WorldClass

22 сентября 2024, 10:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Pulse // В пути…

29.12.2009 15:35
Валерий Николаев — генеральный директор акционерного общества «Вагонреммаш» как и модернизируемые им вагоны, все время находится в движении, в пути. Территориально: Воронеж-Москва-Тамбов-Москва-Новороссийск-Москва-Воронеж, а по жизни — вверх по течению от слесаря завода до генерального директора. В 20 личных фактах о жизни и работе он попытается соединить эти пути. 1. о детствеМое детство прошло в семье с очень маленьким достатком. До армии я, например, спал на раскладушке.

Валерий Николаев — генеральный директор акционерного общества «Вагонреммаш» как и модернизируемые им вагоны, все время находится в движении, в пути. Территориально: Воронеж-Москва-Тамбов-Москва-Новороссийск-Москва-Воронеж, а по жизни — вверх по течению от слесаря завода до генерального директора. В 20 личных фактах о жизни и работе он попытается соединить эти пути.

1. о детстве
Мое детство прошло в семье с очень маленьким достатком. До армии я, например, спал на раскладушке. И сейчас, когда еду куда-то в командировку, мне не нужны шикарные апартаменты в отеле, главное, чтобы в номере была большая кровать!
А мама все время говорила, что в жизни российских людей были времена и похуже — война, разруха, голод, и мы, по сравнению с ними, еще хорошо живем. Мать заработала как-то за неделю 200 рублей — это были очень большие деньги, и купила батон колбасы. Мне было года 4-5, и она мне принесла его, говорит: «Ешь, сынок!» А я отрезал себе кусок, ем, она: «Ешь еще!», я: «Мам, на завтра же надо будет оставить». Она так плакала. Вот кто такие вещи понимает, у кого есть такая точка отсчета, тому есть с чем сравнивать...

2. о новых кадрах
Я считаю, что нужно в корне менять подготовительную систему в детских садах, школах, техникумах, институтах. Все, что там преподают, в жизни и работе не пригождается. С другой стороны, конечно, и сами студенты стали по-другому относиться к процессу получения знаний. Люди думают, что можно списать экзамен, и это впоследствии нигде не всплывет, а ведь потом жизнь потребует многих знаний и умений. Вот сейчас нам надо принимать на завод директоров, инженеров, главных специалистов, а брать некого — народ неграмотный. Да и в последние 15 лет в институтах не готовят вагоноремонтных специалистов.
Сейчас у руля многих компаний молодые, 20-летние люди. Для меня это страшные специалисты! Их поставили как марионеток, для использования в своих целях. И из них в люди выбьется небольшой процент, остальные все сойдут с дистанции.

3. о вершинах
Я пришел на завод в качестве директора, и уже на третий месяц мы получили положительный результат работы, что было очень важно для тогдашнего состояния завода. Вывесили большой плакат, в котором говорилось, что рентабельность — 0,8%. Для тех, кто в этом деле понимает — это ничего, почти что ноль. А я сидел в кресле, и у меня текли слезы. И народ с гордостью шел на работу. Когда происходят такие моменты, ты понимаешь, что по-другому работать не можешь.

4. о кризисе
Вместе с коллективом мы добились хороших результатов, научились правильно работать. Мы объединили наш опыт и создали ряд документов, которых нет в учебниках, о которых не говорят в институтах. Вышли на хорошие объемы, — и тут кризис. А знаете, что самое страшное в кризис? Самое страшное - это сокращать штат. К примеру, в Тамбовском филиале компании нам надо было из 3000 сократить 800 человек. А ведь за этими людьми стоят мамы, папы, дети... Мы нашли оптимальный выход из положения — сидели, считали, руководствуясь законами. Увольнений избежать не удалось, но их было гораздо меньше, чем планировалось изначально. Да и вообще, кризис сделал нам много неприятностей, но тем не менее, как сказал Владимир Якунин, президент РЖД, и я своим директорам так говорю: «Нужно уметь правильно работать как в хороших условиях, так и в плохих». И ничего страшного, мы выплыли и сейчас работаем с прибылью.

