Тамбов. 26.12.2018. ABIREG.RU – Аналитика – По данным управления экономической политики администрации Тамбовской области, доходность бизнеса в регионе в прошлом году упала на 9%. Реалии 2018 года позволяют предположить, что эта тенденция в ближайшее время не изменится. Избыточная надзорно-контрольная деятельность, недоступность кредитных средств, неоплата контрактов со стороны государственных и муниципальных органов – вот только часть проблем, с которыми обращаются предприниматели к уполномоченному по защите их прав.
– Михаил Борисович, как бы вы охарактеризовали деловой климат в Тамбовской области в целом?
– Деловой климат в отдельном регионе – достаточно сложная тема. Несмотря на то, что у региональной власти есть целый ряд возможностей, многие решения принимаются на федеральном уровне. Но если мы говорим о нашем регионе, то администрацией проводится большое количество мероприятий, которые призваны улучшать деловой климат. В частности, совсем недавно создано новое управление, которое будет заниматься инвестициями и поддержкой предпринимательства, функционирует новое деловое пространство «Геометрия бизнеса», успешно работает фонд поддержки кредитования малого бизнеса, который в этом году получил еще и статус микрокредитной организации. Проходят семинары для предпринимателей. Активно работает в этом отношении Тамбовская торгово-промышленная палата. У нас есть Фонд содействия бизнесу – Собиз. Он также информирует и учит предпринимателей.
Одной из наиболее важных форм улучшения делового климата я считаю деятельность межведомственной комиссии по реформе контрольно-надзорной деятельности. Такие комиссии созданы во всех регионах по поручению Правительства РФ, но не все работают одинаково активно. На мой взгляд, комиссия в Тамбовской области – одна из самых эффективных.
Важность этой работы сложно переоценить. Подавляющее большинство предпринимателей считает контрольно-надзорную деятельность – в Российской Федерации и в Тамбовской области в том числе – избыточной. Это тянется с начала 2000-х годов. «Открытое правительство» посчитало, что в настоящий момент существует 2 млн обязательных требований для бизнеса. Даже если потратить 40 лет работы, 365 дней в году, в день бизнесмен должен изучить по 137 требований, ни разу их не повторив. Такое количество не только выполнить, а даже прочитать невозможно.
Задача сегодня – сократить количество требований, проверок, избыточного давления. Не могу сказать, что уже все сделано, но реформа, в которой мы принимаем участие, движется в этом направлении. Сейчас подготовлены чек-листы, по которым предприниматель может сам проверить свой бизнес, сделать некую самопроверку. Мы встречаемся с контрольно-надзорными органами, высказываем свои вопросы, проблемы, и такая система обратной связи дает достаточно серьезный эффект.
Поэтому, если говорить о бизнес-климате в Тамбовской области в целом, то он не плохой. Идут достаточно серьезные инвестиции со стороны крупного бизнеса. Да и малый бизнес не часто жалуется на контрольно-надзорные органы. Здесь нам серьезную поддержку оказывает прокуратура, которая довольно часто не согласовывает проверки, постоянно выносит свои предписания в целях совершения законодательства в отношении малого бизнеса.
– И все же доходность бизнеса, как вы отмечаете в своем докладе Президенту РФ, неуклонно снижается. В чем же проблема?
– Один из наиболее характерных вопросов, с которыми обращаются предприниматели, – это неоплата государственных и муниципальных контрактов. Здесь как раз прокуратура тоже очень серьезно нам помогает. Мы выносим эти вопросы на обсуждение, приглашаем руководителей тех муниципалитетов, контракты с которыми не оплачиваются, на собеседования. Результат есть: так, по информации администрации Тамбова (а именно город был самым крупным должником), на конец ноября большинство контрактов оплачено, с остальными заключены соглашения о реструктуризации. Это очень больной момент, потому что там долги в десятки миллионов рублей. Несколько жалоб по этому поводу мне уже поступало, и это одна из тем, которая постоянно находится под надзором уполномоченного.
Не менее серьезная проблема, причем, не только тамбовская – это доступность кредитных ресурсов. Банки говорят, что портфель кредитования растет, а мы видим следующее: он растет, но прежде всего в отношении крупного бизнеса. Все кредиты, в том числе льготные, забирают огромные холдинги, до малого и среднего бизнеса они почти не доходят. Почему это происходит? Все время ужесточаются требования к заемщикам. Малый бизнес – не самый лучший заемщик по версии банка. В отношении с ним есть постоянные риски. Но ведь и банк является коммерческой структурой. Бизнес во всем мире осуществляется на свой страх и риск. И если у предпринимателя деятельность не пошла, то он сам несет свои риски. А банк свои риски перекладывает на заемщика. Да, мне могут возразить: там деньги вкладчика, – но и у предпринимателя есть средства акционеров, те же средства банка. Я не вижу здесь разницы.
Постоянное ужесточение требований к заемщику приводит к тому, что кредиты становятся практически недоступны или доступны на тех условиях, на каких бизнес брать эти кредиты вообще не будет. Он пытается обходиться своими собственными ресурсами, а это серьезно сдерживает экономический рост. На недавнем круглом столе с представителями Центробанка мы обсуждали эти вопросы. Одним из главных факторов здесь является ключевая ставка. Она довольно высокая в России. Соответственно, ставка коммерческих кредитов довольно высока. А это напрямую связано с доступностью кредитов.
