Белгород. 05.09.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В Белгороде 15 октября откроется третья очередь завода по производству обоев. В 2015 году ООО «Индустрия» стремительно ворвалось на российский рынок, который на тот момент имел резервы роста, и прочно заняло свою нишу. Сумма инвестиций всего проекта из четырех очередей – 2,4 млрд рублей, уже вложено 1,9 млрд рублей. Совладельцы, среди которых украинец Александр Гузенко, рассчитывают окупить проект за семь лет. О том, как удалось впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, о планах работать до того, как станки будут заменены 3D-принтерами, и о том, что обои имеют сезонность, рассказал гендиректор завода Вадим Зайцев.
– Предприятие работает недавно: два года назад вы запустились, и уже в 2016 году выручка составила 700 млн рублей, в 2017-м – 1,3 млрд рублей. Как удалось достичь таких показателей?
– Да, в 2015 году мы только купили площадку, год строились, в 2016-м запустились. Мы занимаемся достаточно перспективным направлением. Четко идем по плану, утвержденному при создании предприятия. Хотя не скажу, что всё дается очень легко. Рынок у нас непростой, он уже достиг пика, и можно сказать, что мы прыгнули в последний вагон уходящего поезда. Сейчас конкуренты собираются запускать еще две фабрики на территории России, но я не думаю, что это будет им очень выгодно.
– Что для предприятия будет означать запуск третьей линии?
– Это увеличение мощностей, в которых мы сейчас испытываем дефицит. На месяц вперед наши линии загружены. Соответственно, надо расширяться. Линия немецкая, Olbrich, восемь печатных секций. До конца года планируем строительство завершить, выполнить благоустройство и озеленение, а также закончить отделку административно-бытового корпуса.
– Какова сегодня тенденция на российском рынке обоев?
– За счет того, что курс доллара и евро растет, отечественные производители выигрывают. Соответственно, спрос на российские обои растет. Притом что они сопоставимы по качеству с европейскими.
– Люди продолжают их покупать в прежних объемах или переходят на другие отделочные материалы?
– Нашему менталитету, конечно, ближе обои. Собственно, это только нашему менталитету и нужно. В Европе уже много лет этот достаточно небольшой рынок переполнен местными производителями, и они пытаются работать на российский рынок. Но из-за высокого курса евро они не конкурентоспособны отечественным производителям. Достойным спросом пользуются наши обои в Казахстане и Узбекистане.
– Как проходит подготовка к выпуску на рынок нового продукта?
– У нас раз в месяц проводятся художественные советы с участием директоров по продукту и руководителей торговых домов, технологов. Мы принимаем коллегиальное решение относительно новых дизайнов, поскольку каждый из нас понимает, что нужно рынку. Бывают споры и дебаты, раз в месяц проводим ABC-анализ, когда ранжируем обои по категориям. Анализируем, почему так произошло. Некоторые новинки снимаем с производства, если не пошло. Это постоянный круговорот.
От момента разработки нового продукта до его выпуска проходит 6-9 месяцев (по горячему тиснению – именно на него наибольший спрос). Необходимо чувствовать тенденцию, знать, что будет актуально завтра. Нужно очень хорошо понимать рынок, потому что за это время всё может поменяться.
– Кто сейчас диктует моду на обои? Кто решает, какой дизайн будет популярным и хорошо продаваться?
– У нас в течение года проходят три основные выставки, в которых мы принимаем участие: MosBuild в Москве; в Брюсселе – как раз сейчас поедем, с 9 по 12 сентября; во Франкфурте – в начале января. Вот эти мероприятия и диктуют моду. Там мы, производители обоев, встречаемся, берем с собой дизайнеров, так называемых директоров по продукту. У каждого производителя они есть.
– Как прослеживается сезонность в вашем сегменте? Кто объявляет, что сейчас наступило время минимализма или, наоборот, возврат к классике?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Хотя зимой, когда холоднее, люди любят больше классику, с наступлением весны потребителям больше хочется рисунка со свежими цветами, как только приходит сентябрь-октябрь – возрастает спрос на дамасские орнаменты, теплые тона. Жители южных регионов больше любят в оформлении золото и серебро. Так что нет такого, чтобы кто-то диктовал, что сейчас в моде. Скорее, всё связано с психологией людей.
