Тамбов. 26.11.2018. ABIREG.RU – Аналитика – В конце октября 2018 года профильный комитет Госдумы провел круглый стол по проблемам овощеводства защищенного грунта. Одним из поводов для встречи послужили опасения аграриев по поводу уменьшения или отмены государственных мер поддержки, в частности субсидий (капексов) на строительство и модернизацию теплиц. Что еще дестабилизирует ситуацию с выращиванием овощей в России, стоит ли опасаться «витаминного» дефицита и какие овощи лучше не покупать, об этом мы поговорили с генеральным директором тамбовского АО «Тепличное» Геннадием Дмитренко.
– Геннадий Николаевич, вы занимаетесь теплицами больше 35 лет. Застали еще советские способы хозяйствования. 10 лет назад били тревогу, что засилье ввозной продукции может оставить Россию без собственных овощей. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию? К лучшему или к худшему происходящие перемены?
– У нас, на самом деле, был сложный период несколько лет назад. Существовавшие теплицы морально и физически устаревали, строить новые было нерентабельно. Овощи завозились из Китая, Индии, Египта и Турции, что подрывало продовольственную безопасность страны. Тогда площади защищенного грунта в России сократились более чем в два раза: было 4 тыс. га, стало 1,8 тыс. га.
Наше профессиональное объединение – ассоциация «Теплицы России» – неоднократно обращалось в правительство РФ, мы говорили о необходимость проработки и реализации серьезных мер государственной поддержки. И нас услышали. С 2013 года нам обеспечили льготное кредитование с рассрочкой платежа до восьми лет и даже сделали возмещение прямых затрат до 20% при строительстве новых теплиц. Конечно, меры господдержки сделали свое дело, пришел крупный инвестор в тепличное овощеводство – и дело пошло. Начали строить тепличные комбинаты. Их начали строить большой площадью, одновременно, быстро, не думая порой о последствиях.
– А какие могут быть последствия от «тепличного бума»?
– У нас, в Центральном округе, активно строят Белгород, Липецк, Калуга. Появляются гигантские комбинаты до 100 га теплиц. Такие площади требуют большого количества специалистов. А сразу подготовить их мы не в состоянии. Мы теплицы построили, а что потом с этим делать – не подумали. Наши вузы не просто не готовят специалистов в достаточном количестве – у нас в принципе нет людей, которые разбирались бы в современных тепличных технологиях, знали бы все их особенности и тонкости, могли бы наладить их бесперебойную работу.
Кадровый голод привел к тому, что многие тепличные комбинаты, которые только построили, не могут сразу достичь высоких результатов. А ведь на их строительство брали кредиты, которые надо отдавать. В ассоциации «Теплицы России» есть информация о ряде комбинатов (новых, мощных), которые не смогли выйти на нужный уровень рентабельности, они закрываются, и их даже пришлось выставить на продажу.
– То есть все проблемы в отрасли сейчас из-за нехватки кадров?
– Сейчас это одна из ключевых проблем. Но не единственная. У нас в целом наблюдается серьезный стратегический перекос в отрасли. Сейчас рынок овощеводства сместился в сторону юга, в особенности это Краснодарский край, Ставропольский край. Там изначально погодные условия мягче, чем у нас, меньше затрат на тепло. Но не это главное.
Я твердо убежден, что овощи желательно продавать и употреблять в том регионе, где они были произведены. Да, мы ушли с грунта, научились выращивать большое количество овощей, но они потеряли вкус, качество. Тепличное овощеводство сместилось в сторону перевозки на большие расстояния. И мы теряем из-за этого очень многое.
Ведь главное качество овощей – это их свежесть. Вырастил овощ сегодня, а завтра он уже у покупателя на столе. Поэтому я отношусь с некоторым недоверием к овощам, которые перевозят на дальние расстояния. Технический прогресс ушел настолько далеко, что мы можем охладить (или заморозить) и перевести овощи и за 1 тыс. км, и за 2 тыс. км. Но они всё равно попадают в магазины, срок реализации затягивается на недели, а за неделю наш тепличный огурец и помидор, безусловно, теряет в качестве. Супермаркеты, сетевики – все требуют, чтобы товар был красивым и долго хранился. Селекционеры работают в этом направлении, и вот мы получаем этот резиновый мячик вместо сочного, ароматного помидора.
В Советском Союзе в каждом регионе был небольшой тепличный комбинат, который обеспечивал область свежими овощами. Это была широкая линейка: огурцы, помидоры, лук, петрушка, салаты всевозможные. И это всё прекрасно работало. Потом эту модель производства прикрыли, сделали ставку на большие комбинаты, и теперь мы гоняем овощи из угла в угол в поисках рынка сбыта.
В результате покупатель заходит в магазин, смотрит на эти красивые, ярко упакованные овощи и думает: надо брать. Раз попробует – невкусно, второй раз – невкусно. И перестает покупать. Поэтому в новой схеме, предполагающей крупные производства и большие расстояния, и производитель, и потребитель только проигрывают. А это неправильно.
– А ваше предприятие может полностью обеспечить потребности региона в овощах, чтобы не было необходимости их завозить?
– Мы практически закрываем рынок по огурцам. Еще немного – и закроем по томатам. У нас достраиваются 2 га современных теплиц под так называемые «светокультуры». Это новая технология, которая за счет дополнительного освещения («искусственного солнца») позволяет получать урожай круглогодично. Ведь свет – один из ключевых факторов, чтобы вырастить овощи. Теплицы старого вида производили продукцию только с февраля по октябрь. В октябре световой день уменьшался. В октябре, ноябре, декабре, январе его продолжительность 8-9 часов. Это крайне мало для растений. А мы увеличиваем световой день до 14 часов, что дает возможность производить овощи в несезонный период. Это дорого, но это позволяет закрывать потребность в овощах во внесезонный период.
– С учетом ведущегося строительства вас, наверное, должны были насторожить разговоры о возможном отказе государства от мер материальной поддержки?
– Такая тема на самом деле обсуждалась. Говорят, теплиц много понастроили, меры господдержки пора отменять, в том числе возмещение прямых затрат на их строительство. Это будет серьезным ударом по всей отрасли. Мы же вложили деньги, взяли кредиты, построили теплицы, чтобы обеспечить рынок овощной продукцией. Мы только отдаем проценты по кредиту, а само «тело» кредита будем отдавать через год или два (кто как с банками договорился), и тогда мы вообще не выживем...
Именно поэтому мы собрались в Государственной думе 24 октября, где сформулировали наши предложения правительству. Если отменить все меры поддержки, целый ряд комбинатов не выдержит кредитную нагрузку и закроется. Может быть, не надо больше стимулировать строительство новых комбинатов, их на самом деле достаточно. Но для действующих теплиц, у которых есть инфраструктура, специалисты, налажено производство и которые достраивают небольшие объемы, для них возмещение прямых затрат на строительство и модернизацию необходимо сохранить. Иначе мы просто потеряем отрасль.
Я надеюсь, что на круглом столе нас услышали и наше мнение будет учтено. Ведь просто построить теплицы недостаточно. Нужно провести еще очень большую работу, чтобы выучить специалистов, отладить технологию производства и сделать так, чтобы наши овощи уверенно конкурировали с ввозной продукцией и были доступны для всех слоев населения.