Воронеж. 26.12.2018. ABIREG.RU – Аналитика – За последние пять лет отношение воронежцев к предпринимателям только ухудшилось, фиксируют социологи. Почему наблюдается такой тренд? Что это – некорректное поведение бизнеса? Неудачная политика в области предпринимательства в Воронежской области? Обратный эффект от проводимых масштабных форумов? Бензинчика в эту дискуссию недавно подлил глава госкорпорации «Роснано» и «отец» приватизации Анатолий Чубайс. В рамках дискуссии на Общегражданском форуме он выказал российскому обществу обиду за то, что оно до сих пор не сказало спасибо бизнесу. «Общество» ответило «государственному олигарху» обструкцией в соцсетях, что неудивительно, учитывая спорную репутацию Анатолия Борисовича. Между тем обсуждение велось, что на латыни называется ad personam, и основывалось на классической логической ошибке «Вы нехороший человек, значит, ваш тезис неверен».
А если отстраниться от личности и обсуждать сами тезисы? Вот они, кстати: «Если посмотреть на ситуацию в целом, в треугольнике большом – власть, бизнес и общество, – мне она кажется удивительно гармоничной. Гармоничной в том смысле, что власть недолюбливает общество и не любит бизнес, общество явно не любит и терпеть не может бизнес, бизнес с недоверием относится к власти, а что такое общество, вообще не понимает». Сразу оговоримся, что, исходя из контекста под словом «бизнес» Чубайс подразумевает не мелкого булочника, а крупный бизнес – другими словами, олигархов.
В своем ежемесячном бюллетене Институт общественного мнения «Квалитас» разместил любопытные замеры по теме предпринимательства. Раздел социологи игриво назвали «Это модное слово «олигарх».
Не совсем понятно, почему «Квалитас» считает это слово модным. Оно давно уж входит в разряд общеупотребительных. И, что важно, в разных общественных группах у него разное восприятие. В более бедных – с определенной негативной коннотацией, в отличие от нейтрального термина «крупный бизнес».
Из ответов на вопрос «Как вы в целом относитесь к крупным предпринимателям, которые обладают наиболее сильным влиянием в экономике и политике (олигархам)?» выяснилось, что, чем старше респонденты, тем чаще они не любят олигархов, потому что они олигархи: градус ненависти растет от 33% среди молодежи до 60% среди пожилых людей. А вот люди с отличным материальным положение относятся к олигархам хорошо (20%) или скорее хорошо (50%). 10% самых обеспеченных воронежцев относятся к олигархам «плохо», столько же – «скорее плохо». Среди двух категорий бедных респондентов «плохо» или «очень плохо» относятся к олигархам более половины опрошенных. Любопытно, что в аналогичном опросе пять лет назад среди воронежцев положительное отношение к олигархам (48%) преобладало над отрицательным (34%). Сегодня позитив уступает место негативу в соотношении 37/50. Вывод напрашивается сам собой: олигархи стали меньше заботиться о своей репутации.
Следующий вопрос можно считать ключевым в исследовании. Именно в нем респонденты невольно «отвечают Чубайсу» по существу: «Как властям следует строить отношения с олигархами: бороться, сотрудничать или не вступать ни в какие отношения?»
Бороться с олигархами призывает власть каждый пятый воронежец (21%), из числа богатых – только каждый десятый (10%), а из числа самых бедных каждый четвертый (24%). За сотрудничество власти и крупного бизнеса в целом выступают 54% воронежцев, так же считают 40% богатых респондентов.
«Власть не должна вступать ни в какие отношения с олигархами», – считают 40% богатых воронежцев и только 8% самых бедных, или 14,7% респондентов в целом. Любопытно, что мужчины (27%) оказались значительно более непримиримы к олигархам, чем женщины (17%). На мой взгляд, наглядное доказательство верности теории про альфа-самцов, к которым самки гораздо более лояльны, чем другие самцы.
Отдельно стоит отметить, что уровень материального благосостояния влиял на ответы больше, чем уровень образования – у богатых отклонение от медианного мнения было выше, чем у образованных. Также из ответов усматривается, что более молодые и более богатые чаще имеют мнение, отличное от покорного большинства, и одновременно лояльнее относятся к тем, кто достиг большого финансового успеха.
Самым, пожалуй, неожиданным было мнение воронежцев о роскоши и справедливости обладания ею. На вопрос «Справедливо или несправедливо, что одни люди могут приобретать предметы роскоши, а другие не могут?» более половины (50,9%) воронежцев посчитали, что справедливо. Так же считают 82% самых богатых, 73% самых малообразованных, 63% самых молодых (18-29 лет), 61% мужчин и 53% самых высокообразованных. Несправедливость в роскоши для избранных видят в целом 38% воронежцев, в том числе 58% самых бедных, 49% пожилых и 45% женщин. Здесь любопытно, что несправедливость в роскоши усматривают и те, у кого среднее, среднеспециальное или неполное высшее образование. Чтобы верить, что «лучшие друзья девушки – это бриллианты», надо или очень хорошо учиться, или не учиться вовсе.