23 ноября 2024, 23:59
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

РЕЙТИНГИ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Ректор Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Владимир Стромов: «Ректорство в университете – это работа, где есть возможность настаивать на справедливости»

10.10.2018 15:48
Автор:

Воронеж. 10.10.2018. ABIREG.RU – Аналитика – На посту ректора ТГУ имени Г. Р. Державина Владимир Стромов работает уже три года. Он самый молодой из руководителей тамбовских государственных вузов. Это, безусловно, дает ему фору при общении со своим главным «электоратом» – студентами. С ними у господина Стромова отношения почти дружеские: для неформальной беседы с ребятами у ректора найдется время даже в самый загруженный день. Благодаря этому Владимир Стромов всегда в курсе злободневных проблем вуза, что позволяет ему эффективно управлять университетом и делать его привлекательным не только для местных абитуриентов, но и для иностранных учащихся.

— Расскажите о своем карьерном пути. Всегда ли он был связан со сферой образования?

— Все очень просто. Окончил родной ТГУ имени Г. Р. Державина по специальности «юриспруденция», затем продолжил изучать ее в аспирантуре. Но с первого раза пройти до конца по научной стезе по личным обстоятельствам не получилось. Женился, довольно долго – надеюсь, успешно – работал адвокатом. Потом тяга к науке все-таки пересилила, и я второй раз поступил в аспирантуру, но уже в Саратовскую государственную юридическую академию. Параллельно начал работу в ТГУ: сначала юристом, потом педагогом. Таки затянула университетская жизнь. Дальше – больше: стал активно участвовать в административной работе вуза, управлении им, и постепенно это занятие стало главной сферой моей жизни; профессией, если угодно.

— Не жалели никогда, что оставили адвокатскую деятельность?

— Нет, моя нынешняя деятельность во многом схожа с адвокатской. На посту ректора я, по сути, тоже защищаю права организации, трудового коллектива, студенчества. Ректорство в университете – это работа, где есть возможность быть справедливым и настаивать на справедливости. На посту ректора ТГУ я вполне реализую свои желания и амбиции, двигаюсь вперед и добиваюсь новых целей. Отмечу, что у Стромова-ректора ответственности несравнимо больше, чем у Стромова-адвоката: коллектив огромный, и судьба каждого из его членов в той или иной степени зависит от того, насколько хорошо я буду делать свою работу. Арифметика своего рода: собой управлять существенно проще, чем десятками и сотнями людей, и зависящих от ректорского решения гораздо больше.

— В 2017 году университет анонсировал внедрение электронных карт «Мир», которые должны были стать и зачеткой, и пропуском, и читательским билетом. Как на сегодняшний день реализован этот проект?

— Подписано соглашение с «Ростелекомом» о внедрении этой системы, проведена экспертиза оборудования, планируемого к использованию. Внедрять карты будем постепенно, начиная уже с этого учебного года. Это будет универсальная карта с чипом, на которую студенту будет перечисляться стипендия. Эта же карта станет и читательским билетом, и пропуском в университет и общежитие, и зачетной книжкой, и студенческим билетом. Нововведение будет удобно, с одной стороны, учащимся: не нужно носить с собой несколько документов, а с другой стороны – администрации вуза: мы сможем анализировать посещаемость, обеспечивать безопасность зданий и сооружений. «Пилот» проекта уже запущен: в ряде корпусов появились электронные турникеты, некоторые факультеты начали использовать электронные зачетки, но бумажные версии при этом мы не отменяем, они существуют в параллельном режиме. Полностью перейти на электронный формат мы пока не можем. Во-первых, любое нововведение требует проведения разъяснительной работы и создания четкого рабочего механизма. Во-вторых, к сожалению, пока нет соответствующих нормативных актов, позволяющих внедрить электронный документооборот полностью. Это уже не в нашей юрисдикции, а решается на более высоком уровне. Будем делать все постепенно, но с пониманием конечной цели.

— С этого учебного года в ТГУ впервые за его историю открывается военная кафедра. Расскажите об ее значении для вуза. Какой же был конкурс среди учащихся?