5. о взаимоотношениях подчиненными
Когда я стал директором завода, коллеги сказали: «Ну, зверь пришел». Да, я жесткий человек, но я очень сильно люблю людей, независимо от того, какую должность они занимают. И если вы сейчас пойдете в завод им. Тельмана и спросите, кто такой Николаев, я гарантирую — ни один человек не скажет ничего плохого! Скажут: «Шеф умеет спросить, но в то же время, он очень честный». И кнут, и пряник! И потом, с народом нужно разговаривать. Они не глупые люди, их нужно любить, уважать и, когда поговоришь с ними честно, лицо в лицо, глаза в глаза, можно решить любую проблему.

6. об истории
Нельзя давать оценку истории, и я, если бы мог, сажал за это в тюрьму. Вот смотришь передачу, а там непонятно кто пытается оценить роль истории. А что он сделал в своей жизни такого, что может поднимать такие вопросы? Я считаю, что такие передачи развращают нас, нашу молодежь. Историю нужно любить, делать выводы, но ни в коем случае не судить. Как сказано в Библии: «Не судите, да не судимы будете».

7. о любимом виде транспорта
Я уже лет 5 не езжу на поезде. Честно? Мне просто неудобно и некомфортно на нем ездить. Я не хочу сказать, что я великий и мне нужны какие-то принципиально другие условия, просто я ценю время и поэтому люблю ездить на машине с водителем, где я за 6 часов езды до Воронежа могу заняться своими делами. Я работаю с почтой, читаю, смотрю фильмы, которые надо посмотреть.
Что касается комфорта, то мне важна личная гигиена и, к примеру, я не могу терпеть грязный туалет в поезде.

8. о модернизации вагонов
Эта задача прежде всего касается РЖД, но голова болит у всех — от президента страны до нас. Сейчас ведется активная работа, внедряются новые технологии, но они не всегда заметны для обывателя. К примеру, мы купили один станок, который делает около 400 наименований деталей, но напрямую на комфорте и удобстве вагона это не отражается. И вторая грань этого вопроса в том, что проблему необходимо решать комплексно — мало сделать вагоны будущего, нужно подготовить инфраструктуру к тому, чтобы поезд летел со скоростью 300-500 км в час. И такая всеохватывающая работа сейчас ведется.

9. о дисциплине
У меня в школе был преподаватель, полковник. Как-то мы пришли с ним на стрельбище. Я всегда стрелял очень хорошо, а тут выстрелил — и не попал. И тогда он мне сказал: «Ты сейчас баловался, смеялся, не старался, вот и не попал. Соберись и попробуй еще раз». Я выстрелил и попал. И этот случай для меня явился первым показателем важности дисциплины. В СССР дисциплина была на высоком уровне, сейчас такого нет, хотя это очень важно. И она должна быть во всем. К примеру, по тому, в каком состоянии человек содержит свою машину — грязная она или нет, я могу судить о его дисциплинированности.

10. о свободном времени
Свободного времени у меня немного и провожу я его в основном, в машине. На выходные я уезжаю в Воронеж, там отдыхаю на рыбалке или охоте, но каждую субботу я провожу на заводе и на деловых встречах. Все же считают меня москвичом, большим начальником, и есть надежда, что если они со мной встретятся, я решу их проблемы. Я помогаю, конечно, по мере возможностей.
Мне нравится отдавать всего себя работе, но я не забываю уделять внимание своему организму. Я люблю заниматься фитнесом и считаю это частью своей работы. Также, чтобы иметь какое-то развитие, нужно обязательно ходить в театр. Все говорят, что им не хватает на это времени, но я считаю, что ты должен правильно выстроить свою работу, чтобы оставалось время для себя и саморазвития.

11. о новом годе
Несколько лет назад мне удалось побывать в Европе в 20-х числах декабря, и я увидел, как относятся там к Рождеству. Для них это действительно праздник, который они делают не для того, чтобы поставить галочку, а для себя, для души. А Новый год был именно таким праздником для нашей семьи, мы очень любили собираться вместе, дарить друг другу подарки. И до сих пор я считаю Новый год одним из самых больших и важных праздников.

12. о родине
Я родился в Белоруссии и знаю, что такое Хатынь. Моя деревня тоже была coжжена, и напротив дома, где родился я, мой отец, мой дед, немцы согнали и сожгли заживо всю деревню. Сейчас на этом месте стоит обелиск. Эти факты истории надо знать, и тогда много вопросов отпадет. Если ты это прочувствовал, пропустил через себя, то смерть этих людей не позволяет тебе не быть локомотивом. Меня не удовлетворяет стоячая вода, всегда должен быть поток и движение вперед.

