Экспертиза «Коммуны». Минздрав предупреждает, а реклама завлекает
Хуже пива лучше нет
Борьба с пивом началась в Воронеже лет пять назад. В 2004 году вдруг обнаружилось, что агрессивная реклама пива вызывает неприязнь у населения. На вопрос института общественного мнения «Квалитас» «Какую рекламу стоит запретить на телевидении?» первое место (54%), как обычно, заняли женские прокладки; их просто люто ненавидит население, особенно «с крылышками»: поймало б - поотрывало!..
А серебряный призер оказался неожиданным: пиво! 41% опрошенных, включая мужчин, запретили бы живительную рекламу. Причем недоученной молодежи среди противников пивной рекламы было всего 14%, а людей образованных – половина. «Квалитас» отметил, что за два года неприязнь к этой рекламе выросла в 1,5 раза. Видать, народ наконец-то внял предупреждениям Минздрава беречь печень.
В ноябре 2007 года Комитет по предпринимательству Воронежской областной Думы одобрил проект федерального закона о повышении с 18 до 21 года возраста людей, которым можно продавать алкоголь и табак. Депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за пиво, проданное подростку, до штрафа в миллион рублей с хозяина заведения, с продавца – до 40-50 тысяч рублей.
А в сентябре этого года уже сами пивовары обеспокоились алкоголизацией страны и провели в Воронежском Доме журналиста «круглый стол» на тему «Пивоваренная отрасль России в свете повышения акцизов» с участием исполнительного директора стеклотарного завода ООО «Раско» Виктора Селютина и директора Воронежского филиала компании «Балтика» Дмитрия Визира.
Алкоголизация грозит потому, что Правительство РФ собралось поднять акцизы на пиво аж в три раза! Раньше ничего плохого не происходило, в этот же разе участники «круглого стола» предсказали «кирдык» как пивной промышленности, так и госбюджету. В «Балтике» и на заводе стеклотары придётся сократить производство и уволить работников, а в кризис так поступать с людьми - очень нехорошо! Дальше пострадают поставщики песка, доломита и вторсырья - ведь в год завод закупает до 2,5 - 3 тысяч тонн стеклобоя и стеклотары, а также производители алюминиевых банок, причем из четырех заводов один уже закрылся.
Директор «Балтики» Дмитрий Визир жаловался, что в 2008 году пивная промышленность впервые за 15 лет уже понесла убытки из-за 30-процентного роста акцизов на пиво. А водочные-то тарифы не выросли! Значит, покупатели переходят с пива на дешевую водку. А то, что дешевое пиво способствует алкоголизации общества, - чушь собачья, сообщили участники «круглого стола». Вот в Западной Европе алкоголизма нет, и там соотношение акцизов на крепкие напитки и пиво - 1 к 10, а в Финляндии – и вовсе 1 к 20. В России же - всего 1 к 3.
Это значит – что? Народ будет вместо пива пить безакцизный «левак». Доходы госбюджета упадут – как, впрочем, и само население. А ведь «Балтика» в 2008 году направила в областной бюджет порядка 650 млн. рублей… Поэтому властям и обществу надо еще раз крепко подумать, прежде чем вводить новые акцизы. А то хуже будет.
«Пивной дозор»
Любопытно, вырос этот «Дозор» из недр Союза российских пивоваров, который еще в 2004 году сам предложил Госдуме принять закон о запрете на продажу пива несовершеннолетним. В апреле 2005 года ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потреблении пива» вступил в силу. В 2008 году компания «Балтика» провела первые рейды «Пивной Дозор» в 12 городах России, включая Москву и Санкт-Петербург, совместно с представителями контролирующих органов, мэрий, УВД, общественных организаций, а также известными личностями (Оскар Кучера, Катя Гордон и другие).
В 2009 году рейды «Пивного Дозора» прошли во многих крупных городах России.
Дозорные раздавали в магазинах памятку, а на прилавки клеили стикеры «Есть 18? Подтверди!» - типа, чтоб покупатели сами подтверждали свои права. Всем не пойманным продавцам торжественно дарили монетницы, ветровки и футболки с символикой «дозора».
В целом «Пивной дозор» констатировал: не все еще торговцы соблюдают закон и продают пиво несовершеннолетним! А как его соблюдать, не объяснил. Ведь до сих пор существует юридический казус: у продавца нет права требовать у покупателя документ, подтверждающий возраст. Зато есть обязанность: в случае, если у него возникают сомнения в возрасте покупателя, попросить его подтвердить свою зрелость. Покупатель может предъявить продавцу свой документ, но делать это не обязан.
И вечный бой!
«Пивной дозор», правда, несколько с другой стороны, дошёл и до нашего города. Уверен, впечатление от рекламно-эротического акта Воронежского пивзавода с секс-бомбой Анфисой Чеховой 4 декабря у многих воронежцев, наверняка, останется надолго. Такого они еще не видели!
Тут у нас «Единая Россия» пошла в последний бой с алкоголизацией молодежи и даже создала особое движение. Ученые и чиновники звонят во все колокола, и «комендантский час» ввели для тинэйджеров, а приехала Анфиса со своим знаменитым бюстом – и все к черту.
«Приглашаем Вас принять участие в Звездной проверке Качества, которая пройдет на филиале Пивоваренной Компании «Балтика». В качестве эксперта выступит известная телеведущая – Анфиса Чехова».
Вот какое объявление пришло! Грустно, девушки. Гордон, Чехова, Кучера. Белый верх – черный низ, черный верх – белый низ… Главное – «бабки,» а уж что рекламировать – второй вопрос. С кем секс закажем?..
«Автор популярной программы «Секс с Анфисой Чеховой» на один день стала лаборантом на предприятии. В белом халате теледива была просто неотразима», - писали журналисты. Да она и без халата многим по вкусу. А уж юмор у нее – просто феерический!
Анфиса призналась, что на изучение пивоваренного производства у нее ушло 40 минут. Поэтому термины она путала, некоторые ингредиенты техпроцесса называла «зелеными какашечками» и поразила журналистов шутками о бродильно-лагерном цехе завода (если отправите туда ребенка на все лето, он будет там с удовольствием бродить). А также о том, взаимосвязаны ли, по ее мнению, пиво и секс, - об этом несравненная Анфиса сообщила, что если девушка пьет пиво и слизывает язычком белую пенку с губ, то это очень, конечно, эротично. А вот если твой парень после пива все время из постели бегает от тебя в туалет, ничего интересного в этом нет.
Уехала Анфиса. А на смену ей – новый «Пивной дозор».
«Приглашаем Вас принять участие в рейде «Пивной Дозор» 24 декабря 2009г. в Воронеже. В рамках этого мероприятия… представители органов власти, СМИ и общественных организаций при поддержке пивоваренной компании «Балтика» попытаются выявить торговые точки, в которых не соблюдается закон о запрете продажи пива лицам, не достигшим 18 лет.
Мы должны преодолеть в себе безразличие, перестать безучастно наблюдать за тем, как подростки беспрепятственно покупают пиво. Мы уверены, что бороться с нарушениями закона можно только сообща, объединив усилия родителей, образовательных учреждений и общества.
Нам нужна Ваша поддержка!».
Такое вот письмо пришло. И вечный бой!..
Александр Ягодкин