WorldClass

22 сентября 2024, 10:47
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // Наступление на мусорном «фронте»

25.12.2009 11:23
Как МКП «ПООО» удалось добиться существенных сдвигов в наведении чистоты ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения в структуре сбора, вывоза и утилизации мусора начались в Воронеже достаточно давно -  с приходом к управлению городом новой команды. Глава областного центра Сергей Колиух еще во время предвыборной кампании обозначил наведение чистоты в родном городе в качестве одного из приоритетов.

Как МКП «ПООО» удалось добиться существенных сдвигов в наведении чистоты

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ изменения в структуре сбора, вывоза и утилизации мусора начались в Воронеже достаточно давно - с приходом к управлению городом новой команды. Глава областного центра Сергей Колиух еще во время предвыборной кампании обозначил наведение чистоты в родном городе в качестве одного из приоритетов.

Действительно, уже в 2008-м в этом направлении было сделано немало — прежде всего, для вывода муниципального предприятия по обращению с отходами из глубокого финансового кризиса. Улучшилась уборка дворовых территорий и воронежских улиц. Что касается 2009 года, то на него пришлось начало модернизации в сфере санитарной очистки Воронежа. Производственно-техническая база «мусорной» отрасли стала совершенствоваться, были заложены основы системы эффективного сбора отходов, их оперативной доставки на полигон, утилизации; в дальнейшем предполагается сортировка и первичная переработка.

В этих преобразованиях — большая заслуга нового руководителя МКП «ПООО» Юрия Моргунова, который возглавил его в марте текущего года.

Объемы ТБО растут

В 2009-м в Воронеже появилось 147 новых контейнерных площадок, и еще девять было отремонтировано. Установлено 85 полуподземных контейнеров по 4 куб. м каждый и 97 «лодочек» для крупногабаритного и строительного мусора объемом по 8 куб. м. Закупались и ремонтировались уже привычные металлические емкости для отходов по 0,75 куб. м — во дворах появилось 1633 новых контейнера и 425 отремонтированных.

В конце лета в Воронеж пришла первая массовая партия контейнеров для мусора европейского образца. Жители смогли увидеть евроконтейнеры в общественных местах на День города. А сейчас два из них установлены в Кольцовском сквере, еще три - рядом с управой Советского района. Кроме этого, порядка 20 штук закупила одна из торговых сетей города.

Вся эта тара, плюс контейнеры на мини-рынках и у ряда мелких предпринимателей, ежедневно собирала в течение этого года по Воронежу около 7 тыс. кубов мусора (объем за год - 2,5 млн. кубов). Если взять 2003 год, то тогда на нашем полигоне было захоронено лишь 1,56 млн. куб. м ТБО, в 2006 году - 2,09 млн. куб., и в 2008-м - 2,3 млн. куб. Чем обусловлен столь существенный ежегодный рост объемов «производимого» городом мусора? С этого вопроса и началась беседа корреспондента «Берега» с директором МКП «ПООО».

— Прежде всего, это объясняется, как ни парадоксально, устойчивым ростом благосостояния воронежцев, — отвечает Юрий Моргунов. — Мы с каждым годом потребляем все больше напитков в ПЭТ-бутылках и металлических баночках, закупаем возрастающие объемы бытовой техники и других упакованных товаров. К тому же и торговля, которая старается сделать реализуемую продукцию более привлекательной, увеличивает объемы применяемой упаковки. Возьмите такую мелочь: лет пять назад никто и не думал о том, чтобы каждая буханка хлеба была в маленьком пакетике. А сегодня, с точки зрения ТБО, это — порядка 100 тыс. полиэтиленовых мешочков, выбрасываемых ежедневно в мусорные баки.

Кроме того, определенный рост объемов ТБО достигнут благодаря внедрению более жесткой системы контроля за сбором и вывозом мусора. Можно уверенно говорить о том, что в наши лесополосы стало вывозиться на порядок меньше отходов, а число неорганизованных свалок существенно снизилось. Хотя надо признать, что подобных фактов еще немало. «По-тихому» выбрасывают свой мусор и различные предприниматели, и несознательные горожане, для которых чистота и благоустройство Воронежа — пустой звук.

В прежние годы бывали случаи, что и некоторые водители нашего предприятия могли «подшабашить» - отвезти «левый» мусор куда-нибудь в лес. На сегодня подобные факты просто исключены. В этом году завершено оборудование всего спецтранспорта системой спутниковой навигации. Она позволяет осуществлять контроль за местонахождением каждой машины, отслеживать любую ее остановку, каждое отклонение от установленного маршрута.

- Сколько же сегодня машин занято вывозом воронежского мусора?

—Ежедневно на линии выходят порядка 100 машин. Около 20 перевозят крупногабаритные отходы плюс листву и порубочный материал, 80 — обычные мусоровозы. В выходные дни приблизительно 20 машин «отдыхают».

