WorldClass

22 сентября 2024, 10:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронеж // Законы прогресса

11.01.2010 10:13
Модернизации экономики и созданию новых технологий придается в последние годы  все большее значение. Однако для инновационного прорыва, о котором говорят руководители государства, необходима прочная законодательная база, которая позволит регионам развиваться по новым, понятным и прозрачным принципам. Такая база создается сейчас и в Воронежской области.

Модернизации экономики и созданию новых технологий придается в последние годы все большее значение. Однако для инновационного прорыва, о котором говорят руководители государства, необходима прочная законодательная база, которая позволит регионам развиваться по новым, понятным и прозрачным принципам. Такая база создается сейчас и в Воронежской области. В интервью нашему журналу председатель Воронежской областной Думы Владимир Ключников рассказал, насколько велик инновационный потенциал нашего края и как парламентарии могу способствовать его развитию.

Воронеж: Владимир Иванович, Воронежская область обладает большим инновационным потенциалом. Однако реализовать его на практике в полной мере удавалось далеко не всегда. В чем, на Ваш взгляд, причины такого положения вещей и какие шаги надо предпринять региональным законодателям, исполнительной власти, чтобы сделать инновационную работу не спорадической, а системной?

Владимир Ключников: Я бы не стал ставить вопрос таким образом. Инновационная работа на воронежских предприятиях ведется постоянно. Во-первых, несмотря на все трудности, с которыми столкнулась наша страна в перестроечные и постперестроечные годы, область смогла сохранить не только производственный, но и научно-технический потенциал. Одно это способно дать толчок дальнейшему развитию инновационной деятельности. На территории региона действуют свыше 300 крупных и средних промышленных предприятий, а научные изыскания, как фундаментальные, так и прикладные, ведут более 60 научных и научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро. Они составляют ту базу, на которой можно построить по-настоящему наукоемкую, эффективную экономику.

Но есть и вторая сторона проблемы – и здесь я с вами вынужден согласиться: результаты исследований воронежских ученых, те самые инновационные технические решения, далеко не всегда попадают на рынок, внедряются в производство. И здесь нужно критично рассмотреть и нормативную базу, и те управленческие решения, которые влияют на экономику и мешают появлению в ней новых технологий. Например, в регионе действуют 39 целевых программ. А определенную инновационную деятельность из них предусматривают лишь 16. И еще одно обстоятельство: в целевых программах предусмотрены средства, значительно превышающие возможности областного бюджета. В итоге они финансируются по остаточному принципу. Поэтому, в первую очередь, нам необходимо создать такую нормативную базу, которая, с одной стороны, способствовала развитию региональной инновационной системы, а с другой – не противоречила тем возможностям, которые есть у региональных властей.

Первые шаги на этом пути уже сделаны – мы приняли законы «О технопарках», «Об инновационной политике» и многие другие. У нас есть областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы», но самое сложное нас ждет впереди. Самое сложное – наполнить сухие нормы законов и благие пожелания конкретикой реальных дел. Предприятия, которые не только способны внедрять новые технологии, но реально занимаются этим, получат всемерную поддержку со стороны области, а власть должна «в ручном режиме» устранять административные препоны на самой ранней стадии.

Воронеж: Сейчас вся страна в целом и Воронежская область в частности переживают последствия экономического кризиса. И многим может показаться, что в такой ситуации необходимо отдать приоритет социальной защите и поддержке населения, а вовсе не инновациям и новым технологиям. Возможно и нужно ли совмещать два таких разных взгляда на задачи властей?

В.К.: Безусловно, мы должны помнить о том, что экономический кризис очень больно ударил по всем слоям населения. Помощь пенсионерам, инвалидам, а также тем, кто потерял работу из-за кризиса, но готов искать новое место трудоустройства – один из тех принципов, которые мы заложили в бюджет 2010 года. Но общий курс государственной политики, которую реализуют региональные власти, на мой взгляд, должен оставаться неизменным: эффективное использование интеллектуального и научного потенциала – залог повышения конкурентоспособности экономики страны и нашей Воронежской области в частности. Вообще, хотелось бы привести один пример в подтверждение того, что далеко не всегда социальная работа властей и внедрение новых технологий противоречат друг другу. Сейчас в нашей области проектируется универсальная система информационного обеспечения «Электронное Черноземье». Одним из ее элементов должна стать так называемая «Электронная социальная карта» - система персонального информационного обеспечения жителей области, позволяющая оплачивать услуги всех коммунальных служб, получать пенсии, управлять вкладами в банках, пользоваться услугами страховых компаний и даже осуществлять обратную связь с органами власти. Это инновация, которая помогает именно в социальной сфере.

Воронеж: В своем докладе на Совете законодателей Совета Федерации Вы отметили, что муниципальные образования не имели подходящих механизмов для помощи модернизационным проектам. Какие именно механизмы им требуются и чем региональные власти могут помочь местному самоуправлению в этом направлении? Как вообще, на Ваш взгляд, должна строиться совместная работа региональных и муниципальных властей в сфере инноваций?

В.К.: В том правовом поле, которое существует на сегодняшний день в нашей области, у муниципальных образований практически нет возможности финансировать перспективные разработки. Вообще, любая инновационная деятельность, которую захотят поддержать органы местного самоуправления, не регулируется никакими нормативными актами. Мы хотим уйти от ситуации правового вакуума, и сейчас в Воронежской областной Думе идет работа над созданием регионального закона «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления». Помимо общих организационных оснований инновационной деятельности муниципальных органов власти, он будет содержать конкретный регламент межбюджетных отношений в этой сфере, порядок выделения кредитов за счет областного и местных бюджетов для софинансирования инновационных проектов на четко определенных территориях области. Муниципальный уровень – самый близкий к конкретному человеку, поэтому результат таких разработок будет виден с первого взгляда.

На сегодняшний день воронежские предприятия представили в корпорацию «Роснано» более 20 заявок на инвестиции. Это – начало! Уверен, что при должном подходе, должном внимании властей инновационная продукция воронежских предприятий найдет дорогу не только на российские, но и на мировые рынки.

Журнал "Воронеж. Время. События. Люди.", декабрь 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0