Экономист Ярослав Кабаков специально для «Известий» – о том, почему рост кредитования в России не приведет к дисбалансам.
Последние два года россияне активно брали ипотеку. В первую очередь этому способствовало снижение ставок. Резкое наращивание ипотечных портфелей банков тут же породило разговоры о пузыре. Хоть Центробанк официально и опровергает его наличие, периодически разные уважаемые эксперты тревожат рынок заявлениями о том, что пузырь всё же намечается. В декабре это сделали аналитики Банка России, выпустив записку с красноречивым названием «Опыт двух кредитных бумов в России и текущий рост ипотеки: почему важно вовремя остановиться».
Логика экспертов, опасающихся появления пузыря, понятна – есть экономические циклы, и банки порой «заигрываются», выдавая слишком большой объем кредитов, в том числе ипотечных. Спорить с этим не то чтобы сложно, а, по сути, невозможно. Но вот о логике рассуждений подискутировать хотелось бы.
Аналитики говорят, что зачатки будущих проблем у банков в периоды кредитного бума формируются раньше, чем бум достигает своего пика. По мере развития бума различные шоки могут привести к реализации рисков. Нельзя точно установить причину ухудшения качества новых кредитов. Это может быть связано как с более рисковой политикой банков в погоне за клиентами, так и с ослаблением ими кредитных требований вследствие излишнего оптимизма в отношении платежеспособности заемщиков.
В принципе, эти утверждения верны. Однако ситуация всё же не столь критическая. Вот статистика того же Центробанка. Динамика объемов депозитов в российских банках в 2018 году явно отставала от динамики кредитного портфеля. По итогам января-сентября вклады населения выросли на 1,7%, тогда как за январь-сентябрь 2017 года – на 5,3%. Депозиты и средства организаций, как и за первые девять месяцев 2017 года, не изменились. С учетом того, что в начале 2018-го ставки по рублевым вкладам составляли примерно 5,2-6,1% годовых, а по долларовым – 0,8-1,6% годовых. Роста накоплений действительно не было.
И это логично: данный эффект – следствие модели потребительского поведения, люди предпочитали потреблять, а не сберегать. Естественным образом рос объем кредитования и замедлялся рост рынка депозитов, поскольку это связанные вещи. Кроме того, большую роль сыграл отток валютных вкладов, который начался еще в начале года вследствие введения новых ограничений Запада в отношении России и последующей санкционной риторики.
Также важно, что устойчивость банковской системы тоже растет. По итогам 10 месяцев 2018 года в розничном сегменте покрытие плохих кредитов резервами выросло с 5,2 до 9,1%. Если исключить банки, проходящие процедуру финансового оздоровления, получится, что покрытие резервами выросло более существенно – с 9,8 до 14,5%.
И вот данные ЦБ по ипотеке. Ипотечный жилищный портфель вырос за 10 месяцев прошлого года на 19,1% (за январь–октябрь 2017 года прирост на 10,8%), а объем задолженности на 1 ноября 2018-го достиг 6,4 трлн рублей (+24,9% по сравнению с прошлым годом). Тревожно, конечно, но не критично, ведь устойчивость банковской системы выросла. А с учетом того, что в 2014–2015 годах наши граждане кредиты практически не брали, предпочитая сберегать в связи с падением доходов, то рост ипотечных портфелей скорее был восстановительным.
И самое главное – регулятор повышает ключевую ставку, вследствие чего растут проценты по ипотеке и вкладам. С 2019 года из-за увеличения НДС ожидается скачок инфляции, который съест часть доходов населения. Это означает, что наши граждане снова могут вернуться к сберегательной модели поведения, отложив крупные покупки в кредит до лучших времен. Таким образом, увеличение ипотечных портфелей существенно замедлится, что сведет на нет весь ипотечный бум последних двух лет.
Автор – директор по стратегии инвестиционной компании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Ярослав Кабаков
Газета «Известия», 08:00, 23.01.2019