Воронеж. 28.12.2018. ABIREG.RU – Эксклюзив – Юрий Тимофеев приступил к обязанностям первого заместителя мэра Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам в начале июля. Незадолго до Нового года депутаты городской Думы официально утвердили его в должности. Ранее Юрий Тимофеев возглавлял администрацию Твери, и опыт «мэрства», безусловно, помогает ему в работе с воронежскими инвесторами и бизнесменами. Об основных задачах блока, платных парковках и объектах приватизации, а также о том, почему, по сравнению с тверским опытом, чиновник в Воронеже отдыхает, Юрий Тимофеев рассказал в интервью «Абирегу».
– Юрий Васильевич, вы уже полгода работаете в мэрии Воронежа. Расскажите о приобретенном опыте и каков он по сравнению с тверским?
– Для меня четко определен перечень направлений, это стратегическое, экономическое планирование, управление муниципальными финансами, собственностью, а также осуществление закупок и работа муниципальных предприятий. Поэтому, хоть должность для меня и новая, она мне понятна. Полная осведомленность в нюансах работы, знания в конкретных областях – это ключевые навыки для любого руководителя. Для меня приобретаемый опыт в финансово-экономической сфере очень полезен, тем более что я люблю учиться. Что касается работы в должности главы администрации Твери, на мне лежала ответственность за качественное решение всех вопросов местного значения. Каждый день я определял стратегии и векторы развития по всем направлениям, осуществлял контроль исполнения поставленных задач и достижения запланированных показателей. Дальнейшей проработкой деталей развития занималась моя команда. Быть специалистом во всех сферах очень сложно, поэтому сейчас я более детально изучаю отдельные проблемы.
– С Вадимом Кстениным нашли общий язык?
– Я надеюсь, да. Если он принял меня на работу, думаю, что я устраиваю его как человек и профессионал.
– Расскажите, пожалуйста, об основных задачах экономического блока и оцените их реализацию.
– Я хочу обозначить два важнейших направления. Первое – это улучшение инвестиционного климата в Воронеже. Его улучшение – это мероприятие глубокое и разностороннее. Это, скорее даже ощущения, чем математика. Сегодня все регионы, а особенно крупные города заинтересованы в инвесторах. Наша задача – найти такую изюминку, благодаря которой Воронеж для инвесторов стал бы заметно отличаться по инвестиционному климату и комфортности от других территорий. Мы знаем, какие цели поставил президент – персонально встречаться и работать с каждым инвестором. Необходим диалог власти и инвестора, непосредственный, глаза в глаза. У Вадима Юрьевича много проблем, при этом, понимая важность работы в данном направлении для успешного развития территории, он четко определил ее приоритетность, введя должность первого заместителя по стратегическому планированию, экономике и финансам. Поэтому моя основная задача – участвовать в таком диалоге, реализовывать индивидуальный, детальный и проработанный подход к каждому инвестору и быстро его «якорить».
Вторая задача – это повышение эффективности расходов. Нужно помогать хозяйственникам выстраивать эффективную модель управления. Этим мы и занимаемся – создаем модели, по которым за те же деньги можно оказывать услуги лучшего качества.
– Расскажите про разрабатываемую вами инвестиционную карту. И есть ли у вас предложения по поводу якорных инвесторов, за счет которых Воронеж сможет выделиться? Какие отрасли или предприятия в приоритете?
– Я отработал лишь пять месяцев, поэтому не могу пока обозначить конкретных инвесторов. Не хочу спугнуть. Буквально после нашей беседы я собираюсь лететь на переговоры. Когда начнутся стройки и поток инвестиций, я сообщу о том, что есть результат.
По поводу карты. Она готова на 99% так, как видим ее мы. Скоро состоится ее презентация. Сейчас я не могу рассказать все детали, иначе нам нечего будет презентовать. Если сказать в общих чертах, это тот продукт, который обобщает информацию о том, что есть в муниципалитете, он направлен в помощь бизнесу. Ведь каждого бизнесмена, желающего вложить свои деньги, интересуют два момента – месторасположение и объем первоначальных инвестиций для понимания окупаемости проекта. На карте мы можем посмотреть, где всё находится и сколько средств нужно вложить в объект. Почему я не сказал, что она готова на 100%? Мы хотим пригласить бизнес-сообщество, услышать комментарии, предложения и критику. Мы нормально к этому относимся. Законченным продукт будет тогда, когда мы заполним эту строку.
