В перечне несколько тысяч мероприятий, которые МСП рассчитывает реализовать совместно с государством, пишут «Известия».
Малый и средний бизнес планирует вложить в экономику 900 млрд рублей при помощи государства – аналогично крупным компаниям, фигурирующим в рабочей группе Силуанова-Шохина (появилась после публикации так называемого списка Белоусова). Сейчас перечень из нескольких тысяч инвестпроектов, предусматривающих в том числе госучастие, формируется ассоциацией «Опора России», рассказал «Известиям» ее президент Александр Калинин. Впрочем, развивать небольшие предприятия, вовлекая их в приоритетные для страны мероприятия, нецелесообразно, полагают опрошенные «Известиями» эксперты. Они уверены, что перестроив свой бизнес на интересы государства, компании могут повредить своим рыночным инновационным направлениям.
Инвестиции по-малому
Малый и средний бизнес готовит свой список инвестиционных проектов, которые планируется реализовывать совместно с государством, рассказал «Известиям» Александр Калинин. Перечень ежемесячно пополняется. Итоговая сумма нескольких тысяч проектов может составить около 900 млрд рублей, уточнил куратор «малого» списка Белоусова и вице-президент «Опоры России» Азат Газизов. В рамках этого реестра институтам развития будет предложено поддержать предприятия в обмен на их инвестиции, в том числе и в интересах государства.
Проекты предусматривают вложения почти во все сферы экономики – промышленность, сельское хозяйство, технологии и так далее. Их стоимость варьируется от нескольких миллионов до нескольких миллиардов рублей, следует из списка (есть у «Известий»). Например, в него входит строительство производства по переработке крахмала стоимостью почти 2 млрд рублей, модернизация завода по выпуску асфальтобетона за 15 млн рублей, строительство комплекса для производства кормов для аквакультуры на 11,5 млн рублей, создание четырех линий по производству радиоизотопов за 500 млн рублей.
По сравнению со стоимостью инвестпроектов, которые обсуждаются рабочей группой Силуанова–Шохина, список «Опоры России» выглядит довольно скромно. Всего на рассмотрении в РСПП находится 900 заявок, предложенных крупным частным бизнесом, министерствами и российскими регионами на сумму в 75 трлн рублей, писали ранее «Известия». Рабочая группа появилась после публикации так называемого списка Белоусова – компаний, у которых помощник президента Андрей Белоусов предлагал изъять сверхдоходы в пользу реализации приоритетных проектов правительства. Его инициатива вызвала крайне негативную реакцию бизнеса. Затем предпринимателям и властям удалось договориться: бизнес инвестирует в свои и государственные проекты в обмен на гарантии стабильных условий их реализации. Сейчас из 900 заявок на проекты в высокой стадии готовности находятся 13, рассказывал ранее «Известиям» Александр Шохин.
Впрочем, Азат Газизов уточнил, что ситуация со списком Белоусова больше направлена на поддержку государства частным бизнесом, тогда как проекты «Опоры России» предполагают помощь частным предприятиям от госструктур. Инструментарий для сотрудничества, по его словам, достаточно широкий – от льготных ставок по кредитам до создания государственно-частных предприятий.
В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что с перечнем проектов «Опоры России» пока не знакомы. В Минфине сказали, что такой список им не поступал. Из всех опрошенных «Известями» корпораций развития ответили только в двух. В Российском экспортном центре сообщили, что «в целом осуществление целевого инвестиционного финансирования проектов МСП является целесообразным и актуальным». В Корпорации развития МСП заявили, что концептуально поддерживают инициативу «Опоры России».
Дорогу «малышам»
Развивать малый и средний бизнес (МСБ) через его привлечение к реализации нацпроектов – довольно рискованная политика, считает профессор РАНХиГС Юрий Симачев. Это действительно может, с одной стороны, послужить источником роста для МСБ, однако, с другой – ограничить инновационную деятельность предпринимателей интересами государства. Иными словами, чтобы выполнить господряд, например, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», небольшая компаниям может отказаться от других, более инновационных, но и более сложных контрактов на рынке, полагает эксперт.
Сейчас не следует полагаться на малый и средний бизнес как на драйвер роста инвестиций – из-за советского наследия абсолютно доминирующее положение в российской экономике занимают крупные корпорации, добавил профессор НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Однако эту традицию необходимо переломить – они, как правило, менее эффективны и менее способны к инновациям, чем небольшие. Поэтому государственные преференции для малого бизнеса должны быть более существенны, чем для крупного, тогда как сейчас всё наоборот.
Российская экономика в целом действительно не так сильно зависит от малого и среднего бизнеса, однако в инновационном и технологическом сегменте его роль – ключевая, согласен Юрий Симачев. Поэтому основной массив господдержки необходимо направить именно в этот сектор.
Согласно бюджету, на поддержку малого и среднего бизнеса до 2024 года будет выделено 450 млрд рублей в рамках соответствующего нацпроекта. Им предусмотрены такие мероприятия, как льготное финансирование, акселерация небольших компаний, поддержка фермеров и ряд других.
Справка
Малым и средним бизнесом считаются предприятия с численностью сотрудников до 250 человек с выручкой не более 2 млрд рублей. Развитие таких компаний сейчас является одним из приоритетов правительства.
По поручению президента, к 2025 году доля малого бизнеса в структуре российской экономики должна вырасти до 40%, а число занятых в нем увеличиться с 19 млн до 25 млн человек.
Дмитрий Гринкевич
Газета «Известия», 00:01, 24.01.2019