Воронеж. 17.10.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В этом году АО «Корпорация развития Тамбовской области», учрежденное обладминистрацией для привлечения инвестиций, отметило десятилетний юбилей. В копилке проектов корпорации уже несколько крупных индустриальных парков на территории региона. Бывший госслужащий и глава района, а ныне генеральный директор корпорации Вячеслав Чуканов рассказал «Абирегу» о новых инновационных предприятиях, секретах антикризисного управления и своей модели координации работы сотрудников.
– Вячеслав Валентинович, расскажите, с какими итогами вы подошли к юбилейной дате?
– Мы хвалиться не любим, но за это время успели поучаствовать во многих крупных инвестиционных проектах. Десять лет назад мы создавались как ОАО «Тамбовский областной земельный фонд». В статусе корпорации работаем лишь два года. В основном помогали инвесторам в подборе инвестиционных площадок, например, «Черкизово», «Русагро», «Токаревской птицефабрике», «Инжавинской птицефабрике», «Тамбовской индейке» и многим другим. Из последних проектов могу отметить Центр разделки и обвалки мяса компании «Ашан».
Кроме того, мы принимали участие и в других важных проектах региона. Так, с 2008 года, в период финансового кризиса, оформляли невостребованные земельные доли и ставили их на кадастровый учет, после чего государство передавало их в аренду. За это время мы поставили на учет более 200 тыс. га земель сельхозназначения. Также корпорация выкупила много участков для реализации других инвестпроектов. Например, «Юго-Восточная агрогруппа» на данный момент занимается реконструкцией Кирсановского сахарного завода, «Биотехнологии» имеют крупнейший элеватор в Никифоровском районе Тамбовской области. Компания «Утро на ферме» реализует на территории региона проект птицефабрики. Нам удалось поучаствовать и в строительстве семейных молочных ферм.
В автомагистрали, которая соединяет Казахстан, Республику Беларусь, Китай и Гамбург в рамках Шелкового пути, из двух тысяч километров корпорация является оператором полосы отвода на территории Тамбовской и Саратовской областей протяженностью в 500 км.
Помимо этого, ведем проект по титаноциркониевому месторождению. Выкупили компанию «Титан», создаем технологический регламент и рассчитываем к 2020 году решить вопрос со строительством опытного производства. Этот проект стратегически важен для региона, он является флагманом государственной безопасности.
Кроме того, три года назад приступили к участию в производственных программах, подготовили три инвестиционные площадки для организации индустриальных парков. Один из них расположен в Никифоровском районе. Его мы организовываем совместно со швейцарской компанией «Дега-групп» в рамках государственно-частного партнерства. На данный момент там ведутся технические работы по подведению коммуникаций.
Еще есть государственный индустриальный парк «Котовск», который находится в границах территории опережающего социально-экономического развития. Мы выиграли конкурс и заключили контракт на проектирование инфраструктуры. На данный момент в рамках первого этапа продумываем инфраструктуру на территории площадью 142 га. К концу сентября планируем завершить эту работу. Курирует этот проект фонд развития моногородов. Еще больше мы продвинулись в развитии государственного индустриального парка «Уварово». Им, как и котовским, управляет наша дочерняя компания ООО УК «Регион 68». Если «Котовск» – парк в чистом поле, то «Уварово» расположено на территории бывшего завода, который находится в собственности региона. Мы уже подобрали компании, которые расчистят территорию. Сейчас покупаем по льготной цене щебень, обсыпаем дороги и заводим туда новых инвесторов. Первый большой проект по зернообработке на этой площадке реализует «Ладесол-Тамбов». Компания уже получила финансирование: был выделен кредит в размере 839 млн рублей. Доля нашего участия в уставном капитале составляет 24%.
– А местные инвесторы планируют зайти на уваровскую площадку?