– Получается, если инвестор захочет что-то построить, то он может увидеть на карте варианты, где именно и во сколько это обойдется?
– Да, но надо понимать, что землей распоряжается область, а у нас муниципальное имущество. Есть четыре стены, которые гораздо дешевле отремонтировать, чем построить заново. Я делал подобную карту в Твери, и она была востребована.
– Можно сказать, что это проект реализуется в рамках цифровизации экономики?
– Да. Сегодня нельзя заниматься бизнесом и не разбираться в современных технологиях. Сейчас вам нужно обойти три-четыре двери, чтобы получить нужную информацию, а с помощью этой карты можно сразу узнать ответы на многие вопросы.
– Где мэрия будет искать финансовые резервы для пополнения бюджета?
– Я уже сказал, что мы будем работать с точки зрения эффективности расходов. Даже в домашнем бюджете важно грамотно расходовать деньги. Мы будем более активно работать по взысканиям задолженностей перед бюджетом. Сейчас разработан план мероприятий, так называемая дорожная карта. Если вы пользуетесь муниципальным имуществом, надо платить. Также будем проводить инвентаризацию имущества, больше внимания уделять правильному проведению торгов. Сегодня в торгах недостаточно конкуренции, потому что зачастую на аукцион выходит один участник. Перед управлением я ставлю задачу создать ту самую конкурентную среду. Для этого нужна реклама, той же карты, например, наружная, на общественном транспорте. Благодаря этому о карте узнает не один случайный человек, а пять-шесть, следовательно, повысится конкурентность в имущественных торгах. Сегодня процедура четко определена законами, все торги есть на сайте, любой желающий может зайти и посмотреть. Мы просто увеличиваем доступность этой информации. Кроме того, в рамках бюджетной политики мы будем взимать плату за фактическое размещение незаконных торговых объектов.
– Сколько вышеперечисленные меры принесут дополнительного дохода в городскую казну?
– Пока сказать сложно. Мы выбрали по каждому из направлений определенную методику, которая обеспечит эффективный сбор денег в казну.
– Давайте поговорим о самой резонансной теме, о платных парковках. Сколько средств они принесли?
– Я могу сказать, что, согласно договору концессии, до окупаемости проекта перечисления в городской бюджет от выручки концессионера составляют 25%. За два месяца работы выручка «Городских парковок» составила 22 млн рублей, соответственно, в бюджет поступило около 5 млн рублей. Если вам режут слух эти цифры, то я скажу, что концессионер вложил в парковки около 100 млн рублей, а мы – ничего и уже начали получать деньги. Концессионер дает рабочие места, ремонтирует дорожные знаки, следит за расчисткой парковочных мест и т. д.
– На последнем заседании депутаты гордумы рассмотрели законопроект об изменениях в организации платных парковок. Они предлагают увеличить время бесплатной стоянки, увеличить количество льготников. В случае принятия закона, как эти изменения повлияют на работу мэрии с концессионером? Ведь есть закон, а есть контракт.
– Это абсолютно юридический момент. Нужно посмотреть итоговую редакцию закона. Когда он вступит в силу, мы возьмем закон, возьмем концессионное соглашение и сможем прокомментировать эту ситуацию.
– В облдуме делают упор, что всё должно быть приведено в соответствие с федеральным законодательством. Вероятно, концессионеру придется подчиниться.
– Разумеется. Причем контракт с концессионером позволяет его изменять. Кроме того, стороны всегда могут договориться. В любом случае, единственное, что я могу гарантировать, это то, что закон будет выполнен.
– Расскажите о малом и среднем бизнесе в городе. Какова его роль и доля в экономике города?
– Индикатор эффективности экономики – это число субъектов малого и среднего бизнеса в расчете на 10 тыс. человек, а также доля средней численности работников компании. Это два основных критерия, по которым оценивается работа бизнеса. Отмечу, что общее количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в Воронеже в 2017 году составило 58,45 тыс. единиц, что на 800 единиц больше по сравнению с 2016 годом. За девять месяцев этого года этот показатель составил уже 58,16 тыс. единиц. Динамика ярко свидетельствует, что рынок малого и среднего бизнеса растет, несмотря на кризис и санкции.
