WorldClass

28 марта 2024, 21:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Специальный гость австрийского кинофестиваля в Воронеже Симон Мраз: «Культура не должна стать инструментом политики»

26.10.2018 18:54
Автор:

Воронеж. 26.10.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – В воронежском кинотеатре «Спартак» уже второй раз проходит фестиваль «Новое кино Австрии», главным партнером которого является «Райффайзенбанк». Пока фестиваль в самом разгаре, «Абирег» встретился с его почетным гостем, директором Австрийского культурного форума, атташе по культуре посольства Австрии в России Симоном Мразом, который рассказал о миссии фестиваля, роли современного искусства в жизни каждого человека и истории, а также о своих нестандартных увлечениях.

– Симон, расскажите о фестивале. В чем его задумка, какой основной культурный посыл?

– В Воронеже фестиваль «Новое кино Австрии» проходит уже во второй раз. Его идея заключается в том, что мы показываем несколько новых и самых успешных австрийских фильмов. В Австрии много внимания уделяется именно новому кино: это одна из очень популярных сфер в стране. Культурный фокус в этих «свежих» фильмах направлен на эксперименты, за которыми интересно наблюдать.

– То есть основным критерием для выбора кино является его новизна?

– Мы отбираем не просто новое, но и самое интересное.

– А кто выбирает картины, которые будут показаны на фестивале?

– У нас есть партнеры. Это агентство Cool connections, занимающееся подбором фильмов для фестивалей в России. Также им помогают люди, которые хорошо разбираются в кинематографе. Мы смотрим фильмы, представленные на европейских фестивалях, где австрийское кино более популярно, и отбираем пять-шесть самых успешных и интересных кинолент.

– Как вообще российская публика относится к картинам? Может быть, разница в менталитете всё равно играет роль?

– Стопроцентно играет, потому что в кинолентах много говорят об австрийском обществе, душе, идентичности. Но я считаю, что хороший художник в любой сфере должен даже исключительные вещи делать понятными для любого человека. В конце концов, искусство всегда проецируется на главные темы: любовь, человеческие отношения, успех. Фильмы рассказывают про жизнь, общество, простых людей на периферии или в деревне. Но все эти темы показаны сквозь призму австрийской постановки. Мы понимаем, что российский зритель смотрит фильмы с другой перспективы, по этой причине стараемся выбирать фильмы, которые будут интересны и понятны именно здесь.

– Как и когда вообще пришла идея провести подобный фестиваль?

– Это инициатива «Райффайзенбанка» – нашего главного партнера, который помогает нам проводить крупные мероприятия, такие как австрийско-русские сезоны культуры, музыки и так далее. Так сложилось, что это не только наш спонсор, но и идейный вдохновитель, заинтересованный в культурном обмене. Мы совместно с банком организовали фестиваль в Москве, завели друзей и партнеров в разных городах, например, кинотеатр «Спартак» в Воронеже.

– Присутствует ли в этом проекте какая-то дипломатическая миссия?

– Нет. Я сам не дипломат, я искусствовед. Уже 10 лет я занимаюсь культурным обменом. Возможно, какая-то доля дипломатической миссии в нашей работе есть. Ведь при общении профессионального сообщества строятся отношения, где человек верит человеку, где растут творческие контакты, реальные дружелюбные отношения. Я уверен, что культура очень важна, но при этом важно понимать, что она не должна стать инструментом для политики. Я это в принципе не люблю. Я, как сотрудник посольства Австрии в Москве, делаю свою работу, поддерживаю контакты между странами, но думаю, что самое важное – поддержка инициатив молодых художников из Австрии и России.

Несомненно, нужно поддерживать культурный контакт между двумя странами, так как это очень полезно, но одновременно, думаю, что культурная работа должна быть абсолютно свободной. Единственный интерес, который должен преследоваться, – это поддержка культуры, художников, творческих людей.

– Расскажите о репертуаре фестиваля. Какой ваш любимый фильм из всех, которые вы привезли?

– Все фильмы очень разные. Конечно, у нас нет такого разнообразия кинопродукции, как в России, потому что Австрия – маленькая страна. У нас не выпускают и 200 фильмов в год. Есть у нас документальный фильм «Теория бесплатных завтраков», есть «Мадемуазель Парадис». Я почти плакал, очень грустно. В самом деле, очень трогающий и впечатляющий исторический фильм. Это история слепой девушки, что очень странно, потому что исторический фильм никогда такими темами не занимался. Это возможно даже страшный, но красивый фильм. На открытии мы показываем «Дикую мышь», где много черного юмора. Также я очень рад, что есть еще один фильм про беженца, про эмигранта.

– Как называется?

– «Сойди за своего». Это важная тема именно в политическом контексте.

– Симон, я видела вас на сайте фестиваля...

– У меня там фото немножко старые (смеется).