– Инвесторы, прежде всего, московские. Частично иностранные. Площадка уже открыта, однако пока никто из местных не обращался. Мы ведем переговоры с одной компанией из Королева, которая могла бы войти в парк. Мы выделили площадку для переработки фосфогипса. Это достаточно хорошее сырье, как для строительных материалов, так и для реконструкции дорог.
– Дорогой проект?
– Планируется, что на площадке разместятся четыре предприятия с общим объемом инвестиций более 5 млрд рублей. При этом только на реализацию проекта по глубокой переработке зерна (ООО «Ладасол-Тамбов») планируется направить порядка 2,4 млрд рублей, из них более 1,5 млрд рублей будут освоены уже на первом этапе строительства.
– Какие еще проекты могут появиться в парке?
– Все идет поэтапно. «Ладасол-Тамбов» – первый проект, мы заложили камень, частично очистили площадку. Сейчас будем заниматься производством оборудования. Наша задача – научиться делать его таким, чтобы оно было востребовано не только в регионе, но и по России. Также в парке разместятся заводы по производству лимонной и молочной кислоты и биоразлагаемой упаковки.
Помимо этого, сейчас мы готовим площадку для завода минеральных удобрений. Недалеко от этого места проходит аммиакопровод. Мы уже провели переговоры с компанией «Трансаммиак», которая готова вернуться в регион для распределения ресурсов. На данный момент корпорация с одной из московских инжиниринговых компаний готовит инвестиционное предложение по строительству завода.
– Кто выступает инвестором?
– Ведем переговоры с несколькими компаниями в этом сегменте рынка. Если нам выделят лимиты, будем понимать примерные объемы. Минеральные удобрения – это экспортный продукт, и если случится дефицит сырья, цена взлетит вверх.
– Но для таких инвестиций нужно привлекать крупных игроков: либо «Минудобрения», либо «Фосагро».
– Это как раз конкуренты. Они никогда не будут заходить в такие проекты без стратегии. На локальном рынке такое предприятие с нормальной экономикой может жить нормально, даже отгружаясь на экспорт большим игрокам. Деньги не работают, если не приносят деньги. Сегодня в России много неразмещенного капитала, идет борьба за понятные инвестиционные проекты. Через год или два мы подберем такого инвестора. Муниципальный и региональный бюджет получат свои источники, появятся новые рабочие места.
– Планы масштабные. А что с экологией?
– Что касается биотехнологических проектов, их разработчиком является московский «Биокор Биотехнолоджи».
Владельцы компании являются бывшими сотрудниками одного из советских НИИ, они уже построили ряд интересных проектов даже за рубежом. Все их проекты замкнутые, без выбросов. Они предусматривают контрольные системы. Большой сложности с этой стороны нет. Наш регион уже шесть лет является одним из самых экологически чистых. Мы эту тенденцию не нарушим, а даже укрепим.
– Этот ваш парк не переплюнет «Мичуринскую долину»?
– Часть нашей команды участвует и в этом проекте. У каждой территории – разные задачи. «Уварово» решает проблему фуражного зерна: при глубокой переработке получается продукт с высокой добавочной стоимостью. Задача «долины» – дать технологии, которые могут быть применены везде.
– Когда появятся инвесторы в Котовске и в чем преимущество территории опережающего развития?
– Это особая экономическая зона на территории моногорода. Всего их в России более семидесяти, а моногородов – более трехсот. Предприятия получают особые преференции для ведения бизнеса на 10 лет, освобождаются от части налогов на первые пять лет, а по некоторым и на 10 лет. В моногородах большая проблема с инфраструктурой. Мы подобрали компанию, которая сейчас занимается газогенерацией. Первые 142 га определили именно под промышленную многофункциональную зону. На сегодня у нас есть уже первые резиденты. Потенциально выделено 28 га под оптово-распределительный центр продуктов питания: фруктов, мяса, рыбы. На второй площадке проектируем современный мясоперерабатывающий комбинат и маслосырзавод.
– Это не в рамках молочного кластера?