— Набор на военную кафедру был весной, вместе с призывной кампанией. Среди требований к претендентам – отличная учеба, хорошее здоровье (ребята проходили медкомиссию в военкомате), физическая подготовка. Обучение на кафедре, разумеется, бесплатное. Конкурс в этом году был три человека на одно место. В дальнейшем, я полагаю, он будет выше; предвижу, что существенно выше. В этом году, не буду скрывать, при поступлении на кафедру был не очень хороший информационный фон: в федеральных СМИ шла информация, что грядет реорганизация военного образования, военные кафедры в России закроют. Это дезориентировало студентов, ставило их в тупик. В двух словах скажу, что ни о каком закрытии кафедр речи нет. Более того, это будет не просто военная кафедра в привычном ее понимании, а новый формат организации военной подготовки, включающий в себя многие функции военного центра. Мы уже создали специальный институт – военной подготовки. У нас очень большие планы. В будущем, после обучения на кафедре, можно будет получить не только военный билет, но и офицерское звание.

— В соседней Воронежской области реализован проект опорного вуза. Рассматривает ли ТГУ возможность стать центром подобного учебного заведения?

— Такие планы строит не вуз, а министерство образования. На местном уровне подобные решения не принимаются. Вместе с тем скажу вам так: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и если программа создания опорных вузов существует и дает какие-то преференции, в том числе улучшение материально-технической базы, то нам бы хотелось стать ее участниками. И мы непременно это будем делать. У нас мощная материальная база, приличная организационная структура, сильные преподавательские кадры. Стало быть, кто, если не мы?

— В ближайшем будущем ТГУ планирует построить для своих студентов новое общежитие. Расскажите, каким оно будет. Когда в него смогут заселиться первые студенты?

— Общежитие планируется построить на Комсомольской площади. Там большой участок в 6 га, на котором уже есть учебные корпуса, спортивный комплекс, общежития, стадион, кафе – целый университетский кампус. Новое общежитие будет блочного типа. На каждом из 16 этажей проектом предусмотрена комната для индивидуальных занятий с панорамным остеклением, а также большая кухня со всей необходимой техникой. Два-три этажа оборудуем для людей с ограниченными возможностями, сделаем расширенные дверные проемы, специальные лифты, чтобы им было максимально комфортно. Рядом со зданием будет парковка. Она уже, кстати, построена и работает. Стоимость проекта составит примерно 500 млн рублей. О сроках реализации говорить сложно. Как поступит финансирование из федерального бюджета, так и начнем строить. Рассчитываем начать в 2019-м, а на рубеже 2020-2021-го, я думаю, первые студенты уже смогут справить новоселье.

— Планирование строительства нового общежития связывалось в том числе с увеличением потока иностранных студентов. По каким направлениям ожидается наплыв?

— На сегодняшний день у нас обучаются 2,4 тыс. студентов из 64 стран, главным образом Азии и Африки. Хотелось бы привлечь и европейских студентов, но, сами понимаете, конкуренция там высока. Иностранное представительство у нас, действительно, серьезное. По доходу от иностранных студентов мы входим в первую десятку вузов страны. Это позволило нам стать кураторами одного из направлений проекта «Экспорт российского образования», целью которого является увеличение потока учащихся из-за рубежа. В рамках него мы делимся с другими вузами опытом по привлечению и социализации иностранных студентов. Самые популярные у зарубежных учащихся направления в ТГУ – медицинские, инженерные и языковые. Например, очень много китайцев приезжают изучать к нам русский язык и приглашают к себе в страну наших преподавателей.

— А в обратном направлении это работает? Есть ли какие-то зарубежные учебные программы и стажировки для российских студентов?

— Конечно. У нас более 150 зарубежных вузов-партнеров, в том числе – европейские: из Великобритании, Германии, Люксембурга, Польши, Сербии, Македонии и других стран. И наши студенты ездят туда на стажировки, и педагоги приезжают преподавать в ТГУ. Обучение по программам за рубежом бесплатное. Кроме занятий, оно также включает в себя проживание, стипендию, иногда даже питание и проезд. Отправляем, естественно, самых лучших ребят, знающих язык.

— Одной из проблем региональных вузов является «утечка мозгов», когда самые успешные школьники уезжают учиться в другие города. Как с этим процессом борются в ТГУ?

