строительству СРТ в Воронеже в план работы Комиссии. Проект уже обсуждался в рамках заседании Российско-японской рабочей группы по транспорту, которое прошло в Токио в апреле этого года. Были проведены встречи с представителями японских компаний. На сегодняшний день все, кто отвечает за проект, работают в полную силу. И особых причин считать, что будут существенные задержки в его реализации, нет. Но нужно понимать, что с момента принятия решения о строительстве объекта транспортной инфраструктуры до начала самой стройки проходит большой промежуток времени. Технико-экономическое обоснование нельзя сделать за короткий период времени, от качественного исполнения работ в рамках предпроектной деятельности зависит эффективность реализации самого проекта. А также надо учитывать последующие этапы: проектная документация должна пройти главгосэкспертизу, будут согласования с различными ведомствами (Минтранс России, Минэкономразвития России, Минфин России) и т. д. Это долгий процесс, и это нормально для капиталоемких проектов.

– В России существуют свои компании, имеющие многолетний опыт по строительству метро, трамвайных линий. Почему выбор пал на японские компании?

– Во-первых, подрядчик будет определяться по результатам конкурсной процедуры. В Японии одна из самых развитых систем скоростного рельсового транспорта, эффективный городской общественный транспорт, у них огромный опыт проектирования транспортных узлов, которые объединяют в себя все виды транспорта, при этом они тесно интегрированы в подземное и наземное пространство города. На данном этапе в Воронеже уже осуществляется сотрудничество между правительством Воронежской области и Министерством земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии в рамках рабочей группы по вопросам городской среды, рассматриваются проекты развития территорий. У нас есть возможность взаимодействия с японскими компаниями, получения у них консультаций, а также изучения экспертного мнения их специалистов. Весьма вероятно, что компании из Японии будут участвовать в конкурсах по проекту. С моей точки зрения, большинство работ по строительству СРТ всё же будут выполнены российскими компаниями, которые будут определены по итогам конкурсной процедуры. Российские подрядные организации обладают обширными компетенциями в области строительства линий рельсового транспорта: это и железные дороги, и метро, и легкорельсовое метро, монорельс, трамвайные пути, метротрам. Японские корпорации могут принять участие в работах по проектированию трассы, ТПУ, совершенствованию системы управления движением поездов, разработке технологических и цифровых решений для СРТ. Коллеги из Японии могут быть полезны в том, в чем у них есть колоссальный опыт: создании единой, можно сказать, «бесшовной» городской транспортной системы. И уже есть такой прецедент: японское архитектурное бюро Nikken Sekkei разработало проект будущего ТПУ «Ботанический сад» в Москве, где в единый комплекс будут объединены сразу несколько видов транспорта, при этом реализуются проекты по строительству жилых, торговых и офисно-административных объектов. Тендер на само строительство выиграла девелоперская компания «Пионер». И это успешный результат сотрудничества.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0