Психология «зайцев» и «халявщиков»

— Вы уже рассказывали о том, что многие воронежские предприниматели всячески уклоняются от заключения с вами договоров на вывоз тех реальных объемов мусора, которые они производят. С чем это связано? Ведь объективно суммы, выставляемые вами, не могут серьезно повлиять на рентабельность бизнеса.

—Тут речь не столько о деньгах, сколько о психологии. Люди стараются сэкономить везде, где только можно и нельзя. Вы же знаете, что есть воронежцы, которые годами не платят за квартиру. А другие всю жизнь предпочитают «зайцем» передвигаться на транспорте.

Сейчас предприниматели должны заключать договоры на вывоз ТБО не с нами напрямую, а через управляющую компанию, которая обслуживает их территорию. В результате произошло следующее: с нами многие «бизнесмены» договор расторгли, ссылаясь на новый порядок, а вот с управляющей компанией заключить его «позабыли». УК в данном случае недостаточно финансово заинтересованы в том, чтобы активно побуждать предпринимателей к заключению договоров.

Тем более, у тех есть интересная лазейка. Те, кто по роду своей деятельности обязан предъявить в различные органы, в частности, экологическую службу или Ростехнадзор, договор на вывоз мусора — его заключают, но не в соответствии с реально производимыми бизнесом отходами, а исключительно по нормативам занимаемой площади, которые никак не отражают истинное положение вещей.

Я считаю, что в свое время было ошибкой — отказаться от норм накопления, соответствующих определенным видам деятельности. Эти цифры брались не с потолка, а рассчитывались на основе многолетних статистических исследований. Сегодня же отсутствие системного подхода привело к тому, что многие стараются экономить на вывозе ТБО из-за отсутствия четкой нормативной базы.

Сейчас у бизнеса чисто формальный подход: им надо иметь договор на вывоз мусора, чтобы отчитаться перед теми же экологами и не получить при этом перерасхода лимита образования отходов. И никто не обращает внимания на то, что многие предприниматели в конце рабочего дня просто вывозят свой мусор в город и бросают в ближайший бак, за который платят жители близлежащих домов. Либо нанимают «левых» водителей, которые, кстати, чаще всего и вываливают отходы в пригородной лесополосе.

- Нередко пытаются не платить за мусор и обычные горожане...

— Знаете, недавно к нам пришел дедушка, который помнит еще финскую войну. Ему не принесли квитанцию за вывоз мусора на 37 рублей 52 копейки. И он из поселка Первомайский приехал к нам на улицу Дорожную, чтобы ему выписали дубликат квитанции, а он ее оплатил. И при этом в Воронеже есть люди, которые живут в центре города в частном секторе, но регулярно отказываются платить эти самые 37 руб. 52 коп. Они ссылаются на то, что, мол, вообще не производят мусора, «перерабатывая собственным организмом» все, что приносят в дом: то есть и ПЭТ-бутылки, и картонные упаковки, и полиэтиленовые пакеты. Ну а на самом деле каждое утро — кто пешком, кто на машине - ищут ближайший мусорный бак, чтобы выбросить в него свои пакеты. Их тоже, как и предпринимателей, нисколько не смущает, что за вывоз ТБО в, результате платит кто-то другой. Впрочем, некоторые не утруждают себя даже этим — просто кидают свой мусор где-нибудь на улице или в чьем-то дворе.

Еще один аспект проблемы — отходы с дачных участков. У нас летом полгорода «живет» на огородах, но дачные кооперативы просто отказываются решать вопрос оплаты за сбор и вывоз ТБО. В результате на тех улицах, по которым воронежцы выезжают со своих участков в город, контейнеры постоянно переполнены, даже если мы очищаем их два раза в день. Самый яркий пример - улицы Краснознаменная и Острогожская. Там выбрасывают свои пакеты с отходами те, кто заезжает в Воронеж с Ближних и Дальних садов. В этом году стало даже хуже: экологи начали штрафовать за сжигание мусора и опилочного материала, так что люди везут в город листву в мешках, ветки, распиленные стволы усохших деревьев и т.д.
В итоге мы имеем то, что полигон в этом году принял 2,5 млн. куб. м отходов. Но порядка 20% от этого объема никем не были оплачены - все это легло на плечи МКП «ПООО».

- В этом году принципиально стал меняться подход вашего предприятия к вывозу крупногабаритных отходов.

- Да, во дворах появились 8-кубовые «лодочки». Кроме того, нами организован регулярный вывоз КГО из частного сектора, где подобная работа не велась десятилетиями. Объемы просто огромны. Мы думали, что большую часть КГО вывезем из города сразу после общегородского субботника в апреле. А возим до сих пор. Процесс образования таких отходов бесконечный: кто-то забор меняет, кто-то ремонт делает, кто-то старый сад пилит. Причем люди редко звонят нам и спрашивают: как, мол, заказать машину, чтобы вывезти мусор. Чаще просто тащат его к контейнерной площадке, не задумываясь даже, кто и как будет его грузить, а потом вывозить все эти огромные бревна, разлапистые ветки, битый кирпич, прогнившие диваны и секретеры... Но ведь те же ветки занимают колоссальный объем, имея маленький вес! В результате, водитель вынужден совершать рейс, по сути, полупустым. Кто должен платить за такое?

