22 ноября 2024, 16:18
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Мэр Липецка Сергей Иванов: «Муниципалитет должен иметь бюджет развития, а не только покрытия текущих расходных обязательств»

19.12.2018 12:06
Автор:

Воронеж. 19.12.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Во многих отношениях уходящий год стал для Липецкой области стрессовым. Он запомнился приходом к власти нового губернатора и связанными с этим значительными кадровыми перестановками. Но, в отличие от региональной власти, в кабинеты липецкой мэрии остались вхожи прежние руководители. Например, глава города Сергей Иванов – в декабре исполнится три года, как он находится на своем посту. В традиционном предновогоднем разговоре с «Абирегом» он рассказал о материально воплощенных задачах и о том, как будет развиваться муниципалитет.

– Декабрь – для вас, очевидно, месяц знаковый. Главой города вы стали как раз накануне новогодних праздников. За эту трехлетку в Липецке многое изменилось. Что считаете главным в уходящем году?

– Обычно принято подводить итоги осязаемыми событиями – километрами отремонтированных дорог, новыми детскими садами и школами, благоустроенными зонами отдыха. Всё это, конечно же, есть, и за то, что сделано в 2018-м, нам не стыдно. Но начинать надо с финансовой основы произошедших перемен.

С уверенностью могу сказать: год был успешным по собственным городским доходам. В том числе этому способствовали очень хорошая работа Новолипецкого комбината, активное участие Липецка в региональных и федеральных программах. К концу 2018-го наши расходные обязательства достигли 13,6 млрд рублей. Рекордная сумма для городского бюджета. По сравнению с 2017 годом прибавка почти в 2 млрд рублей, что позволило дополнительно направить средства на решение важных для областного центра задач.

Хотелось бы, чтобы в будущем было не меньше. Планов много, они не ограничиваются 2019 годом. Ставим цели на 2020-й, 2021-й, а по некоторым направлениям и на предстоящую пятилетку.

– Тем не менее на одной из последних сессий горсовета была озвучена и пугающая цифра – дефицит бюджета превысил 1 млрд рублей. Как будете его покрывать?

– Не совсем так. Сейчас уже чуть больше 300 млн рублей. Дефицит, о котором вы говорите, был вызван нашими обязательствами под поступления из областного и федерального бюджетов на реализацию городских проектов. С учетом софинансирования в полном объеме средства направлены на развитие города по программам «Безопасные и качественные дороги», «Формирование современной городской среды». Благодаря этому в Липецке комплексно отремонтировано 19 магистральных улиц, шесть дворовых территорий, благоустроено пять крупных общественных пространств. В растущих микрорайонах мы начали строительство сразу двух школ, детского сада, в конце года приступили к возведению семи ясельных корпусов. Разве это не в зачет? А вы говорите – «дефицит»... Что ж его все так боятся?!

– А вы не боитесь?

– Дефицита бояться – в мэры не ходить (смеется). Ведь что такое дефицит в нашем конкретном случае? Я как-то уже сравнивал город с семьей. А семьи бывают разные: одни живут победнее, другие – побогаче, но, если брать в целом, то все в более или менее равных условиях. А в чем отличие между семьями? В одной мужик пришел с работы, пивка хлебнул и на боковую или поближе к телевизору. В другой – и хозяйство содержит, а если руки из нужного места растут и время есть, то еще и подзаработает на чем-то. Вот и город Липецк такая же семья – не очень и зажиточная, но не упускающая возможность заполучить лишнюю копейку в бюджет. Есть, например, целевая программа, которой можно воспользоваться и при поддержке области привлечь региональные и федеральные средства. Обсуждаем: ну что, беремся? Решаем – беремся! И в этот момент часто задают вопрос: «А если деньги только в конце года придут? Когда их осваивать?» Но разве это проблема? За счет дефицита примем обязательства, начнем работать, а в конце года рассчитаемся. Мы хотим лучше жить сейчас, как та семья, в которой мужик не отлеживает бока на диване, а думает, как «перехватиться». Кто не живет в долг, тот ленится думать, как это ни парадоксально. Долг мотивирует и заставляет шевелить мозгами.

По моему глубокому убеждению, муниципалитет должен иметь бюджет развития, а не только покрытия текущих расходных обязательств.

– Вернемся к материальному воплощению поставленных на 2018 год задач. Реализацию какой из них считаете самой большой удачей?

– Самый масштабный проект – конечно, Петровский мост. Он же и самый резонансный – по уровню обсуждения, внимания населения к ходу реконструкции, пожалуй, не менее примечательный, чем Крымский. Основной городской путепровод, соединяющий две разделенные рекой части Липецка, прослужил 60 лет и остро нуждался в ревизии и ремонте всех конструкций. Насколько остро, стало понятно после того, как в начале восстановительных работ выявили скрытые прежде дефекты.