Да, есть какие-то механизмы, призванные помочь. Тот же фонд поддержки кредитования малого бизнеса. Но количество кредитов, которые получает малый бизнес Тамбовщины, выражается двузначным числом. А задача банковской сферы – создавать общий деловой климат, условия для всего бизнеса. Без кредитов развитие вообще невозможно. Можно как-то держаться на плаву, получать кредит на физлицо, переводить его на бизнес, но это не выход. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем, которая требует немедленного переосмысления.
Средняя рентабельность крупного бизнеса в России сегодня – около 6%. Ставки кредитов выше рентабельности крупного бизнеса, и это нонсенс. Ставки по депозиту на сегодняшний день выше, чем рентабельность крупных и средних предприятий. Не может экономика в таких условиях развиваться.
Предприниматель замечает, что издержки увеличиваются, а доходность падает. А доходность – это разница между «грязной» прибылью и издержками. Когда издержки постоянно растут, остается все меньше денег как собственнику бизнеса, так и на инвестиции.
– С какими типовыми проблемами еще обращались предприниматели в 2018 году?
– Есть несколько проблем, которые и в прошлом, и в этом году имели широкий резонанс. Это применение контрольно-кассовых машин. В прошлом году людям их навязывали за высокие деньги. Нам в области удалось эту ситуацию купировать. Прежде всего за счет того, что был создан штаб, который проводил постоянный мониторинг ситуации и оперативно решал проблемы. Удалось снизить стоимость ККМ и фискальных накопителей, которая спекулятивными методами задиралась до небес, и, что еще более важно, – была достигнута договоренность не штрафовать тех, кто не успел выполнить все требования. Причем эти договоренности четко выполнялись: не было ни одного предпринимателя, который обратился бы с тем, что его оштрафовали.
Кроме того, управлением по инвестициям и предпринимательству (в прошлом году это была их прерогатива) были изданы два приказа, которые определили две территории: первая – удаленные места, где кассовая машина не применяется вообще, и вторая – где нет требований в установлении онлайн-режима, то есть там, где нет интернета. Тамбовская область была одной из первых, которые такие приказы приняла, что позволило предпринимателям работать в более-менее приемлемом режиме.
Однако в следующем году я ожидаю новую волну обращений. В связи с изменением НДС до 20% требуется перепрошивка ККМ, что опять стоит денег. И это очередное увеличение издержек. Сама по себе кассовая машина – это серьезные издержки, плюс обслуживание, плюс передача данных через интернет. Для среднего и крупного бизнеса эти издержки, может быть, и не столь значительны. А вот для мелких предпринимателей это серьезная нагрузка. Где-то на селе – там и выручка, может быть, одна тысяча рублей в день, а содержание кассовых машин эту выручку полностью съест.
Мне совершенно непонятно, почему делаются эти перепрошивки. Даже в старых программах изменение НДС происходило примитивнейшим образом: бухгалтер сам в ручном режиме ставил нужный размер НДС на группу товаров. Почему сейчас за это берут деньги, непонятно. Причем есть информация, что если кассу не перепрошить, то через 30 дней она блокируется и с ней становится невозможно ничего сделать. Это опять давление на бизнес. Чем мельче предприниматель, тем это давление тяжелей.
– Вы начали говорить о перспективах наступающего года. К чему еще стоит готовиться предпринимателям?
– Я жду новых проблем с кадастровой оценкой земли и недвижимости. Точнее, с тем, что с 1 января 2019 года налог на землю и имущество будет рассчитываться исходя из их полной кадастровой стоимости. То есть в физическом выражении налог вырастет на 20%. Мне не понятно, почему наведение порядка и применение самой системы кадастрового учета (что, в целом, безусловно, благо) увеличивает налоговую нагрузку. Ведь стоимость недвижимости не меняется и доходы людей не увеличиваются.
Муниципалитет может принять решение о снижении налоговых ставок. Федеральный закон определяет для этого достаточно большую вилку – от нуля до 2,2%. Но у нас этого пока не происходит. Конечно, налог на землю полностью идет в муниципальный бюджет, и депутаты могут видеть в этом увеличение доходов города. Но здесь такая простая арифметика не работает. Возрастающая налоговая нагрузка на бизнес может убить его совсем. И тогда налогооблагаемая база уменьшится. У нас и так по данным УФНС 2,3 тыс. «спящих» ИП. То есть ИП, которые не подают никакой отчетности и не платят налоги. Они есть на бумаге, но их нет в реальности. Выпадающий по этой причине доход региона превышает 100 млн рублей.
Мы едем по городу и видим объявления: «Продается», «Аренда». Это говорит о том, что люди закрывают и продают свой бизнес. Они не могут его вести, потому что нагрузка превысила потенциальную доходность. А со следующего года она еще возрастет.
Повышение налоговой нагрузки с точки зрения развития бизнеса – путь в никуда. И тут нужна политическая воля, чтобы этот вопрос решить.
С 2018 года введена уголовная ответственность за увольнение сотрудников предпенсионного возраста. Планируется в десятки раз увеличить штрафы за задержку или непредоставление отчетов в контролирующие органы. Все это осложнит и без того нелегкую жизнь бизнесменов.