– Да, в рамках. У нас уже есть инвестор. Планировался еще кожевенный завод, но наша санитарная зона не позволяет постройку такого производства с полным циклом обработки сырья. Это может быть только швейная фабрика.
– А что с парком в Тамбовском районе?
– Он прямо через дорогу. Пока для нас он индустриальный парк «Бокино». Скоро администрация должна решить вопрос с официальным названием. К концу года мы намерены решить ряд вопросов с проектированием газовой трубы.
В Минпромторг будем подавать документы по одному парку – или «Уварово», или «Котовск». Получим определенное право находиться в реестре, получим льготы для наших резидентов, а именно компенсацию ставок по кредитам. При этом часть средств вернется в регион.
– Помимо всего прочего, у вас есть программа «спасения» предприятий из кризиса. Мы знаем, что вы взяли под свое крыло проблемный «Первомайскхиммаш». Как на данный момент обстоит ситуация с этой компанией?
– Да, мы участвовали во многих антикризисных проектах. «Первомайскхиммаш» стал первым проектом, который нам доверил губернатор по оперативному управлению предприятием в кризисный период. Мы успешно справляемся с поставленной задачей. Два года назад завод перешел в собственность региона, потому что его управленцы не смогли справиться с кризисом.
Компанию можно было спасти только при прямом и жестком управлении. Корпорация развития поменяла совет директоров, перешла в прямое управление. Главное – нам удалось предотвратить банкротство предприятия. За год договорились со всеми кредиторами, банками, поставщиками (у них была куча исковых требований). Сейчас на три-четыре года мы уже заключили ряд соглашений, поэтому можно смело планировать производство.
Антикризисное управление – одна из основных наших задач. Главная стратегия здесь – это подбор крупных игроков, которые выкупают акции и дальше развивают компанию. Желательно, чтобы они работали с крупными монополиями, такими как «Газпром» или «Лукойл». Это непростая задача.
Завод подвергается не только финансовой, но и имущественной нагрузке, так как 54 га территории нужно обслуживать. Мы начали подбирать себе партнеров в этом направлении. Ими могут стать две китайские компании по созданию полимерной сетки. Одна из них – тракторный завод «Йота» из Китая. Если все получится, на тихоокеанском форуме подпишем соглашение с обеими.
– Я правильно понимаю, что «Первомайскхиммаш» будет частично отдан под индустриальный парк?
– Пока мы говорим об индустриальной площадке. Цель – разделить эту площадку, распределить затраты на производство, сократить издержки, получить новые доходы.
– Само производство на «Первомайскхиммаше» сохранится?
– Конечно. Это уже история, заводу скоро исполнится 71 год. Более 40 лет компания выпускает технику для обслуживания нефтяных скважин. Это одно из передовых предприятий, которое на сегодняшний день, к сожалению, осталось в конце цепочки. Но все новое – хорошо забытое старое под другим углом. Сейчас у многих компаний есть потребность в технологиях метана. Мы переговорили с «Газпромом». Они ответили, что, если мы разработаем спецмашину, которая будет полностью работать на метане, они будут с нами сотрудничать. Мы заключили договоры на создание газовой горелки с заводом им. И. И. Ползунова (Санкт-Петербург). «Электроприбор» поможет с автоматикой, «КамАЗ» должен поставить шасси.
Еще одно направление завода – производство оборудования из нержавейки. Мы планируем вернуть лучших специалистов старой команды. Продолжаем развивать емкостное оборудование, работаем с нефтегазовым и нефтехимическим сектором. В ближайшие полгода мы полностью вернем завод в рынок, для чего ищем инвестора. Из-за этого я уже год живу в самолетах, поездах.
– Вас семья-то вообще видит?