Главным препятствием для начала реконструкции было финансирование – более 700 млн рублей. Для города сумма неподъемная. При поддержке региональных властей нам удалось привлечь на условиях софинансирования федеральные средства. Традиционно работы на подобных объектах ведутся около двух лет. Мы поставили перед подрядчиком задачу – выполнить их за девять месяцев с безусловным приоритетом качества. В марте 2018-го закрыли старую часть моста для движения транспорта, в конце декабря планируем его возобновить, что очень важно для горожан, особенно работающих в промышленном левобережье. В 2019 году планируем приступить к обследованию мостов на улице Терешковой, Октябрьская и Сокольская, также нуждающихся в ремонте.

(Для справки: на усиление конструкции Петровского моста понадобилось порядка 380 тонн спецметалла, 1,1 тыс. тонн арматуры, на новую дорожную одежду для мостового перехода – около 3 тыс. тонн асфальтобетона).

Другая материально воплощенная задача – обновление дорожно-транспортной сети. В рамках проекта «Безопасные и качественные дороги»: в 2017 и 2018 годах на эти цели в Липецке было направлено более 2 млрд рублей. Итог: за прошедшие два года комплексно – с тротуарами, заменой дорожных знаков и светофорных объектов – отремонтировано 62 км магистралей. В планах на 2019-й в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом расширить географию работ – до 30 улиц. Начнем долгожданную реконструкцию одной из самых напряженных магистралей – проспекта Победы. Первым этапом предполагаем перенос инженерных сетей, в 2020-м – комплексное благоустройство с расширением дороги до шести полос. Это позволит организовать отдельные полосы для движения общественного транспорта.

К очевидным плюсам, как уже говорил, относим строительство социальных объектов, завершение реконструкции нашего главного стадиона «Металлург», обустройство парковых зон и общественных территорий, в числе которых абсолютно новое и уже полюбившееся липчанам Городище, появившееся на месте прежнего пустыря в центре Липецка.

– Не могу не задать вопрос, возникший после заседания ноябрьской коллегии администрации Липецка. В прессе широко обсуждалось заявление принявшего в нем участие врио губернатора области Игоря Артамонова: «Администрация города не включилась активно в решение проблем горожан». Как известно, вывод основан на анализе жалоб липчан, поступивших на его сайт, действующий к тому времени около месяца. Как вы восприняли столь критическую оценку вашей работы?

– Справедливую критику воспринимаю как обозначение задач. Тот факт, что из общей массы обращений на сайт врио губернатора около 70% – из города, вполне объясним. В Липецке живет почти половина области, здесь высокая плотность населения, причем населения очень хорошо информированного. И, соответственно, столь же высокая концентрация вопросов, большая часть из которых относится к сфере ЖКХ и благоустройства. Не случайно городская администрация не первый год акцентирует внимание именно на их решении. Наши стремления укрупнить управляющие компании, ускорить темпы обустройства дворовых территорий, заасфальтировать или хотя бы отсыпать шлаком как можно большее число улиц частного сектора – тому подтверждение. Не снимаем ответственности за это направление работы. Однако возможности муниципалитета очень ограничены. На 95% решение вопросов ЖКХ и благоустройства требует ресурса, который обеспечивается совместной работой, без поддержки региональной власти эффективное решение назревших проблем невозможно.

Приведу лишь несколько примеров. В сфере нашего ЖКХ около 140 домов, отнесенных к категории общежитий, в них проживают более 30 тыс. человек. Немало домов, признанных аварийными. Это еще три с лишним тысячи жителей, и, замечу, почти у каждого из них есть выход в Интернет! А МКД, которые зависли между небом и землей из-за нежелания управляющих компаний брать их на обслуживание? Конечно, всё это рождает вопросы. С новым руководителем, особенно такого уровня, как глава области, люди связывают новые надежды. И не только в Липецке, а повсеместно. Поэтому на сайте врио главы региона так много обращений от липчан. Абсолютное большинство нам известно, они поступали по другим каналам и в свое время рассматривались городскими специалистами. Тем не менее каждое, независимо от того, первичное оно или повторное, мы отрабатываем по полной программе.

– Вы уже три года руководите администрацией Липецка. На улицах узнают? С просьбами обращаются?

– Да, часто подходят, когда, например, идешь в магазин. Отношусь спокойно. Только ведь вопросы разной сложности бывают. Если могу ответить без подготовки – делаю это сразу, нет – беру контакты, чтобы разобрать ситуацию со специалистами администрации и дать ответ позже.

– Состав вашей команды в городской администрации стабилизировался?

– Да, стабилизировался: у нас подобралась очень эффективная команда, признателен всем, кто в ней работает. Я сам человек командный, и для меня очень важно, когда команда работает слаженно, показывает достойный результат.