13. об энергетике власти
Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Власть есть у всех руководителей, и направлять ее энергетику нужно каждому руководителю в соответствии с масштабом данной ему власти. Но на всех уровнях нужно искоренять разгильдяйство, хамство, ложь. На всех уровнях надо вкалывать так, чтоб не было стыдно перед людьми, чтоб они жили достойно.

14. о молодежи
Когда прихожу в школу, где я учился, я вижу, как развращена нынешняя молодежь. Не все, конечно, но многие. Директор ЦРУ США — Алан Даллес писал в конце войны о том, как победить Советский Союз. Он говорил, что сделать это с помощью оружия невозможно — нужно применить ханжество, ложь, наркоманию, возвести эти качества в норму жизни. И мы сейчас к этому идем, и это страшно.

15. о дочери
Я жестко воспитал свою дочь и она выросла очень умной девушкой. Ей 26 лет, она закончила два института, в их числе Оксфордский университет, также она обучалась на курсах МВА. Сейчас дописывает кандидатскую, 4 года работала начальником планово-экономического отдела. Моя задача была напичкать ее знаниями, чтобы, независимо от отца, она была свободным человеком.

16. о первой машине
Свой первый «автомобиль» я заработал в 23 года. Это был велосипед. Я его купил только лишь потому, что мама попросила починить протекающую крышу на доме, и мне не на чем было возить лес. Машину нанимать было дорого, поэтому я купил велосипед и перевозил доски на нем.

17. о ступенях карьеры
В детстве в глубине души я мечтал о профессии учителя, а еще я очень хотел быть разведчиком. Впоследствии решил стать слесарем, и, когда это осуществилось, я планировал занять пост начальника цеха. Но я никогда не думал и предположить не мог, что буду заместителем директора, а потом и директором. Просто на очередном этапе своей деятельности, я задавал себе вопрос: а смогу ли я это сделать? И отвечал — да, смогу. И тогда я думал, что мне нужно для этого сделать. Просто «быть» я не могу и не хочу, должно быть движение, движение вперед и четкое осознание того, что ты делаешь.

18. о подарках
Так получилось, что мне в детстве почти не дарили подарки. Родители приносили презенты только под новый год. И сейчас мне больше нравится дарить подарки, чем получать их.
А уже во взрослой жизни мне дарили и золото и машины, но самыми приятными для меня остаются три подарка и все они — картины, нарисованные специально для меня. Одна из них висит в моем кабинете, ее нарисовал для меня человек, который был моим учителем рисования в школе. Он принес мне эту картину и сказал — ты умеешь, ты знаешь, ты должен, ты обязан идти. Когда человек в тебя верит, это не дает право на ошибку.

19. о новом проекте
Сейчас мы ведем переговоры с немецкой компанией «Knorr-Bremse» по созданию на базе Воронежского ВРЗ совместного предприятия. «Knorr-Bremse» — лидер по производству тормозных систем и систем управления для рельсовых видов транспорта. Это хорошая компания, в них видна большая заинтересованность этим проектом, у них горят глаза, они интересуются русским менталитетом. Это прекрасный проект! Если сейчас его не осуществить, то такого уровня выпуска продукции не будет в Воронеже еще очень долго.

20. о долге
Когда меня назначили начальником колесно-тележечного цеха, этот участок был в очень плохом состоянии. За несколько месяцев работы мы достигли такого уровня, что 22 и 23 числа каждого месяца завершали месячный план. И когда на заводе к этим числам только свозились комплектующие изделия, мне было приятно взять трубку и сказать: «Докладывает начальник колесно-тележечного цеха. План производства завершен. Приступаю к формированию следующего месяца». И тишина в трубке...
Сейчас я встречаюсь с ветеранами, и они разводят руками, когда видят, что на заводе чистота и порядок, и, что их жизнь тяжелая, которую они прожили, война, разруха — все это не зря. Вот тогда я получаю несказанное удовольствие и понимаю, что ради этого и стоит работать.

Беседовала Анастасия Давыдкина
Pulse Воронеж, №67 декабрь 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0