Воронеж. 10.12.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – С 7 по 9 декабря в воронежском Дворце творчества детей и молодежи состоялся книжный фестиваль «Читай-Болтай» имени С. Я. Маршака, организатором которого выступила школа эффективных коммуникаций «Репное». Гости фестиваля на одной площадке могли приобрести книги на ярмарке, посетить мастер-классы и встречи с писателями и известными педагогами. «Абирег» встретился с одним из приглашенных спикеров фестиваля – филологом, просветителем и ведущим радиостанции «Серебряный дождь» Леонидом Клейном, – который рассказал, почему средняя школа не способна привить любовь к чтению и почему бизнесменам нужно читать классику, если они хотят работать вдолгую.
– Леонид, на вашем сайте сказано, что вы помогаете бизнесу, управленцам, инноваторам рассматривать конкретные кейсы на примерах русской классики. Расскажите, как это работает, на какие произведения вы чаще всего ссылаетесь в этом контексте и почему.
– Как это работает? Это самый правильный и самый сложный вопрос, потому что культура и чтение художественной литературы, чтение non-fiction никогда не дает мгновенного результата. Но при этом он есть, и он абсолютно объективный. Его, как это ни странно, можно измерить. Мы мгновенно различаем людей, которые читали или не читали книги, у которых есть привычка к чтению и освоению больших романов, у которых в голове есть образы и бесконечный, самовоспроизводящийся поток ассоциаций. Этот поток есть только у человека, читающего художественную литературу. Ассоциации – это образы, а образы – это картинка. Эта картинка может содержать в себе разнообразные значения – это картинка и будущего, и желаемого, и того, во что человек верит и что он хочет реализовать. Без этих картин, образов сложно что-то сделать. Кроме того, чтобы мыслить, нужно в какой-то мере иметь пищу для размышлений. Например, у человека есть способность пережевывать еду, но если у нас не будет пищи, то не удастся утолить голод. Также и здесь: если у нас нет художественных текстов, то нам в некотором смысле нечем будет думать.
Так, что такое бизнес? Это работа вдолгую, это стратегия, это управление. И именно все эти ситуации и навыки описаны в художественной литературе.
– Почему профильная бизнес-литература, по вашему мнению, не дает такого положительного эффекта, как обращение к классическим текстам?
– У меня довольно радикальная точка зрения по поводу бизнес-литературы. Понимаю, что могу быть не совсем прав, но я сознательно обостряю свою точку зрения. Дело в том, что любая бизнес-литература написана на полях большой культуры. Еще 70 лет назад не было никаких бизнес-школ и бизнес-литературы, при этом люди прекрасно зарабатывали деньги. Но не только зарабатывали, но и управляли армиями, подчиненными и целыми странами. Управленческий навык находится на стыке психологии, обстоятельств, личности, и конечно, образов, которые есть в голове. Вспомним, кто был учителем Александра Македонского. Аристотель. Очень важно качество полученного вами образования. Причем неважно, какое оно – гуманитарное или математическое, вы всё равно видите личность человека. Вам хочется ему доверять, хочется за ним следовать, тянуться. В этом смысле художественная литература представляет собой те тексты, которые читали ваши учителя. Поэтому бизнес-литература работает на полях большой литературы, культуры. Какие слова используются в бизнес-литературе? Успех, стратегия, тактика, поражение, управление, эмоции, мотивация. В некотором смысле это вся лексика военачальников, которые не изучали бизнес-кейсы.
– Бизнесмены, политики, управленцы да и простые офисные работники живут в режиме цейтнота – хочется почитать, а некогда. Как научиться грамотно выделять время на чтение литературы, именно на вдумчивое чтение?
– Никакого режима цейтнота ни у кого нет. Это невроз, да еще в некотором смысле вмененный нам. Любой политик, бизнесмен, офисный работник имеет выходные дни и отпуск, ездит на работу на машине. На самом деле свободного времени очень много. Вместо того чтобы смотреть новости, слушать поп-музыку, заниматься праздностью, всегда можно открыть книжку или послушать ее аудиовариант. Поэтому вопрос о цейтноте и отсутствии времени для чтения – это, как сейчас говорят, вопрос неправильного тайм-менеджмента. На самом деле, это неверно расставленные приоритеты.
– Вы часто обращаетесь к классике. Есть ли на сегодняшний день достойные писатели и тексты, которые могли бы спустя века встать на полку рядом с Пушкиным или Толстым?
– Мы не знаем, что станет классикой, потому что сама классика есть следствие не просто таланта автора, но и культурных стереотипов, поддержки школьной программы, поддержки государственной идеологии. Есть еще много причин, почему классика становится классикой. Например, и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский не случайно удостоились звания великих. Их бы никто не читал, если бы в их произведениях не было бы совершенно поразительного сочетания формы и содержания.