– Какова структура спроса на продукцию ООО «Индустрия»?
– Белгородский рынок достаточно небольшой, в Черноземье и ЦФО – хороший. Что интересно – экспорт за рубеж составляет 20%. В основном это СНГ, но вообще поставляем продукцию в 15 стран. Изначально экспорт был не основным направлением, думали: мол, если будет, то хорошо. Как бы сам по себе. А получилось, что это серьезный кусок.
– Тяжело ли было войти в торговые сети? Как вы вообще реализуете свою продукцию?
– С сетями всё достаточно сложно, хотя на днях подписали контракт с самым крупным DIY Leroi Merlin. Сейчас мы открыли два торговых дома, реализуем два направления сбыта, помимо экспорта. Они позволяют нам быть конкурентоспособными, поскольку идет прямая продажа от фабрики, без наценки.
У нас есть эксклюзивные программы с торговыми организациями, которые делают свой дизайн и размещают у нас на мощностях свое производство, обязуясь выбрать определенный объём продукции.
Также есть специальная программа, когда мы собираем пять крупных дилеров России, совместно выбираем дизайны, запускаем производство и делаем эксклюзивную продукцию именно для них.
– Два года назад одной из проблем при запуске называли импортное сырье. Как сейчас обстоит дело с ним?
– Да, 90% сырья поставляется из-за рубежа, и никто до сих пор ничего с этим не придумал. Есть только одна основа для флизелиновых обоев, которая производится в России, на «Гознаке». Мне сложно сказать, почему так. Мы неоднократно встречались с технологами, пытались найти решение. Основное сырье – это пластизоль (ПВХ). У каждого из производителей в России существует замкнутый цикл, но мы, как новые игроки, пока еще закупаем этот продукт. В планах у нас есть создание линии по собственному производству сырья, но специфика такова, что по экономике мы не сильно выиграем относительно сегодняшней ситуации – около 3% себестоимости. Но мы всё равно идем к этому. В принципе, мы всё построили, осталось только закупить оборудование. Может быть, в следующем году мы уже начнем производить собственное сырье.
– Как вы оцениваете свое место в России?
– Мы входим в пятерку ведущих производителей России, быть может, даже в тройку. В планах стать первыми.
– Ваши обои дорогие?
– Наши обои не уступают европейским ни в роскоши, ни в качестве, но очень демократичные в плане доступности. Самые дорогие стоят около 1,6 тыс. рублей за рулон, в среднем – 1,3-1,4 тыс. рублей.
– Насколько производство влияет на экологию города?
– Мы очень многое сделали для того, чтобы нашим сотрудникам было комфортно, чтобы производство было безопасным. У нас высокоэффективная вентиляция, регенеративный термический окислитель (установка для очистки отработанного воздуха).
– Актуальна ли для вашего производства проблема кадров?
– Готовых кадров нет, но мы за два года подобрали и обучили местных специалистов. Мы создали для них хорошие условия труда с высоким окладом: средняя зарплата у нас – почти 40 тыс. рублей. Соответственно, платим хорошие налоги в бюджет. Все условия труда построены по самым современным технологиям. Мы заботимся о наших кадрах.
– Какие основные сложности вы видите перед бизнесом?
– Это конкуренты. Хотя у нас и есть ассоциация производителей «Рособои», бывают сборы обойщиков. Мы вроде бы совместно вырабатываем одни правила игры, но по факту все действуют так, как выгодно им. Однозначно присутствует демпинг. Тенденция идет к тому, что скоро останутся только производители и сети, из оптовых компаний останутся только крупные игроки.
– Существуют ли в вашем бизнесе высокотехнологичные примеры производства?
– Нет, всё достаточно стандартно. Возможно, в будущем обои будут печатать на 3D-принтерах, но до этого пока далеко. Тогда даже не нужны будут никакие производственные линии. Но пока это только теория.