Правозащитник Евгений Корчаго специально для «Известий» – о том, кого спасет от тюрьмы и кого защитит декриминализация 282-й статьи УК.
В настоящее время в нашей стране можно стать уголовником лишь за то, что ты опубликуешь у себя на странице в соцсети, к примеру, детскую сказку великого русского поэта Александра Пушкина «О попе и его работнике Балде». Если помните, в окончании этого произведения Балда после возвращения оброка стал требовать у служителя церкви оплаты в виде заранее согласованных с ним «щелчков» по лбу и в конечном итоге «вышиб ум у старика».
Большинство читателей может подумать, что мое утверждение – плохая шутка. Но как бы ни так. Дело в том, что нынешняя редакция статьи 282 Уголовного кодекса предусматривает ответственность от двух до пяти лет лишения свободы за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Причем состав преступления могут образовывать любые действия, совершенные публично, в интернете или с использованием СМИ.
Если рассматривать 282-ю статью на примере все той же сказки «О попе и его работнике Балде», то при желании можно заметить: автор произведения своим текстом совершает «действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека по признакам отношения к религии». И если Пушкина привлечь к ответственности за давностью лет будет невозможно, то вот в отношении того, кто вздумает опубликовать эту сказку у себя в ленте, всё не так радужно.
Читатели опять могут подумать, что я слишком сгущаю краски и что правоохранители никогда не будут возбуждать уголовные дела по таким надуманным основаниям.
Позвольте с вами не согласиться. По официальным данным судебного департамента Верховного суда, всего в России с 2012 по 2017 год по ч. 1 ст. 282 УК было осуждено более 1,5 тыс. человек. Из них почти треть (460 человек) – в прошлом году. Число лиц, привлекаемых по этой статье, растет из года в год: так, в 2012-м их было 118, в 2013-м – 174, в 2014-м – 258, а в 2015 году – уже 369. Таким образом, мы можем видеть, что следственные органы лихо освоили удобную «безразмерную» статью, дела по которой можно направлять в суд сотнями, особенно не беспокоясь о доказывании вины человека. В жернова карательного механизма попадали и политические противники местных элит, и профессиональные блогеры, и обычные домохозяйки, разместившие в социальных сетях карикатуры национального или этнического толка.
Рост числа возбуждаемых дел и серьезный накал общественной дискуссии по некоторым (самым нелепым и одиозным) из них заставил чиновников и общественные институты обратиться к главе государства с просьбой отреагировать на ситуацию. Итогом этого стало появление президентского законопроекта о внесении изменений в ст. 282 УК РФ, который Госдума сегодня приняла в первом чтении.
Предложенными изменениями в уголовные дела этой категории планируется ввести так называемую административную преюдицию. Возможность привлечения гражданина к уголовной ответственности появится лишь в том случае, если он в течение года до этого был привлечен к административной ответственности.
Правозащитники и экспертное сообщество высоко оценили президентский законопроект. И есть за что. Действительно, большая доля лиц, привлекаемых по ч. 1 ст. 282 УК, были осуждены впервые. Принимаемые изменения должны стать фильтром, не позволяющим делать уголовников из тех, кто неосторожно лайкнул или репостнул спорную картинку в Сети. Нельзя будет привлечь к уголовной ответственности подростков, которые в силу юношеского максимализма необдуманно оскорбили чьи-то чувства в пылу спора в переписке.
Между тем не стоит забывать, что наша страна является не только многоконфессиональным, но многонациональным государством. В связи с этим, конечно же, недопустимо закрывать глаза на действия тех, кто профессионально занимается провокациями и системно действует в целях разжигания национальных либо религиозных конфликтов. Предлагаемые формулировки законопроекта предполагают, на мой взгляд, достаточно эффективный механизм борьбы с такими явлениями (ответственность наступает сразу же для тех, будет совершать деяния с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием своего служебного положения либо организованной группой).
Что же касается так называемых случайных осужденных, то есть тех, кого до момента внесения изменений в закон уже успели привлечь к уголовной ответственности, то и для них будут хорошие новости. Эти дела будут прекращены, в том числе если приговора еще не было. А если человек всё же был признан судом виновным ранее, то может быть реабилитирован и считаться несудимым.
Автор – член Совета при председателе Совета Федерации Федерального собрания России по взаимодействию с институтами гражданского общества, адвокат.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Евгений Корчаг
Газета «Известия», 00:01, 15.11.2018