Я не знаю, кто встанет в один ряд с Толстым и Достоевским. Но тот же Бродский умер не так давно. Джером Сэлинджер умер в 2010 году, правда, написал свои основные произведения 60 лет назад. Если говорить о русских писателях, то большие писатели – это Владимир Маканин, Фазиль Искандер. Их на самом деле немало. Но мы не знаем, что будет через 100 лет, потому сложно сказать, что через века станет классикой.
– Перейдем от взрослых проблем к школьным. Какова, на ваш взгляд, основная проблема преподавания литературы в школе? Это низкий уровень учителей, которые не способны влюбить детей в чтение? В учениках, которые везде ищут развлечения, опираются на краткое изложение произведений? Или в ситуации в целом, когда одни делают вид, что учат, а другие, что учатся?
– Массовая школа не может решить никаких проблем. Хороший учитель – это штучный товар. Хороший учитель должен знать предмет и любить о нем рассказывать за небольшие деньги. При этом он должен хорошо себя чувствовать в жизни, а не быть обиженным. Это было сложно и в советские времена, сложно и в современной России. Это сложно в принципе. Массовая школа – это та планка, которую взять нельзя.
При этом учебник не играет никакой роли. Даже в советское время были хорошие учителя литературы, истории, которые учили не по учебникам. Они делали вид, что идут по программе, потому что их заставляли. На самом деле они читали детям хорошие стихи. Сейчас учебник – это какая-то тотальная архаика, когда есть интернет-проекты «Арзамас», «Магистерия». У меня самого есть собственное приложение «Я – читатель». Это облегченная версия учебника по литературе. Есть лекции Дмитрия Быкова, лекции Дмитрия Бака, есть электронная школа, в которой участвует Александр Архангельский. Есть множество просветительских лекций. Это очень странно писать сейчас учебники. Это такая игра государства, за которую кто-то получает большие деньги. Это игра, которая опоздала уже лет на 30.
– Как, по вашему мнению, отвлечь детей от компьютерных игр, социальных сетей и других современных забав, чтобы обратить их внимание на важность литературы и привить любовь к чтению? Или, может, не стоит бороться, а использовать тягу детей к гаджетам и на их языке рассказывать о Некрасове или Гоголе?
– Не знаю, стоит ли отвлекать детей от чего-то. Да, мы живем в некой матрице. У нас есть сайты, приложения, компьютер, Интернет, виртуальная реальность. Огромный поток информации стал неотъемлемой частью нашей жизни. И как пел Борис Гребенщиков, «не стой на пути у этих высоких чувств». Стоять на пути у этого информационного потока нельзя. Нужно обращать внимание на другое, нужно, чтобы иногда вы отключались от всего этого. Можете пойти в поход, можете пойти в церковь, можете заняться спортом. Одним словом, не стоит преувеличивать этой опасности.
Я считаю, что для детей можно сделать видеоигры, в которых за основу будут взяты классические произведения. Это вполне нормальная ситуация. Можно сделать игру «Анна Каренина», «Война и мир» или игру с героями Достоевского.
– Помимо духовного и нравственного обогащения, какую практическую пользу из литературы может вынести внимательный и думающий читатель?
– Внимательный читатель может научиться анализировать текст, публично говорить, может быть нескучным самому себе. Вот это очень важно.
– Леонид, вы приверженец бумажных или электронных книг?
– У меня произошла профессиональная деформация, я совсем не часто читаю бумажные книги, поэтому являюсь их приверженцем. Я перечитываю много классики, но дома всё это хранить невозможно. Я часто в командировках, ноутбук всегда при мне. Поэтому в отпуске я стараюсь читать именно в бумажном варианте.
– И напоследок расскажите о ваших впечатлениях от фестиваля «Читай-Болтай».
– В некотором смысле я чрезвычайно счастлив, что снова побывал в Воронеже. Этот город для меня связан со Школой эффективных коммуникаций «Репное», где я трижды выступал экспертом. Выступать спикером в этой школе – это огромная честь. В рамках фестиваля я провел беседу о школьной литературе и прочитал лекцию для родителей «Легко ли быть молодым». Надеюсь, я достойно выступил перед своей аудиторией.
Леонид Клейн родился в 1969 году в Москве. Окончил филологический факультет МПГУ, более 20 лет преподавал литературу в школе. С 2009 года – преподаватель Российской академии народного хозяйства и госслужбы, руководитель интеллектуального студенческого клуба «Самое важное». С 2005 года по настоящее время – автор и ведущий литературной программы на радиостанции «Серебряный дождь». Постоянный гость на телеканале «Культура». Лектор корпоративных университетов Сбербанка, Росатома, программы «Лидеры России». В 2015 году запустил собственное приложение для смартфонов «Я – читатель» со своими аудиолекциями по литературе.