Устойчивый процесс обновления

— Но несмотря на различные сложности, вашему предприятию удавалось в течение всего этого года устойчиво развиваться. На улицах Воронежа появилось немало новых машин, занятых вывозом отходов. На сколько увеличился парк спецтехники?

— Где-то на 60 единиц. Все машины — российские. Дело не столько в цене, сколько в том, что на нынешнем полигоне пока нет возможности использовать импортную технику. Его инфраструктура такова, что сброс мусора идет непосредственно на ложе полигона. Там отходы засыпаются землей, а значит, вы можете себе представить, что там творится в распутицу или в дождь. Поэтому импортные машины с более низкой посадкой использовать просто жалко — быстро придут в негодность. Вот когда город запустит новый полигон, при нем заработает мусоросортировочный завод, тогда можно будет планомерно заменять автотранспорт на импортный.

— Люди охотнее работают на новой технике?

— Да, когда на предприятие пришли «свеженькие» автомобили, у нас существенно сократилась текучесть кадров. Тем же, кто работает на старой технике, введены специальные доплаты. Хотя мы понимаем, что удержать людей просто покупкой новых машин нельзя. Поэтому регулярно ведем работу по созданию комфортных условий труда.

Пять миллиардов

— Если говорить о перспективах отрасли, занимающейся очисткой Воронежа, то что нас ждет уже в следующем году?

— В начале ноября депутаты Воронежской гор.Думы утвердили программу по комплексному развитию системы коммунальной инфраструктуры города на 2010-2020 годы. Помимо прочего, она включает план по строительству мусороперерабатывающего завода и новой площадки для захоронения мусора общей ориентировочной стоимостью 1,9 млрд. рублей. Объем инвестиций, необходимых для строительства мусороперерабатывающего завода, составляет, по предварительным расчетам, от 1,5 млрд. рублей — при объеме переработки 100 тыс. тонн в год, и до 7 млрд. рублей — при объеме до 350 тыс. тонн в год. Для эффективного функционирования предприятия потребуется также закупка современных дизельных мусоровозов стоимостью от 2 до 2,5 млн. рублей каждый и целого ряда дополнительной спецтехники. Во всем мире сбор и переработка мусора — это прибыльный и уважаемый бизнес. Отсортированное вторичное сырье и экономная система утилизации превращает эту сферу из убыточной в высокодоходную. Сегодня имеется огромный рынок сбыта отсортированного из мусора вторсырья. В Европейской части России и СНГ есть около полусотни предприятий, перерабатывающих, например, макулатуру. Их подавляющая часть загружена лишь на 30-40% своих мощностей. Южнокорейские компании готовы заключить контракты на поставку им спрессованных ПЭТ-бутылок в объеме 200-300 тыс. тонн в год. Поэтому срок окупаемости проекта нового полигона и мусоросортировочного завода составит порядка 8-10 лет.

В наших планах - установка модуля по сжиганию биологических медицинских отходов. Будет положено начало внедрению системы раздельного сбора ТБО при строительстве и вводе в эксплуатацию нового жилого фонда. То есть в новых городских кварталах появятся современные цивилизованные площадки по сбору отходов, раздельные: для стекла, для утиля и для пищевых отходов. Плюс — площадка для крупногабаритного мусора.

На 2010 год в рамках программы по комплексному развитию системы коммунальной инфраструктуры Воронежа намечена разработка генеральной схемы очистки города. Также документом предполагается приобретение нашим предприятием порядка 20 единиц спецтранспорта, новых контейнеров для ТБО, машин для мойки мусорных баков. Впервые в нашем городе появится оборудование для переработки строительных отходов стоимостью 50 млн. руб. и отходов зеленого хозяйства на сумму 20 млн. руб. Еще 5 млн. будет вложено в приобретение бункеров и полуподземных контейнеров, а также оборудование контейнерных площадок. Дополнительно к этому мы приступим к строительству площадок для сбора крупногабаритного мусора. Вообще, принятая депутатами программа рассчитана на 11 лет, общий объем ее финансирования составляет около 5 млрд. руб.

— У вас на предприятии висят табличка с лозунгом: «Мы делаем город чище». Процесс пошел?

— Да, процесс идет. Пока постепенно, не быстро. И дело не только в инвестициях или схемах работы. Проблема — в психологии наших людей, которые до сих пор так и не усвоили прописную истину, что чисто вовсе не там, где убирают...

Александр ПЫЛЕВ
Берег, №145 от 25.12.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0