Воронеж. 20.09.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В Воронеже с легкой руки нового губернатора создается особая экономическая зона. Пример соседней Липецкой области доказывает, что инструмент создания таких территорий довольно действенный и для крупных инвесторов привлекательный. Бодро рапортуют региональные власти и о первом резиденте: ООО «Ламплекс Композит» возводит вертикально интегрированный комплекс по производству фольгированных диэлектриков, технических ламинатов и препрегов. Проект, с одной стороны, многообещающий – в России появится собственное производство диэлектриков, которое, по замыслу авторов, будет конкурировать с европейскими аналогами и избавит страну от импортозависимости. Но всё ли так гладко с многомиллиардными планами инвесторов? Готовы ли российские промышленники платить больше за отечественный продукт при наличии дешевых азиатских аналогов? Готова ли «оборонка» поменять отлаженную схему закупки? Вопросы останутся открытыми как минимум до запуска производства.
Что известно о проекте
Инициатива строительства масштабного комплекса принадлежит депутату воронежской облдумы, председателю совета директоров ГК «Черноземье» Андрею Благову. Производство будет организовано в виде вертикально интегрированного комплекса и реализовано в три этапа. Первый этап предполагает выпуск диэлектриков, технических ламинатов и препрегов. Второй – организацию производства стеклотканей (основной материал для выпуска продукции первой очереди) объемом 30,15 млн кв. м. Третий – организацию производства стекловолокна и стеклонити (сырье для продукции второго этапа) мощностью 10 тыс. тонн волокна в год.
Строительство первого этапа, как сообщили в компании, уже близится к завершению: в течение осени планируется закончить строительство цеха, поставить и смонтировать ключевое оборудование. Производственная линия, к слову, будет доставлена из Германии (эта страна сегодня является лидером по производству высококачественных диэлектриков). В целом первая очередь проекта предполагает организацию производства 714 тыс. кв. м фольгированных диэлектриков и технических ламинатов в год. Объем инвестиций в первый этап оценивается в 1,5 млрд рублей, общие вложения в проект – более 5 млрд рублей.
«Собственное производство сырья повысит маржинальность на 10%, но главное – обеспечит нашу сырьевую безопасность, так как в России электроизоляционные стеклоткани необходимого качества не производятся», – отмечает представитель компании. Во время «разрыва» между запуском очередей производство будет работать на импортном сырье, а впоследствии перейдет на собственное.
Азия захватила рынок
Как рассказывают инициаторы проекта, завод в перспективе сможет закрыть более трети потребности российских промышленников в диэлектриках. На сегодняшний день, по данным компании, потребности отечественных производителей оцениваются на уровне 1 млн кв. м в год, препрегов – 120 тыс. кв. м в год, технических ламинатов – 5 тыс. тонн в год. Сейчас продукция в большинстве случаев поставляется из-за рубежа. Импортируется, в частности, 95% диэлектриков и около 20% технического ламината. Доля российской продукции – 5% и 80% соответственно.
В целом ситуация по производству этой продукции на российском рынке далека от радужной: лидером рынка (по качеству) пока является Германия – компания Isola. В этом же ряду, но на более скромных позициях – молдавский ЗАО «Завод «Молдавизолит» (к слову, обеспечивал советскую отрасль необходимой продукцией на 70%). По мнению экспертов, у предприятия – «не самое передовое оборудование», но хорошие наработки. Российский рынок в основном представлен кустарным производством, не дотягивающим до европейского качества. По объемам производства ситуация иная. 70% мирового объема диэлектриков обеспечивают страны Азии и только 30% – все остальные. Одной из проблем рынка и потребители, и производители называют большой поток дешевой низкокачественной продукции из стран, обеспечивающих наибольшие объемы поставок. Преимуществом такой продукции является цена, качество соответствующее... И если для небольших компаний из сферы производства товаров народного потребления использование дешевых комплектующих не несет в себе угроз (если, конечно, они не стремятся повысить качество собственной продукции и, как следствие, улучшить репутацию), то крупные промышленные производители, предприятия из авиастроительной отрасли в этом случае сталкиваются с куда более внушительными рисками.
Таким образом, если рассуждать с точки зрения бизнесмена, успешно выпускающего товары народного потребления (радиоприемники, детские игрушки и т. д.), дополнительные финансовые обременения в угоду повышения качества «механики» ему вряд ли будут нужны.
Хотя аналитики позитивно оценивают перспективы развития производства. Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что у «Ламплекс Композита» есть предпосылки занять намеченный объем внутреннего рынка.
«Стоит учесть, что компании придется вступить в жесткую конкурентную борьбу с импортерами, работающими в России далеко не первый год и наладившими тесные связи с потребителями. Особенно в этом плане активны китайские поставщики, любящие снижать цены для вытеснения с рынка конкурентов, однако, стоимость их продукции сильно зависит от курсов юаня к рублю, поэтому «Ламплекс Композит» имеет возможность пододвинуть на рынке иностранных конкурентов», – пояснил эксперт.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев полагает, что качество печатных плат, как и прочих компонентов, критически важно для производства радио- и электронной аппаратуры.
«Поэтому, если новое предприятие сможет предложить рынку продукт, по качеству превосходящий продукцию конкурентов, потребители согласятся платить несколько больше», – резюмировал он.
«Оборонка» и аэрокосмическая отрасли, как отмечают эксперты, подчас вынуждены закупать продукцию по высокой цене у импортеров-посредников, так как качество продукции для них – основополагающий принцип отбора. Использование продукции сомнительного качества здесь может обернуться катастрофой и репутационными потерями для всей страны на международном уровне.
Госрегулированием по импортному контрафакту
Но насколько крупные компании готовы поддержать отечественного производителя?
Госрегулирование здесь распространяется на госпредприятия, где по условиям торгов при идентичном качестве западной и отечественной продукции предпочтение отдается последней. Однако насколько высоки на деле требования к качеству продукции, особенно у негосударственных компаний, – вопрос. О перспективах реализации продукции сами организаторы пока говорят также осторожно, отмечая, что при увеличивающихся объемах дешевой и не всегда качественной продукции на рынке конкурентная борьба становится всё жестче. И если с отечественными кустарными производствами противостояние – дело времени, то ограничение объемов сомнительной продукции из других стран – задача уже государственного масштаба.
«Для защиты отечественных производителей у государства имеется такой инструмент, как импортные пошлины. Если собственное производство способно обеспечить внутренний спрос по сопоставимым ценам и качеству, с китайским демпингом можно будет успешно бороться пошлинами», – подчеркивает Алексей Калачев.
Получается, что даже такие масштабные инициативы не обходятся без мощной государственной поддержки, причем на всех этапах их реализации. Представители «Ламплекс-Композит» рассказывают, что при реализации проекта рассчитывают на кредитные средства крупных банков. В приоритете, конечно, государственные учреждения, которые сейчас ведут оценку инвестпроекта. Инициаторы надеются на предоставление заемных средств, с учетом привлекательности кредитных условий проект может «побежать» гораздо быстрее.