Воронеж. 03.10.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – С 1 октября в воронежском кинотеатре «Пролетарий» начался показ зарубежных фильмов о России в рамках фестиваля «Эхо Единорогов». Генеральный продюсер и основатель фестиваля Филип Перкон в эксклюзивном интервью «Абирегу» рассказал о том, как напряженные политические отношения влияют на восприятие фильмов о России, есть ли будущее у отечественного кино и о главных премьерах кинофестиваля.
– Филип, расскажите, пожалуйста, о самом фестивале, о его миссии и о том, по какому принципу формируется репертуар.
– Сначала я должен рассказать предысторию. У меня русские родители, но я родился за рубежом, в Стокгольме. Я переехал жить в Англию, когда мне было 12 лет и, собственно, жил в русской диаспоре. И меня всегда неприятно удивляли стереотипы о России и русских людях и то, как мы видим все это в голливудском кино. Поэтому десять лет назад я начал заниматься продвижением российской культуры в Англии. Организовывал концерты и выставки русского искусства, музыки, рок-н-рола. Три года назад я создал премию и фестиваль «Золотой Единорог». Это кросс-культурная премия, которая оценивает, с одной стороны, лучшие российские фильмы глазами европейских экспертов, а с другой стороны, поощряет зарубежных режиссеров, которые снимают фильмы о России. Другого такого проекта, где рассматривались бы лучшие зарубежные фильмы с российской тематикой, не существует.
Интересно как раз то, что про нас снимают иностранцы. Кого вы всегда ищете на общей фотографии в школе или университете?
– Себя.
– Тоже самое и в кино. И именно лучшие документальные и художественные фильмов о России, номинированные на премию «Золотой Единорог», будут показаны в рамках первого фестиваля «Эхо Единорогов» в России. Мы привезли их в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж и скоро повезем в Нижний Новгород.
– Как прошел фестиваль в Москве и Петербурге? Как российский зритель отреагировал на фильмы о самом себе?
– Знаете, я переживал, что люди придут сразу с критическим настроем из разряда «скорее всего, про нас какую-то гадость сняли». Но в Москве и Санкт-Петербурге мы получили очень хорошие отзывы. Все, кто пришли, сказали: «Вау! Как интересно, что зарубежные режиссеры тратят свое время на изучение российской тематики, приезжают в страну, консультируются с российскими актерами, режиссерами, историками и в итоге снимают очень реалистичные фильмы».
Я рад, что нашу задумку поняли правильно и люди хотят, чтобы мы продолжали этим заниматься. За рубежом есть талантливые режиссеры, сценаристы и актеры, которые готовы «задействовать» российскую культуру во всех ее аспектах, а не только пресловутых матрешек, балалаек и медведей.
– Какие основные темы затрагиваются в зарубежных кинолентах, если взять конкретно ваших номинантов?
– Всего у нас шесть полнометражных художественных фильмов. Мы открыли фестиваль фильмом «Полина». Это замечательная французская кинолента о балете и современном танце (режиссеры Анжелен Прельжокаж, Валери Мюлле). Сам Анжелен – известный в Париже хореограф, и он снял фильм о русской девушке Полине, которую играет Анастасия Шевцова. Фильм повествует о судьбе человека, который переезжает из России во Францию, постоянно ищет себя в танце. И там, естественно, даже больше не о России идет речь, а о поиске себя в искусстве. Фильм поставлен очень сильно благодаря тому, что один из режиссеров является профессиональным хореографом.
Также в репертуаре есть фильм «Леди Макбет» по произведению Николая Лескова. Очень интересная картина «Красный русский» от бразильского режиссера Чарли Брауна. Это история о двух девушках из Бразилии, которые приехали в Москву учиться театральному искусству по Станиславскому. Во время обучения они написали дневник, который попал в руки к режиссеру. В итоге по его мотивам и был снят фильм. Интересно, что девушки сыграли в картине самих себя. И фильм их глазами показывает нам московских студентов, общежитие работников и ветеранов кино, любовь и разногласия.
