Воронеж. 17.12.2018. ABIREG.RU – Светская хроника – На встрече президента РФ Владимира Путина с театральными деятелями, прошедшей в Ярославле 13 декабря, художественный руководитель Воронежского камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Бычков выступил с пространной речью, ставшей поводом для нескольких шуток главы государства, следует из стенограммы встречи, опубликованной на сайте Кремля.
Предлогом для встречи стало объявление 2019 года Годом театра в России, накануне господин Бычков был в порядке ротации включен в президентский совет по культуре.
В начале своего выступления худрук сообщил, что «российский театр абсолютно уникален и является достоянием не только нашей страны, а всего человечества. Он должен существовать все-таки вопреки правилам игры, которую ему предлагают общество и государство». «Я 35 лет занимаюсь этим, работал в театре и шел в театр, когда никто даже не помышлял о том, что театр можно назвать учреждением», – рассказал режиссер. «У нас и в Советском Союзе театры называли учреждениями культуры», – пожал плечами президент.
Далее господин Бычков обрисовал разницу между талантами и посредственностями: «Во многом наши проблемы из-за несовершенства правил игры, то есть мы, извините, более или менее талантливо делаем свою работу, а люди, которые должны придумывать правильные государственные правила, это делают не очень талантливо, они не могут придумать нормальные законы и правила игры». Владимир Путин оценил камень в свой огород и попытался всё свести к шутке: «Если бы они были талантливыми, как вы, они бы работали в театре». «Похоже, что вы правы», – неуверенно согласился худрук. «Например, я фактически в театре работаю», – продолжил отжигать глава государства.
Театральный деятель сообщил президенту, что он имел возможность познакомиться с концепцией нового закона о культуре. «Если в рамках этой концепции <...> будет принят закон о культуре, наконец что-то начнет меняться». Главное, что не нравится Бычкову в нынешнем законодательстве, – это количественные параметры в оценке работы учреждений культуры, «которых 99%». «Качество не оценивает никто, почти невозможно. Я скажу о том, как можно оценить качество», – возгласил оратор. «Качество могут только зрители оценить», – попытался возразить президент. «Нет, не только», – учил зрителя худрук. «А кто?» – растерялся Путин. Бычков читал мысли руководителя страны и был заранее готов к ответу: «И мы сами прекрасно понимаем. Слава богу, у нас есть Союз театральных деятелей, который нас объединяет. Мы знаем, как работают коллеги. Понимаете, авторитет, репутация в любом мастерстве – это все-таки важная вещь». «Согласен», – согласился с авторитетом президент.
Почувствовав, что побеждает в споре и попутно пропиарив фестиваль «Золотая маска» («Лучший инструмент СТД», – произнес Бычков. «Наверное», – кивнул Путин) и собственный театр («100%-я посещаемость»), Михаил Владимирович развил свою мысль о талантах и посредственностях и усомнился в «квалификации тех, кто работает на местах».
И наконец, худрук перешел к своему главному тезису. «Всё, что за эти годы удавалось сделать, в основном происходило при борьбе или преодолении сопротивления, косности, непонимания тех, кого принято называть чиновниками. К сожалению, этот конфликт художника и чиновника, вообще творческого учреждения и того, кто призван от государства ему помогать организационно, финансово, жив, он жив. И на местах он сегодня оборачивается иногда кошмарными вещами», – президент не оценил глубину намеков и промолчал. Видимо, он не был осведомлен о концептуальных разногласиях худрука и «чиновника» – воронежского губернатора Александра Гусева по поводу афиши Платоновфеста.
Закончив с кляузами на губернатора, театрал научил президента, как обустроить «достояние человечества»: «Важно, чтобы при решении кадровых вопросов в нашем деле Союз театральных деятелей имел бы свое слово. Чтобы не просто с ним советовались, а чтобы была принята некая обязательная рекомендация. Извините, визирование, санкционирование. В СТД есть достаточно компетентных специалистов, которые знают, чем хороший театральный директор отличается от плохого. Они знают, кого можно назначить художественным руководителем театра, а кто только по названию режиссер или продюсер. Понимаете? Они всегда разберутся», – чувствовалось, что сам худрук уже готов накладывать санкции.