– Да, вот рядом с этим фото написано, что вы коллекционер современного искусства. Что это значит, поясните.

– Боже мой, я всё время говорю, что я не коллекционер.

– Это метафора?

– Нет, ну я очень люблю современное искусство, именно российское.

– А мировое?

– И мировое, но я не очень хорошо в нем разбираюсь. Австрийское искусство – это моя профессия, я, как свободная птичка, но уже большая кура (смеется). Я не буду коллекционировать произведения современного австрийского искусства, потому что я работаю с ним. Нет, я поддерживаю австрийское искусство, это моя работа, но я не смешиваю свою работу с личными вещами.

– Что вам нравится в российском?

– В Москве я работаю уже 10 лет и просто влюбился именно в творческих людей, которые здесь живут. Хорошо, что я со всеми ними могу познакомиться. Потому что, например, в Нью-Йорке, не каждый человек может попасть на тусовку к самым известным и интересным художникам. А в России это возможно. И это, я думаю, самый большой подарок, который может быть, потому что здесь есть возможность со всем этим культурным миром познакомиться, он очень открытый для таких людей, как я. Да, это моя жизнь. У меня нет семьи, но у меня есть искусство.

– Не хотите семью завести?

– Да, очень надо, хочется, но...

– Ваша жена – искусство?

– Да, это моя любовь. Я надеюсь, что еще есть шанс встретиться с женой, которая готова тоже вместе уживаться с искусством. Это большая часть моей жизни, не единственная, конечно, но всё же. У меня есть работа, несколько людей, которых я очень люблю. Рядом со мной не всегда художники.

К слову, я не коллекционирую искусство. Я сотрудник посольства, я не мультимиллионер, не владелец особняка, у меня есть квартиры, и я очень рад, что у меня есть рядом вещи от тех людей, которых я очень люблю.

– Многие люди зачастую не понимают смысла современного искусства. Например, ты пришел в музей, там стоит стул, посередине в него забит гвоздь, и это уже считается произведением искусства. Многие люди задаются вопросом: как такой экспонат может попадать под понятие искусства наряду с картинами Айвазовского, с древнегреческими скульптурами? Как вы считаете?

– Да, это вопрос серьезный, принципиальный. Думаю, что современное искусство – это художники, которые сегодня живут. У меня было классическое образование, я искусствовед, думаю, мой взгляд на искусство тоже какой-то классический. Но вся история искусств – это тоже история экспериментов. Художники всегда рисовали и рисковали. Если посмотреть на Тициана, знаете, сколько споров было по поводу его картин? А он выдавал их за совершенное искусство, а не как эскиз. И 500 лет назад о чем-то неблизком по духу и неизвестном также думали, как и мы сегодня. Сейчас легко сказать, что Тициан – гениальный художник, потому что мы говорим через 500 или 600 лет после его смерти, оглядываясь на историю искусств и историю мира. Современное искусство – это искусство, которое создано сегодня, и мы ничего о нем не знаем, мы не можем заглянуть в будущее. Может быть, через 500 лет никто не обратит внимания на эту инсталляцию со стульчиком...

Необязательно, чтобы каждый человек влюблялся в какую-то инсталляцию. Каждый может выбрать для себя свое. Я, например, уйду через 10 секунд от произведения, которое меня не трогает. Возможно, мне будет скучно, но я не буду говорить, что это не искусство. Может быть, это самое важное произведение для художника. Сантехнику легко сказать, что он что-то неправильно сделал, а вот художнику – невозможно. Я просто не хочу, чтобы кто-то грустил. Понимаете? Именно история решит, что было важно, а что нет.

– Какой ваш любимый вид искусства: живопись, скульптура, кинематограф? Что вас больше всего привлекает? Что больше всего нравится?

– Я очень люблю наш кинематографический фестиваль. Я жду его каждый год, потому что мне самому всегда интересно смотреть фильмы, в чем я не большой специалист. Я учился, занимался искусством, и поэтому я очень визуальный человек.

– Интересно. А своими руками вы что-то пробовали делать?

– Я готовлю.

– А рисовать, например, или что-то в этом роде?

– Нет, только на кухне. Это единственный актив в моем искусстве.

– Русские блюда какие-нибудь освоили? Борщ?

– Я боюсь. Мне нужен хороший учитель. Видите, это опять же вопрос семьи. Это блюдо очень вкусное, но готовить его не так просто. Но я люблю делать австрийские блюда, могу готовить венгерские, итальянские.

– В заключение расскажите, пожалуйста, о ваших ближайших планах.

– В ближайших планах – посетить фестиваль, погулять по Воронежу и изучить местное современное искусство. Что касается долгосрочных, я увлекаюсь исследованиями периферии в городах. Сейчас свое внимание буду именно этой теме больше уделять. Думаю, это очень интересный вопрос культуры молодежи, эстетики районов, урбанистики.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0