Кроме того, в репертуаре представлена интересная документальная программа. Например, есть картина о движении советских хиппи. Также хочу упомянуть фильм «1917 – настоящий Октябрь» режиссера из Германии Катрин Роте, которая сняла анимационную документальную картину о революции 1917 года глазами поэтов и художников: Маяковского, Горького, Бенуа и Малевича.
Интересно, что в российских архивах не так много видеосъемок тех лет: во время царского режима никто не снимал фильмы о революции, а у большевиков для этого не было ресурсов. А вот зарубежные корреспонденты из Америки, Германии и Франции отсняли много материала о России того времени. Катрин Рот в течение семи лет собирала архивы для этого фильма, особенностью которого является уникальная бумажная анимация.
– Какой из этих ваш любимый фильм?
– Я бы отметил фильм «Леди Макбет», потому что я люблю экшн, триллеры и напряжение. Однако некоторые к нему критически отнеслись из-за того, что он немного искажает оригинальное произведение, поскольку действие перенесено в Викторианскую Англию. Также «Полина» – самый главный зрелищный фильм в программе с красивейшей межкультурной историей, связывающей Россию и Францию.
– Я понимаю, что журналисты часто задают Вам этот вопрос, но все-таки очень интересно узнать, как на проведение подобных фестивалей влияют напряженные отношения между Англией и Россией?
– Этот вопрос больше касается фестиваля русского кино, который мы проводим непосредственно в Великобритании. Да, мне часто задают этот вопрос, и могу сказать, что это единственный проект, который поддерживается госструктурами обеих стран. Нашими спонсорами также являются меценаты из Англии и России. Поэтому можно сказать, что это кросс-культурный проект не только по теме, но и по финансированию.
В последние годы я все больше ощущаю политическое и дипломатическое накаливание отношений между двумя странами, что, с моей точки зрения, порождает еще больший интерес к нашему фестивалю. Чем больше говорят о России по телевидению, тем больше британцы хотят узнать об этой стране и ради этого идут в кино, потому что оно является проводником в сегодняшнюю Россию. Я всегда говорю, прежде чем поехать в новую страну, по дороге в аэропорт надо сходить в кино о ней.
Проблема в том, что есть другие сложности, связанные с организацией фестиваля. Одно время, когда обстановка была особенно напряженной, встал ребром вопрос о спонсорах, которые начали сомневаться в целесообразности фестиваля. Однако, когда накал страстей прошел или к нему просто привыкли, спонсоры поняли, что культура выше политики. И если мы лишимся культурных связей, то будем жить в изоляции друг от друга.
– Расскажите, почему все-таки «Единорог»?
– Этот символ полностью соответствует нашей кросс-культурной идее. Единорог – один из символов Великобритании. Менее известно, но при Иване Грозном единорог также был символом России. Мы нашли в архивах, что при нем официальная печать была в виде этого мифического животного. Кроме того, при Иване Грозном разрабатывались версии российского герба, где Святой Георгий был изображен с единорогом. Вообще этот символ объединяет все культуры и народы.
– Почему вы решили выбрать Воронеж в качестве одной из площадок для показа?
– Мое большое убеждение, что Россия не заканчивается на Москве и Петербурге, поэтому мы начали искать другие площадки. На нашу просьбу откликнулся Николай Шалыгин из кинотеатра «Пролетарий». Он и его команда оценили идею, поэтому мы сразу же сработались.
– Филип, каким вы видите российское кино?
– Я думаю, что сейчас происходит его ренессанс. Каждый год у нас появляется все больше выбора для нашего фестиваля. Несколько лет назад нам было сложно набрать 20 лучших фильмов, а теперь приходится отсеивать даже хорошие картины. Это говорит о том, что контент становится лучше. Видимо, в 90-е годы были проблемы с деньгами, люди переживали переходный период, а сейчас ситуация в стране более-менее стабилизировалась.