– Какие меры поддержки оказываются субъектам МСП и достаточны ли они, на ваш взгляд?
– Когда мы говорим об инвесторах, мы не разделяем их по объему оборота или по направлениям. У нас нет определенных приоритетов, мы рады всем – малым, средним и крупным предприятиям. Крупные – это, конечно, хорошо, но и об остальных не стоит забывать. Приведенная мною статистика и карта говорят о том, что у нас всё нормально. Достаточно ли поддержки? Наверное, нет. Но мы всегда открыты и доступны для предложений.
– На одном из последних заседаний гордумы коммунисты опять высказывались против приватизации муниципальной собственности. Хочется узнать вашу позицию по поводу передачи объектов в частные руки.
– Я бы сказал, что деньги бюджета, налогоплательщиков должны расходоваться эффективно. Я проанализировал имущество, которое продавалось на аукционах. Так, в 2016 году муниципальное имущество выставлялось пять раз, в 2017-м – четыре раза, но никто его не покупает, а на содержание тратятся деньги из казны. Я предложил выставить один объект на публичные торги, и удивительно, но на него нашлись два конкурента, которые бились так, как мы даже и не планировали. Были хорошие торги, принесли в бюджет деньги. Хочу отметить, что на публичные мы выставляем только то, что не удалось продать в течение трех лет. Сам же перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации, утверждается гордумой.
Касаемо такого объекта, как электросети, хочу сообщить, что решение пока не принято. Лично я за передачу подобных объектов в концессию. Благодаря данному законодательно урегулированному механизму муниципально-частного партнерства мы сократим бюджетные расходы на содержание и модернизацию такого имущества, переложив это на плечи концессионера, обеспечим надлежащую его эксплуатацию, сохраним имущество в муниципальной собственности и будем иметь возможность четкого контроля за инвестором, предусмотрев возможность расторжения концессионного соглашения при несоблюдении его условий.
– Еще одна обсуждаемая тема касается того, что мэрия должна будет обеспечить дополнительные поступления в бюджет от акций принадлежащего городу Центрального рынка. Коммунисты выступали с заявлением, что до реконструкции дивиденды были намного больше.
– На момент моего прихода на предприятии были убытки по неизвестным мне причинам. Когда я проанализировал деятельность рынка, мы получили результат, и убытков на сегодняшний день нет. Будем и дальше проводить работу по улучшению его эффективности, целью которой является прибыльность от муниципального участия.
– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу Генплана. Что вы ждете от московского проектировщика?
– Генплан – это проектный документ, на основании которого осуществляются планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территории. Техническое задание на подготовку генплана Воронежа мы делали сами. У нас есть архитекторы, административные структуры, которые в процессе наполнения Генплана дают московскому проектировщику абсолютно всю необходимую информацию, которую он просто систематизирует. У данных проектировщиков огромный опыт подготовки подобных масштабных проектных документов по всей стране, благодаря которому мы можем рассчитывать, что получим грамотный и качественный документ.
– Вы уже оценивали, во сколько обойдутся работы по благоустройству проспекта Революции?
– Моя оценка здесь не является экспертной, нужно делать проект. Мы понимаем, что центральная улица неплохая, но должна выглядеть еще лучше, на пять с плюсом. Когда будет проект, будет предложено несколько вариантов, в том числе и ценовых.
– Ожидаются ли в следующем году кадровые перестановки в вашем блоке?
– Я уже говорил, у меня никогда не было цели кого-то уволить. Если бы сегодня кто-то не справлялся, я бы уже это сделал. Как и в любом коллективе, у нас есть трения, но это нормально. Пока нет претензий, всё нормально.
– С решения каких проблем вы начнете 2019 год?
– Сама структура работы в администрации такова: повестку дня формирует глава Воронежа Вадим Кстенин. Какие задачи он поставит, такие мы и будем выполнять. Что касается моих полномочий, мы уже обговорили – это эффективное использование имеющихся денег и создание платформы, чтобы инвесторы приходили к нам в город и увеличивали поступления в бюджет. Это я буду делать постоянно.