– Тогда о результатах. Организация платных парковок в центре Липецка заявлена несколько лет назад. В 2019 году они появятся?

– Без платных парковок в городе не обойтись – это мое твердое убеждение. Без них невозможна модернизация транспортной инфраструктуры, которая должна быть удобна не только водителям, но и пешеходам. Над этим работаем. Надеюсь, в наступающем году вопрос решится. Тут важно всё правильно рассчитать и не наделать ошибок, как это случилось в некоторых городах Центрального Черноземья. Каких? Полагаю, вы знаете это не хуже меня.

– Тема строительства метро в Липецке со сменой областного руководства потеряла актуальность?

– Вовсе нет. Только давайте называть вещи своими именами. Речь не о метро, а о скоростном трамвае. Проект сейчас находится в стадии глубокой проработки. Взаимодействуем и с отечественными, и с зарубежными потенциальными инвесторами, в числе которых китайские, корейские, японские компании. Предпочтительнее, конечно, иметь дело с теми, у кого есть серьезные наработки и большой опыт их реализации на практике. Когда будут готовы несколько вариантов проекта, сделаем их экспертную оценку. Разумеется, надо брать во внимание порядок цифр: речь идет о 10-15 млрд рублей! Понимаем, что в течение первых трех лет проект потребует бюджетной поддержки от 1,5 млрд до 2,4 млрд рублей. Ее можно осилить, только объединив федеральные, региональные и городские ресурсы. Оставшаяся за вычетом этой суммы разница – деньги, которые предстоит вложить инвестору.

– Сегодня стало уже аксиомой, что бизнес должен быть социально ответственным. Вам удается находить общий язык с липецкими предпринимателями?

– Почти все они, за редким исключением, проявляют социальную ответственность. Хотя возможности у каждого разные – ведь бизнесу сегодня тоже нелегко. Мне трудно предъявить какие-то претензии в этом плане. Многие вопросы наши предприниматели берут на себя по собственной инициативе. Взять, к примеру, печальные события в Сирии, когда геройски погиб наш летчик Олег Пешков. Ни к кому не пришлось обращаться – бизнес сам вызвался помочь увековечить его память. Детские спортивные мероприятия не обходятся без поддержки бизнеса, который помогает практически всем спортивным федерациям. Возьмите любую школу или детский сад – все они получают поддержку. Как главе города, мне, конечно же, хотелось бы большего, но должна быть какая-то грань. Надо с бизнесом договариваться более четко: что они делают, а что – мы.

– Один из больных для Липецка вопросов – низкая обеспеченность населения города спортивными объектами. Эту тему сразу после своего назначения поднял новый руководитель области. В 2019 году ситуация изменится к лучшему?

– Не сомневаюсь, что в ближайшее время дело пойдет на поправку: Липецк должен получить несколько современных спортивных объектов. Будем строить гимнастический зал для ДЮСШ № 1. В планах 50-метровый бассейн, несколько ледовых арен и футбольных полей, теннисно-бадминтонный комплекс. Эти и другие проекты по развитию спортивной инфраструктуры города активно поддерживает, а нередко и инициирует врио главы региона Игорь Артамонов.

– Зима в этом году пришла точно по расписанию. Где планируете катки заливать?

– В Липецке намечено 11 площадок. В прошлом году приобрели специальную машину для заливки льда в условиях городской среды, которая выпускается у нас на заводе малых коммунальных машин и поможет в этой работе. Впервые пробуем сделать открытый каток с поддержкой льда хладагентами у спорткомплекса «Звездный».

– А сами на коньках и лыжах уверенно себя чувствуете?

– В хоккей играю – по душе командные игровые виды спорта. А вот на лыжах предпочитаю выбираться в одиночку и уходить подальше в лес. Снег, мороз, тишина – красота! На свежем воздухе хорошо думается...

– В заключение детский вопрос. В последнее время в Липецке вновь заговорили о нехватке мест в дошкольных учреждениях. В чем проблема?

– Не проблема, рабочий момент. Мы говорим сегодня о малышах до трех лет. Обеспеченность местами в детсадах для этой возрастной категории пока составляет 62%, а потребность в них у родителей сегодня растет. Социальный заказ принят. Уже приступили к строительству семи ясельных корпусов к имеющимся дошкольным учреждениям на 1 тыс. мест. Планируем возведение двух новых детских садов. К следующему учебному году откроем садик в микрорайоне Елецкий.

Разве плохо, что дошкольных мест не хватает? Это значит, появляется больше маленьких липчан! С 2019 года ситуация, к сожалению, может измениться – по мнению специалистов, дадут о себе знать демографическая яма 1990-х и ряд других причин. Но если мы ошибемся в этом прогнозе, буду только рад. Родится детей больше, чем предполагаем, буду просто счастлив! Детских садов будем строить столько, сколько потребуется.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0