Профессор Александр Каплан — о революционных достижениях и принципиальных ограничениях компьютерного интеллекта
Искусственный интеллект (ИИ) в наши дни достиг небывалых успехов: легко обыгрывает сильнейших шахматистов мира, практически неуязвим для чемпионов Го и даже в покере всегда остается в выигрыше. Значит ли это, что естественный интеллект, воспитанный на индивидуальном опыте человека и на опыте поколений, в скором времени уступит ИИ во всех областях человеческой деятельности?
На мой взгляд достижения ИИ говорят лишь о том, что компьютерный интеллект в настоящее время на много порядков превосходят мозг человека по объему оперативной и постоянной памяти, а также по скорости операций. Поэтому ИИ всего за пару недель может разыграть и запомнить столько партий в Го или в покер, сколько все игроки мира не сыграют и за сотню лет. А этого достаточно, чтобы получить настолько подробные статистические таблицы, что в любой шахматной или покерной ситуации программа будет иметь подсказку наиболее вероятного для выигрыша хода.
Конечно, можно было бы сказать, что эти статистические таблицы в компьютере — как раз и есть тот самый персональный опыт, навыки и знания, которых долгое время так не хватало машинам, и которым живые существа и человек, в частности, принципиально отличались от искусственных систем. Что же, теперь в компьютерах всё, как у людей?
К сожалению, а может и к счастью у машин никогда не будет «так, как у людей», потому что навыки и знания человека – это опыт приспособления к окружающей среде. Всё природное разнообразие вещей и явлений обобщается естественным интеллектом с глобальной для человека целью — выжить! Это обобщение, или, в каком-то смысле, динамическая модель окружающего мира, может быть создана только в кругу биологических и социальных потребностей человека. Как и полагается всякой хорошей модели, она может объяснять и предсказывать без расчета, только на основе жизненного опыта. В этом и есть залог творческой силы естественного интеллекта, позволяющей человеку открывать законы природы, сочинять стихи, изобретать велосипеды!
Конечно, все знают, что компьютер уже умеет сочинять музыку и писать картины. Что же, и у компьютера теперь есть творческое начало? Увы, он, а точнее, соответствующие программы «пишут» песни и «рисуют» картины на основе всё тех же статистических таблиц, которые заранее нарабатываются при анализе нотных, текстовых или изобразительных материалов. Искусственный интеллект, построенный даже на базе самого мощного суперкомпьютера, вряд ли когда-нибудь обзаведется творческими способностями, подобными человеческим. Ведь у него никогда не будет того жизненного опыта, который человек получает с детства и который фактически руководит его воображением.
Поэтому нейронные сети, которые называются самообучающимися, на самом деле не обучаются сами. Им предварительно предъявляют некоторое разнообразие объектов с точными обозначениями: собак с названиями породы, автомобилей с бирками марок и так далее. После обучения такая сеть на основе полученного навыка может классифицировать показываемые ей объекты согласно имеющемуся опыту. В каком-то смысле и в этом процессе есть зачатки творчества, так как фотография собаки в неудачном ракурсе не будет в точности соответствовать имеющимся в каталоге образцам и чтобы ее отнести к той или иной породе, придется это фото немного «дорисовать». Однако принципы этого свободного художества заложены не как у человека, в творческом воображении, а в параметрах настройки сети искусственных нейронов, определяемых математической теорией и программистом. Это никак нельзя назвать творчеством собственно искусственного интеллекта.
Сможет ли ИИ поступить когда-нибудь не так, как заложено программой, обойдя запреты на развитие? Конечно, сможет. Мой ноутбук постоянно так поступает. В конце концов, не только программа, но и любой сколь-нибудь сложный технологический процесс не может идти по точно предписанному — всегда найдутся какие-то неточности исходного программирования или люфты в какой-нибудь зубчатой передаче, которые могу привести к мировой катастрофе.
А вот вероятность того, что робот когда-нибудь сможет запломбировать канал сложного зуба или починить старый велосипед, по-моему, ничтожно мала. Просто потому, что подобные работы выполняются человеком скорее на интуиции, то есть на основе прошлого опыта, чем согласно какому-то строгому алгоритму. В то же время диагностировать заболевание по снимку МРТ — это для программы ровно то же, что угадать по фото породу собак: нужно только исходно натренировать нейросеть на таблице множества уже калиброванных томограмм. Никакому доктору это уже не под силу.
В связи с этим мне представляется, что люди и машины будут становиться всё ближе и понятнее друг другу, окажутся в симбиотических отношениях, когда операции над ячейками памяти компьютера будут осуществляться по прямым командам от мозга человека. Современные нейроинтерфейсные технологии, не требующие вживления в мозг каких-то чипов, уже очень близки к таким свершениям. Носимые гаджеты с нейроуправлением станут такой же повседневностью в нашей жизни, как современные смартфоны. Это реальная альтернатива киберпанковым фантазиям о полулюдях-киборгах с встроенными в них процессорами и чипами памяти.
Автор — заведующий Лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор биологических наук
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Газета «Известия», 11 октября 2018, 08:30
Газета «Известия» // Альтернатива киберпанковым фантазиям
11.10.2018, 12:49
Комментарии 0
Самое читаемое