– Какие из российских фильмов последних лет вы бы отметили в качестве лучших?
– Мне очень понравился фильм «Зеленая карета» режиссера Олега Асадулина, который вышел в 2016 году. Я считаю, что он был недооценен на фестивалях и в прокате тоже, но на меня произвел большое впечатление. Это фильм об успешных людях и о том, чем они жертвуют ради успеха. Также могу отметить фильм «Матильда», вышедший в прошлом году.
– А как зарубежный зритель отнесся к этому фильму?
– Очень хорошо! Был большой интерес, потому что в Англии любят исторические фильмы.
– А может большой интерес был вызван тем, что в России вокруг фильма развернулся скандал?
– В Англии об этом особо не знают.
Также на меня произвел большое впечатление фильм «Притяжение», который в прошлом году открывал наш фестиваль. Это первый современный фильм в жанре ScienceFiction. Россия всегда была сильна в альтернативном авторском кино, но все всегда критиковали ScienceFiction, поскольку его по-своему тяжело снимать.
– Какие тенденции в кинематографе в целом вы бы выделили сейчас?
– Раньше снимали кино под конкретного актера. Зрители приходили не ради фильма, а только чтобы посмотреть на Уилла Смита в главной роли. Сейчас режиссеры от этого уходят: фильм продает актеров, а не актеры – фильм.
Кроме того, посещаемость кинотеатров падает и в России, и за рубежом. В мире появились такие мастодонты, как Netflix и Amazon, которые предоставляют качественный контент, который можно смотреть дома. Это своего рода вызов для киноиндустрии. Поэтому сейчас кино стало неким парком аттракционов: люди в основной массе ходят на зрелищные и эффектные фильмы.
С другой стороны, мир меняется, появляются новые технологии, и, вполне возможно, люди могут получить то же наслаждение дома. Я недавно прочитал статистику, что в России 90млн человек как минимум один раз пользовались пиратским контентом в интернете. И это огромная проблема. Если бы в России ходили бы в кино или покупали контент за 100 рублей, то у киноиндустрии было бы больше денег, а впоследствии и больше качественных фильмов.
– Это издержки менталитета: русский человек, мне кажется, не готов платить за такие вещи.
– Европеец тоже не был готов к этому несколько лет назад. Возможно, люди пока не пришли к тому, что кино является важным аспектом жизни. Когда люди поймут, что кино это важно, тогда и будут за него платить, как за мобильный телефон.
Я занялся кино, потому что очень люблю его, для меня это не коммерческий проект. «Неделя кино» и премия «Золотой Единорог» – убыточное занятие. Кроме того, все, что нам удается заработать, мы отдаем на благотворительность.
– А какая ваша основная работа, если не секрет?
– Я инвестирую в IT-компании.
– То есть примерно раз в полгода вы начинаете усиленно заниматься организацией кинофестивалей?
– Нет, это каждодневная работа. У меня есть большая команда, мы очень верим и любим эту идею, это такой lifestyle. Вообще я хочу, чтобы кинопремия «Золотой Единорог» стала наднациональной. Я выстроил процесс таким образом, что зарубежное жюри максимально объективно оценивает российские киноленты, потому что не имеет связей и знакомств в этой стране. Они подходят к оценке без предвзятости.
– Расскажите о перспективах и планах развития фестиваля «Эхо Единорогов».
– Я надеюсь, что публику заинтересует подобный формат и мы продолжим привозить в Россию зарубежные фильмы. Я забыл упомянуть, что большинство фильмов будут показаны впервые, потому что из-за низких бюджетов и отсутствия глобальных маркетинговых компаний они остались для российского зрителя незамеченными. Наша миссия – добиться того, чтобы подобные фильмы набрали популярность, начали появляться в России и чтобы их покупали дистрибьюторы.