Воронеж. 27.11.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Итальянский производитель техники под брендом Indesit был одним из первых иностранных резидентов, обосновавшихся в Липецкой области. Более того, эта площадка является единственным производством компании в России. За почти два десятка лет деятельности в регионе АО «Индезит Интернэшнл» (юрлицо марки) внутреннюю экономику предприятия практически не «кошмарили» кризисы и резкие обвалы. 2017 год также не стал исключением. По его итогам чистая прибыль предприятия «разменяла» первый миллиард, увеличившись с 963,3 млн до 1,5 млрд рублей. Одновременно с этим выручка «Индезит Интернэшнл» третий год подряд стабильно прирастает суммой почти в 1,3 млрд рублей. Кажется, экономика предприятия работает так же четко, как и его конвейеры по сборке холодильников и стиральных машин.
Indesit является одним из крупнейших производителей бытовой техники в мире. В Липецкую область тогда еще итальянская марка бытовой техники пришла в 2000 году, выкупив у НЛМК завод холодильников «Стинол» (акроним от «Сталь из Новолипецка»). Через четыре года рядом с ним было организовано производство стиральных машин, символическую красную ленту на открытии которого перерезали президент РФ Владимир Путин и тогдашний премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Инвестиции итальянской стороны только в этот проект составили более 35 млн евро, общая сумма вложений перевалила за 70 млн евро.
За пять лет Indesit из завода холодильников разрастается до целого промышленного кластера, ставшего основой для ОЭЗ «Липецк», которая сегодня наряду с НЛМК является честью, совестью и железным щитом региональной экономики. Помимо непосредственно бытовой техники на 12 предприятиях-спутниках «Индезит Интернэшнл» запускает производство комплектующих, благодаря чему площадка в Липецкой области становится полностью автономной. Кроме этого, компания отстраивает крупнейший в Европе в секторе «белой» бытовой техники логистический центр в поселке Казинка. Его площадь составляет почти 80 тыс. кв. м.
В 2014 году Indesit перестает быть итальянским производителем техники, контрольный пакет акций компании и всех его активов в 14 странах мира за 1 млрд евро выкупает американская корпорация WhirlpoolCorp. Этот год, пожалуй, можно назвать одним из самых провальных с точки зрения финансовых показателей предприятия. Чистая прибыль ушла в минус на 101 млн рублей, выручка сократилась более чем на 2 млрд рублей и составила 16,3 млрд рублей против 18,1 млрд рублей годом ранее. Восстановить обороты, о которых отчитывалась компания, имея итальянское «гражданство», удалось только к концу 2016 года. Тогда Indesit отчитался о 18,7 млрд рублей, почти такой же показатель значится в результатах за 2013 год.
А вот с чистой прибылью американскому руководству удалось «справиться» быстрее. Уже в 2015 году компания отчиталась о 279,6 млн рублей прибыли, в 2016-м этот показатель удалось утроить и довести до 963,3 млн рублей. По итогам 2017 года в отчетах «Индезит Интернэшнл» значится уже 1,5 млрд рублей прибыли, не исключено, что к концу 2018-го компании удастся «разменять» и второй миллиард.
В 2017 году денежные поступления от продаж «Индезит Интернэшнл» достигли 19,6 млрд рублей. Собственно, они и являются основным источником дохода компании. За вычетом всех платежей поставщикам, на оплату труда и прочие расходы, прибыль от них составила 1,92 млрд рублей, что почти в два раза больше показателей прошлого года.
Незначительные – по сравнению с вышеобозначенными суммами – 99,7 млн рублей предприятию удалось получить за аренду, лицензии, комиссионные платежи и роялти. Еще 2,3 млрд составили денежные поступления от инвестиционных операций. В 2016-м эта цифра, несмотря на продажу части внеоборотных активов «Индезит Интернэшнл», была скромнее на 900 млн рублей.
Предприятие также практически не обременено займами. В отчете «Индезит Интернэшнл» по итогам 2017 года значится только 4,9 млрд кредитных рублей. В прошлом году сумма по кредитам была примерно такой же. В сравнении с оборотами компании такая долговая нагрузка является для компании более чем незначительной.
Положение на рынке
В самом «Индезит Интернэшнл» долю своей продукции на российском рынке не раскрывают, однако, по данным почетного консула Италии в Липецке Витторио Торрембини, на холодильники, изготовленные на липецком предприятии, приходится 35%, на стиральные машины – 24%. Изначально показатели у конвейера по производству холодильников (когда он еще принадлежал подконтрольному НЛМК «Стинолу») были достаточно скромные – порядка 700 единиц техники в год. После того как Indesit Company выкупило и модернизировало предприятие, объем выпускаемой продукции увеличился вдвое.
Как отмечает господин Торрембини, приход на площадку нового американского руководства не только был достаточно болезненным для его сотрудников, но и отразился на влиятельности компании на рынке бытовой техники и потребительском спросе.