— Это процесс естественный, образовательная миграция характерна для любого развитого демократического государства. Но бороться за интеллектуальную элиту можно и нужно. В ТГУ мы стремимся выстраивать вертикаль, по которой ребята будут переходить с одной ступеньки вуза на другую. Так, при ТГУ есть 10-11-е классы. Ребята занимаются в стенах университета, втягиваются в его жизнь, и многие затем выбирают именно его для получения высшего образования. Второй год у нас реализуется программа университетских грантов. Благодаря им талантливый абитуриент из любого населенного пункта Тамбовской области может поступить в наш вуз бесплатно и на те направления, где количество бюджетных мест ограничено. Средства на обучение таких ребят выделяются из бюджета ТГУ. Для абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ у нас есть система скидок на обучение. Плюс много внимания уделяется внеучебной деятельности, обустройству корпусов, чтобы учащимся было комфортно находиться в университете. Вообще, чтобы притормозить миграцию, нужно всем университетам дать право вводить дополнительные вступительные экзамены, а не зачислять только по ЕГЭ. Это и уменьшит отток абитуриентов, и покажет их реальные знания. Как и все вузы, после приемной кампании мы проводим внутреннее тестирование учащихся, и его результаты очень сильно – в худшую сторону – отличаются от того, что написано в сертификатах ЕГЭ.

— К вопросу о бюджетных местах: их количество продолжает сокращаться?

— Сокращают там, где много давали изначально. У нас же этот показатель растет вместе с рождаемостью. Сейчас это 1,4 тыс. бюджетных мест, в следующем году, предполагаю, будет 1,5 тыс. мест. Дополнительные места мы получаем от перераспределения между вузами. Некоторые столичные очень престижные университеты просто не могут набрать бюджетников, и министерство лишает их этих мест, передавая тем учебным заведениям, которые с планом по набору справляются. У нас с этим проблем нет.

— Привлекаете ли вы к учебному процессу какие-то крупные местные предприятия? В формате стажировок, лекций или ярмарок вакансий?

— Эта работа сейчас переживает известную трансформацию. Пытаемся воспринять позитивный опыт Европы, и не только ее. В европейских университетах как: компании финансируют научные исследования, лаборатории и тем самым «выращивают» себе специалистов. Сейчас и в Китае так. В России же это пока принято не везде. С ТГУ начали активно сотрудничать разные организации: создают брендовые аудитории, проводят занятия, финансируют научные исследования. Между тем мы, в университете, отчетливо понимаем, что студентов нужно максимально погружать в рабочий процесс либо максимально актуализировать и образовательную, и научную деятельность. Для этого стараемся существенно приближать работу к реальности, чтобы это было не просто эфемерное исследование, а работа по конкретному предприятию Тамбовской области: с конкретными предложениями по его модернизации, улучшению экономических показателей, если речь идет об экономике. Ярмарки вакансий в их классическом формате – уже уходящая натура. Работодатели предлагают одни вакансии, мы им – совершенно других специалистов. Надо признать: ожидания работодателя не соответствуют реалиям университета. А вот если бы включение в процесс подготовки происходило еще на этапе обучения студента в вузе, к чему мы стремимся, то совместными усилиями нам удалось бы вырастить крепкого и перспективного сотрудника.

— Работа в вузе, безусловно, занимает у вас много времени. Как отдыхаете от нее?

— Играю в теннис, бегаю на лыжах. Недавно купил гоночный велосипед. Вечером или в воскресные дни проезжаю, бывает, и по 70 км. С собой соревнуюсь, рекорды ставлю. Шучу, конечно, но ведь в прошлом я спортсмен-лыжник. Привык к тренировкам, соревнованиям. Планирую скоро проехать на велосипеде 100 км, готовлюсь. Но сейчас все-таки больше занимаюсь теннисом. Он дисциплинирует, ведь я играю в паре – нельзя подводить партнера опозданием или прогулом. Во время игры мысли отключаются от рабочих проблем. Азарт охватывает. А так я почти все время об университете думаю, как и что сделать. В работе, как и в спорте, я тоже азартен. Много читаю: о различных системах управления университетом, межчеловеческих коммуникациях. Кстати, такие знания очень сильно помогают в выработке стратегии, принятии решений. Еще люблю надеть джинсы и майку и пройтись по университету, общежитиям как обычный посетитель, чтобы никто меня не узнавал. Общаюсь с вахтерами, студентами, чтобы понять, над чем нужно работать. Из кресла ректора многих нюансов не видно. А знать их ректор обязан. Из знания таких нюансов как раз и складывается общее понимание, а понимание помогает выстраивать стратегию. Так и живем.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0