Финансовый аналитик Анастасия Соснова специально для «Известий» – о том, почему Россия не сокращает инвестиции в американский госдолг до нуля.
На днях на сайте минфина США появилась информация по держателям казначейских облигаций и объемам их вложений в октябре этого года. Данные немало удивили всех, кто с апреля наблюдал за сокращением позиций России в этих бумагах и, вероятно, рассчитывал, что в итоге они обнулятся. В качестве основных аргументов для выхода из госдолга приводились уже введенные антироссийские санкции и новые риски на этом поле.
Тем не менее выяснилось, что в октябре Россия не снизила, а нарастила вложения в казначейские облигации США с $14,42 млрд до $14,63 млрд, из которых $3,24 млрд – в долгосрочных бумагах. В то же время в октябре страны в целом сократили свои инвестиции в американский госдолг.
Почему Россия играет против рынка и станет ли она снижать свои вложения до нуля? Эти вопросы, наверное, вызывают самый неподдельный интерес. Но нужно понимать, что $210 млн – а именно настолько выросли инвестиции – сумма не слишком существенная. Россия с объемом вложений в $14 млрд не вошла и в топ-20 инвесторов. Даже на фоне дневного оборота торгов это незначительная величина – он в несколько раз больше. Тем не менее эти $210 млн новых инвестиций попали именно в долгосрочные бумаги.
Казначейские облигации США имеют статус одного из самых надежных и ликвидных финансовых инструментов наряду с золотом. Их используют не только для сохранности средств, но и в качестве резерва на случай проведения торговых сделок или осуществления выплат по внешним долгам. Этим и объясняется популярность бумаг в том числе у мировых центробанков. Не случайно держателями казначейских облигаций преимущественно являются страны, которые выступают ключевыми торговыми партнерами Америки, и нефтеэкспортеры, проводящие расчеты в долларах.
Крупнейшим держателем американского госдолга традиционно называют материковый Китай, хотя на самом деле стоит упомянуть Евросоюз (включая Великобританию и Ирландию). Объем вложений ЕС в казначейские облигации в октябре этого года составил $1,4 трлн, тогда как Китая – $1,14 трлн. Надо также отметить, что Китай и США уже на протяжении многих месяцев ведут затяжную торговую войну, но Поднебесная с мая 2018 года избавилась от американских бумаг лишь на $44 млрд. То есть не более чем на 4% от первоначального объема инвестиций. Третьим по величине держателем является Япония – страна вложила $1,02 трлн.
Кроме всего прочего, казначейские облигации США приносят прибыль. Доходность 10-летних выпусков сейчас составляет 2,8% годовых, а еще недавно она была выше 3%. Для сравнения, золото с начала года только дешевело, в моменте даже до 10%. Сейчас оно теряет около 7% стоимости, поэтому у инвесторов могут возникать вполне резонные сомнения – можно ли действительно полностью сохранить вложения, инвестируя в этот драгоценный металл.
Известно, что Россия активно наращивает позиции в золоте, особенно в последние годы. По итогам III квартала наша страна скупила на мировом рынке рекордные 92,2 т драгметалла. На 1 октября 2018 года объем золота в резервах достиг очередного исторического максимума – 2036,3 т. Но насколько оправданна такая стратегия? Ответ неочевиден.
Вложения в безопасные финансовые инструменты нужно диверсифицировать, а запасы поддерживать на случай потребности государства в деньгах. Поэтому, на мой взгляд, у России нет причин полностью отказываться от вложения в американские госбумаги. Но и поводов для наращивания позиций тоже нет, главным образом, из-за продолжающегося санкционного давления.
Автор – финансовый аналитик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Анастасия Соснова
Газета «Известия», 08:00, 19.12.2018