В конце Михаил Владимирович странным способом через закупку огурцов на нужды театра попытался привязать к теме своего бывшего «покровителя» вице-премьера Алексея Гордеева: «Сегодня театр на подъеме, потому что у нас были нулевые годы, когда еще не набрал такой мускулатуры чиновничий, бюрократический аппарат, когда еще не были придуманы эти окончательные, так сказать, скрепы и путы в виде регламентации всего, когда мы еще не начали бороться с коррупцией и так далее, когда можно было огурцы в театр покупать просто в соседнем киоске, не объявляя в Интернете конкурс на покупку огурцов. Понимаете? И свобода была, извините. Тогда даже разговоров о цензуре не было. А сегодня мы говорим, мол, у нас нет цензуры. Значит, что-то в воздухе появилось, желание ввести цензуру на самом деле есть. Вообще я в своей жизни встречал одного чиновника, который правильно относился к культуре, – это знакомый вам Алексей Гордеев. Понимаете, это человек, благодаря которому очень многое в регионе было сделано, <...> благодаря тому, что он не вмешивался и доверял». «Он специалист по огурцам как раз», – сорвал наконец аплодисменты Путин. «И по многому другому», – как-то неуместно проявил осведомленность Бычков. Видимо, не случайно он ввернул про огурцы.
В финале трагифарса Михаил Владимирович с убежденностью знатока выразил уверенность в успехах российского сельского хозяйства под руководством Гордеева и объяснил Путину, что уже во всех театрах страны переводят на аутсорсинг уборщиц, билетеров, гардеробщиц и охранников, чтобы «с цифрами отчитаться» перед гарантом.
Выход из дефицита билетерш худрук видит в законе о меценатстве, который, по его мнению, позволит театралам «брать у предпринимателей недостающие в бюджетах регионов средства». Предложения худрука в этот раз не нашли понимания у президента, и он решился возразить: «Закон о меценатстве может быть хорошей добавкой к «обеду», но он не решит всех проблем. Особенно если, как некоторые хотели бы, это меценатство будет за счет недоплаты в государственную казну в виде налогов. Это не меценатство. Меценатство – когда люди дают средства из своих собственных доходов, а не за счет сокращения государственных налогов. То есть это в конечном итоге тоже из государственного кармана», – глава государства встал грудью на защиту доходной части.
В эпилоге в расчете на прозорливость президента режиссер решился еще на один намек: «И не могу не сказать еще о том, что нас объединяет. Мы все следим за так называемым центральным делом, которое сейчас уже в открытом суде... Это очень важная вещь. Слава богу, это открытый процесс. Мы знаем, что наши товарищи год в мучениях провели. А сейчас мы слышим, как они аргументированно доказывают то, что занимались своим делом без всякой злонамеренности. Мы все ждем справедливого завершения этого процесса. Так же как мы ждем, что театр в нашей судьбе изменит всё, хоть немножечко, но в лучшую сторону», – попытался Михаил Бычков посвятить президента в детали предварительного и судебного следствия в процессе, в котором одним из обвиняемых является двоюродный брат воронежского худрука. «Спасибо», – сухо поблагодарил Путин Бычкова и начал свое выступление о вреде лжемеценатства, но внезапно Михаил Владимирович вспомнил, что не всё озвучил, что просили: «Извините, здесь не принято вас перебивать, но забыл сказать одну вещь». «Но все это делают», – загрустил Путин.
«Владимир Владимирович, есть идея создать так называемый институт театра, то есть собрать специалистов, которые занялись бы как раз правильным формулированием и сбором статистики и вообще наших театральных проблем», – предложил господин Бычков. По закону Штирлица запоминается последняя фраза, но Путин ответил не на нее, а на намек на уголовное дело режиссера Серебренникова: «Творческий работник – занимайся творчеством, а несешь ответственность за финансы или подписываешь финансовые документы – ты должен понимать свою ответственность, предусмотренную действующим законом». Похоже, своим неумелым лоббизмом Бычков сам вынес Серебренникову приговор.