«Indesit все время был итальянской маркой, ассоциировался с определенным стилем, качеством, и, когда пришла американская компания, которая попыталась просто присоединить актив без учета его особенностей, это привело к отрицательным результатам. Однако, заметив негативную тенденцию, американское руководство приняло решение о возвращении к старой политике, заложенной итальянцами, которая, собственно, и обеспечила заводу успех», – отмечает Витторио Торрембини.
Наибольшую нишу Indesit удалось «отвоевать» в сегменте техники эконом-класса. Как пояснял в интервью Business FM генеральный директор компании в России и Азии Филипп Кальтенбах, именно на это и рассчитывал Whirlpool, приобретая компанию. По задумке менеджеров, всю производимую технику корпорации поделили на условные сегменты, соответствующие уровню дохода потребителей: Indesit – невстраиваемая техника по демократичным ценам, «середнячок» Hotpoint, чуть подороже – Whirlpool и премиум-класс – Kitchenaid. Ставка американцев, что называется, сыграла: грянувший кризис еще больше усилил внимание потребителей к бюджетному и вполне приемлемому по качеству Indesit. При этом бренд, несмотря на слияние с Whirlpool, не потерял свою автономность и продолжает позиционировать себя на рынке как достаточно самостоятельный. Кроме этого, с 2016 года завод в Липецке снова начал выпускать продукцию под исторической для себя маркой «Стинол», что еще больше укрепило позиции предприятия на рынке бытовой техники.
Среди основных конкурентов Indesit в нише именно бюджетной крупной бытовой техники можно назвать белорусское ЗАО «Атлант». Но по финансовым показателям оно все-таки значительно проигрывает: по самым свежим данным на официальном сайте «Атланта» (к сожалению, только за 2015 год), предприятие несколько лет подряд было убыточным, выручка также указана достаточно скромная – 4,3 млрд рублей. Более серьезный игрок – отечественное ООО «Беко». Его выручка в 2017 году составила 10 млрд рублей, чистая прибыль – 379 млн рублей. Впрочем, это все же в два раза меньше экономических показателей Indesit.
Однако, кроме продукции под маркой Indesit, на заводе также выпускаются стиральные машинки Whirlpool, претендующие на более дорогой сегмент. Кроме российского рынка, их поставляют в Польшу, Украину и другие страны Восточной Европы, а там конкуренты куда серьезнее – гиганты мирового масштаба LG и Samsung, обороты которых исчисляются миллиардами.
Перспективы
Под руководством итальянцев Indesit неоднократно задумывался о строительстве завода по производству кухонных плит и варочных панелей. Изначально его планировалось разместить в Тамбове, – руководство компании даже проводило соответствующие переговоры с руководством города, – но затем было принято решение «не отрывать» производство от основного кластера в Липецкой области. Однако ни тем, ни другим планам не суждено было сбыться – руководство отказалось от расширения российского предприятия. По мнению экспертов, это произошло из-за кризиса и снижения спроса на рынке бытовой техники. В самой же компании говорили, что было принято решение о модернизации уже имеющихся мощностей: более 70 млн евро, запланированных на строительство нового завода, как раз и направили на «прокачку» липецких конвейеров.
После перехода Indesit под контроль американцев планов по расширению производства не анонсировалось. Основная работа сегодня ведется в векторе локализации уже имеющихся активов. Этому во многом поспособствовала политика санкций: чтобы не попасть под них, липецкий Indesit стремится к производству полного цикла.
По мнению Витторио Торрембини, компания после смены «гражданства» еще полностью не вошла в колею, поэтому говорить о прогнозах по ее развитию преждевременно. «Политика нового руководства пока еще выстраивается. Логичнее всего, если в будущем это будет строительство в Липецкой области третьего завода по производству посудомоечных машин. Этот проект уже обсуждается, однако никакой конкретики нет. В ОЭЗ «Липецк» есть подходящий участок под такое предприятие, итальянцы давно к нему присматривались. Надеюсь, что американское руководство эти планы реализует», – пояснил господин Торрембини.
Мнение эксперта
«Марка Indesit в России известна давно, с 1993 года, еще до строительства завода в Липецке. Это относительно недорогая техника, доступная широкому кругу пользователей. Несмотря на позиционирование себя в качестве достаточно бюджетной марки, Indesit вполне успешно конкурирует с производителями, причисляющими себя к более высокому классу. Холодильники и стиральные машины этой марки достаточно современные и качественные, пользуются спросом, и это, безусловно, положительно влияет на экономические показатели компании. Что касается объединения с американской корпорацией, не думаю, что с переходом Indesit в портфель брендов корпорации Whirlpool нас ждут большие изменения в позиционировании марки. Но некоторые технологии Whirlpool в том или ином виде вполне могут прийти в продукты Indesit. При этом мощности липецкого завода уже используются и для производства техники Whirlpool, как для России, так и на экспорт, в том числе в Европу», – считает эксперт по бытовой технике проекта Chudo.tech и YouTube-канала Tostr Даниил Головин.