7 декабря 2018 года в Москве прошлаХVIII федеральная конференция об инвестициях в АПК «АГРОХОЛДИНГИ РОССИИ – 2018», организованная проектом «Агроинвестор».
На конференции были подведены итоги года в сельском хозяйстве и его основных отраслях, представлены первые прогнозы и сценарии развития АПК в 2019 году от ведущих отраслевых и финансовых экспертов и аналитиков, союзов и ассоциаций, консалтинговых компаний.
Конференция проходила при поддержке Министерства сельского хозяйства России. Заместитель министра Елена Фастова в своем выступлении констатировала, что 2019 год для Минсельхоза станет переходным в совершенствовании системы господдержки. «Мы для себя взяли задачу к 2020 году внести заметные изменения в механизмы поддержки по трем видам субсидий – это единая субсидия, несвязанная и субсидия на литр молока». Эти виды субсидий предполагается разделить на две части. Первая часть – компенсирующая, которая фактически действует и сейчас, это поддержка на 1 га, на литр молока и т. д. И вторая часть – стимулирующая. «То есть субъекты [Федерации] к нам будут приходить со своими проектами по развитию тех или иных направлений, которые специфичны именно для них, мы будем давать на эти проекты поддержку. Такая мера дает возможность точечно развивать [разные сектора], при этом на федеральном уровне регулировать ситуацию», – пояснила Фастова.
Андрей Даниленко, председатель правления ассоциации «Союзмолоко», отметил: «Уровень господдержки растет и создает стимулы для многих предприятий молочной отрасли. Хотя мы пока себя не обеспечиваем, ключевым вопросом государства должен быть серьезный анализ эффективности: господдержка должна становиться более адресной и с точки зрения регионов, и предприятий. Важно, насколько эффективно они управляют издержками, какие у них технологии». Также, по словам эксперта, себестоимость производства молока и молочной продукции в России может быть на уровне большинства стран мира. «Вопрос в том, насколько мы готовы работать над своими издержками, в том числе административными. Выход на внешние рынки – это оценка того, насколько мы эффективны».
По словам Евгении Серовой, директора по аграрной политике НИУ «Высшая школа экономики», Россия решила проблему обеспечения продовольствием за счет собственного производства. «Голода в стране нет, и мы его не боимся. Хотя есть проблема, что люди недоедают, но это вопрос другого порядка. При экспорте продовольствия у нас говорят о региональном аспекте – каждый регион должен вывозить что-то свое, но мир идет другим путем: страны встраиваются в глобальные цепочки поставок».
Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка, отметил, что мировой экспорт сосредоточен у больших держав, и половина глобальных поставок продовольствия приходится всего на пять государств, включая ЕС. «Если Россия будет экспортировать продовольствия на $45 млрд, мы станем шестыми, при условии, что показатели других стран не будут расти. При этом 80% мировых поставок приходится на 20 государств», – сказал Рылько. – АПК втянут в глобальную цепочку поставок. В этом много позитива, но есть и риски: чем выше насыщение рынков, тем сильнее колебания цен. Главный вызов – у нас нет механизмов снижения рисков. Нужно что-то, что поддерживало бы и выравнивало доходность нашего сельского хозяйства».
Генеральный директор Национального союза зернопроизводителей Вячеслав Голов сообщил, что зерновой комплекс страны находится в неплохом состоянии. «Валовой сбор зерна в этом году составил около 116 млн т в бункерном весе или примерно 110 млн т в чистом. Около 70% - продовольственное зерно, 30% - фураж. Благодаря хорошей конъюнктуре на мировых рынках на старте этого сезона пшеница стоила $215/т против $183/т в начале 2017/18-го, а сейчас цена достигла $227/т. Прогноз урожая в следующем году – 110-112 млн т. Сейчас есть некоторые риски по озимым из-за нехватки влаги. Основное влияние будет оказывать погодный фактор», – сказал Голов.
В работе конференции приняли участие более 250 производителей сельхоз- и продовольственных товаров, поставщиков ресурсов и услуг для АПК, ведущих отраслевых и финансовых экспертов и аналитиков, союзов и ассоциаций, консалтинговых компаний.
О проекте «Агроинвестор»
«Агроинвестор» – первый и единственный в России федеральный b2b-проект для профессионалов АПК. Журнал был учрежден в 2008 году. Входит в одну группу изданий с деловой газетой «Ведомости», журналами HarvardBusinessReview, NationalGeographic и др. Аудитория: акционеры и топ-менеджмент крупнейших федеральных и региональных агрохолдингов; инвестиционных, управляющих компаний; частные инвесторы; поставщики техники, оборудования, технологий для АПК; главы независимых аграрных хозяйств и компаний – производителей продовольственных товаров; банки, консалтинговые, лизинговые и страховые компании.