Эксперт по финансовой грамотности Ольга Дайнеко специально для «Известий» – о том, как не попасть на удочку современной финансовой пирамиды.
Ежегодно Центральный банк выявляет несколько сотен пирамид, число жертв измеряется десятками и сотнями тысяч. Основной смысл таких структур – легкий заработок путем очень быстрого привлечения средств от максимального числа людей за счет масштаба и агрессивности. Деньги новых «инвесторов» идут на выплаты первым вкладчикам и еще более агрессивную рекламу. Потенциальные участники видят, что структура действительно приносит доход и вливаются в ряды. Набрав достаточное количество вкладчиков или обнаружив повышенное внимание правоохранительных органов, организаторы пирамиды исчезают вместе с кассой, а большинство «инвесторов» остаются с носом и пустыми бумажками.
Успешные пирамиды можно встретить во многих странах – Китай и США здесь в первых рядах, несмотря на достаточно высокую финансовую грамотность населения и свирепость уголовного кодекса. Самая крупная пирамида в истории – с чистыми потерями оцениваемыми в $65 млрд, часть из которых была в итоге возвращена инвесторам – рухнула в 2008 году в США. А ее основатель Бернард Мэдофф получил 150 лет тюрьмы. Это было классическое элитное мошенничество. Такие схемы базируются на вечной и неизлечимой человеческой алчности и продвинутых методах воздействия на психику, особенно если на кону крупные суммы. Образование и опыт спасают далеко не всегда – среди жертв Мэдоффа были сливки деловой элиты США и некоторых стран Европы. Более современные версии, привлекающие мелких инвесторов, используют возможности интернета и соцсетей, а также медленную реакцию регуляторов и правоохранительных органов.
В России бум пирамид был в начале 1990-х. Поначалу они (например, самая крупная их них, МММ, рухнувшая в 1994-м) обещали огромный доход по вкладам или же гарантированный рост цен на «акции», то есть внешне действовали как банки или инвестиционные компании, но предлагали невероятно большую доходность. В действительности такие компании никуда не инвестировали собранные средства. Это происходило на фоне инфляции и ставок в надежных банках свыше 100% годовых и именно поэтому не казалось россиянам чем-то удивительным.
За прошедшие 30 лет финансовые пирамиды серьезно видоизменились. Когда банковское регулирование и уголовное законодательство были ужесточены, а народ стал более осторожным, лохотронщики стали чаще прибегать к другой схеме – предлагать дорогие услуги за мизерные деньги (например, построить людям квартиры за бесценок). Как и в старые времена, для привлечения внимания и наведения тумана используют названия модных и хайповых финансовых операций, непонятных среднему человеку – неизвестный науке «селенг» из 1990-х сменили блокчейн или P2P-кредитование (выдача кредитов физлицами другим физлицам. – «Известия»).
Понять, что в компанию инвестировать не стоит, не так сложно, если налицо агрессивная реклама, выбор цветов и логотипов, напоминающих успешные фирмы, заявления, противоречащие закону и здравому смыслу. Подозрительно, если компания громко вещает о своем профессионализме, но не объясняет, как она работает. Красота офиса, вкус кофе, лощеность менеджеров, знаменитость актера или спортсмена из рекламы фирмы не гарантирует качества инвестиций.
Другой знак опасности – чехарда с названиями и несоответствие описания и документов. Мошенникам подобная путаница нужна, так как позволяет сосредоточить всю прибыль в одной организации, а обязательства – в другой. Например, в самой свежей и громкой истории – «Кэшберри», которую ЦБ признал пирамидой, «солидная британская инвесткомпания» принимала деньги переводами на банковские карты физлиц. Обещание, что вложения застрахованы, при проверке чаще всего гарантировано малоизвестным страховщиком, размер полиса очень мал, а деньги надо получать лично посреди тайги. При этом, если не вчитываться в рекламу, может возникнуть ощущение, что за страховой программой стоит государство.
Самый главный признак, при котором надо немедленно забывать о хорошем воспитании и прекращать общение, это подталкивание к немедленному принятию решения. Создатели и сотрудники пирамид обычно не дают времени внимательно прочитать договор. Нередко даже «инвесторы» в офисе – тоже нанятая массовка. К подписи на документах нужно относиться крайне серьезно – потери могут быть очень велики. Поэтому читайте договоры внимательно, если сумма большая, приводите с собой юриста. Всегда проверяйте лицензию – на сайте Банка России есть вся информация. Финансовые структуры без российских лицензий не имеют права работать с населением.
Пирамидостроители хорошие психологи: они умело эксплуатируют желания и страхи человека. Продвигая свои «продукты», они внушают мечту о быстром и гарантированном получении машины, квартиры, роскошной жизни. Увидев избыточно заманчивую рекламу и признаки пирамиды, не говорите себе, что, может быть, на этот раз всё будет по-другому. Бдительность сможет защитить ваши деньги и спокойствие от общения с полицией и следователями, а адреналин от поиска пропавших средств вряд ли будет полезен для здоровья.
Автор – руководитель проекта «Финшок» в рамках Национальной программы повышения финансовой грамотности граждан Минфина России.
Мнение автор может не совпадать с позицией редакции.
Ольга Дайнеко
Газета «Известия», 08:30, 30.10.2018