– К сожалению, времени мало. Весь мой трудовой путь я не нахожусь дома. Сын у меня учится в Санкт-Петербурге, дочь здесь, внучке почти пять лет. Семья – моя отдушина. Мы стараемся не сидеть на месте и дважды в год ездить в отпуск – один раз на Кавказ к теще и летом на море. Последние три года отдыхаем в Крыму. Путешествуем по побережью на машине. Мы с супругой не любим лежать на песке, любим активный отдых. Хотя у подчиненных есть одна проблема со мной: когда я уезжаю в отпуск, они два дня с ужасом ждут поручений.
– Чтобы быть мобильным, надо грамотно управлять своим временем. Поделитесь вашими знаниями в этой сфере.
– Это как раз моя проблема, я всю жизнь над ней работаю. Нужно иметь определенную систему. Моя проста: завершилась одна задача – перехожу без простоев к другой. В машине, в поезде, в самолете я либо решаю вопросы, либо читаю. Постоянно занимаюсь самообразованием.
– Вам удается разграничивать дом и работу?
– С некоторыми вещами я иногда физически не успеваю ознакомиться или изучить их. В этом случае приходится брать работу домой. Утром по привычке, когда пью кофе, просматриваю электронную почту.
– Раньше считалось, что очень важна личность руководителя. Сейчас все чаще делают ставку на команду, проектный подход. Как вы считаете, что важнее – личность или команда?
– Роль личности в истории никто не отменял. Личность – это лидер. Но без команды она не сделает ничего. Самое важное для лидера – воспитать других лидеров. Мое самое большое достижение – сплочение вокруг себя команды. Не важно, кто сидит в кресле, нужно создать систему, которая будет работать без тебя. Я горжусь своими людьми, потому что научил их принимать решения и правильно выстроил работу. Конечно, система может дать сбой, но это не страшно. Мы одна из лучших корпораций не только в ЦФО, но и в стране, некоторые методы нашей работы уникальны. Плюс, наверное, стоит добавить, что в декабре прошлого года я получил сертификат регионального менеджера ВЭБа. Данный статус позволит нам выстроить наиболее эффективное взаимодействие с банком для продвижения инвестпроектов в Тамбовской области.
– Если вы одна из лучших корпораций, расскажите, с помощью каких механизмов вам удается конкурировать с другими регионами?
– Трудно ставить Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую в один ряд. У всех свои преимущества. Например, Воронеж раскрылся с приходом Алексея Гордеева. Пришел лидер, личность с опытом, он дал толчок тому, что уже созревало. Тамбов идет по этому же пути. Зачем сравнивать? Сегодня Тамбовская область находится на 16-м месте из 85 регионов. Это достойно. Я думаю, основу этому заложил Олег Иванович Бетин. Александру Никитину была оставлена хорошая и крепкая платформа. Он продолжает этот путь, а новая команда ему в этом успешно помогает.
– В чем секрет вашей эффективной работы?
– Я не являюсь квалифицированным специалистом в какой-либо области, но меня научили вникать во все, не чураться помощи специалистов. Ты начинаешь понимать систему и выстраивать пазл из людей, которые дополняют друг друга. Кроме того, у меня в компании индивидуальный подход к каждому сотруднику – иногда даже нет нужных должностей, и мы принимаем сотрудников на вакантные. Если я вижу потенциал, мы
смотрим, на что человек готов, а потом находим место. У меня шесть секретарей доросли до высших должностей. На сегодняшний день в корпорации около 80 плюс 12 дочерних предприятий со своим штатом более 70 сотрудников, да и завод «Первомайскхиммаш» – это 367 человек персонала.
Еще, наверное, стоит выделить умение работать с людьми. Я окончил военное командное училище, возглавлял крупный аграрный проект, служил в налоговой полиции, руководил Сосновским районом. Из 23 муниципальных образований этот район был на последнем месте, а мы с командой сделали его одним из ведущих.
Лучше всего у меня получается именно выводить из кризиса или создавать новое. Главный принцип – не бойся брать в команду людей сильнее тебя, но научись управлять их амбициями. Так построен мир.