Воронеж. 29.01.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Российские экономисты, начиная от отраслевых экспертов и заканчивая Минэкономразвития, сходятся во мнении, что 2019 год станет жертвой, принесенной в надежде на будущий рост. Пояса придется подтянуть всем: и нефтяникам, и аграриям, кому-то просто придется это сделать чуть сильнее. Как и в жизни, в бизнесе есть «незащищенные слои», находящиеся в полной зависимости от других. В частности, речь идет о предприятиях, работающих на гособоронзаказ, которые за очень редкими исключениями ничего не могут без господдержки.
Установка на конверсию дана самим президентом, значит, выполнять придется быстро и четко (ну или хотя бы попытаться). Предполагается, что к 2030 году оборонные предприятия должны довести объем производства гражданской продукции до 50%. Логика в данном случае достаточно проста: как отмечает основатель и финансовый директор финтехпроекта Kviku (МФК «ЭйрЛоанс») Вениамин Липской, выпуск новых танков не является производством новых средств труда и практически бесполезен для экономики. «Огромные усилия и ресурсы мы направляем на оборонно-промышленный комплекс, производство и разработку нового оружия. Но всё это не обеспечивает рост экономики», – считает эксперт. В связи с чем «оборонка» стала неким балластом, который надо как-то окупать, и поэтому был включен режим «помоги себе сам».
Кто-то смог перестроиться загодя: повезло с финансированием и специализацией. К сожалению, не у всех есть возможность перестроиться и успешно конкурировать не только в погоне за «военными» деньгами, но и за гражданскими. Некоторые предприятия уже заранее обречены на провал.
Воронежский механический завод (ВМЗ), пока еще находящийся в составе АО «Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. М. В. Хруничева», на 50% «гражданки» планирует выйти уже в 2020 году, и для этого есть всё необходимое. На предприятии рассказали, что на 2019 год запланировано двукратное – до 1,7 млрд рублей – увеличение портфеля заказов на нефтегазовое оборудование (НГО), которое несет в себе потенциал для развития на ВМЗ гражданского производства. Основными факторами планируемого роста станут разработка нового оборудования, увеличение поставок для компании ГК «Новатэк» и дочерних структур ПАО «Газпром», а также появление новых заказчиков: в частности, ВМЗ прошел квалификацию и стал поставщиком ООО «Газпромнефть». «ВМЗ работает в сегменте сложного оборудования с повышенными требованиями к безопасности, износостойкости. И такое оборудование востребовано на разработке новых «тяжелых» месторождений Ямала», – отмечает директор Воронежского механического завода Сергей Ковалев.
В текущем году предприятие также рассчитывает увеличить в два раза – до 500 млн рублей – объем производства комплектующих тепловозных дизельных двигателей для АО «Коломенский завод» (входит в АО «Трансмашхолдинг»). ВМЗ является основным поставщиком по данной номенклатуре. Помимо этого, на предприятии отчитываются о стабильном уровне объема заказов на авиакомпрессоры АК-50Т, ремонт и обслуживание вертолетных редукторов ВР-226. В компании отмечают, что сейчас на рынке НГО сложилась благоприятная конъюнктура в связи с реализацией программ заказчиков по импортозамещению и налоговому стимулированию инвестиций в нефтегазовую отрасль.
Вполне комфортно на рынке себя чувствует ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО), что в первую очередь обусловлено низкой конкуренцией, так как вся авиационная промышленность России консолидирована в рамках ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», а о конкуренции с Boeing и Airbus даже упоминать глупо. «Непродуктивная» конкуренция, да и вообще любая конкуренция на рынке невозможна за счет дивизионального типа и распределения компетенций между предприятиями. Цели те же – уменьшение зависимости от гособоронзаказа, повышение доли гражданской продукции в общем объеме производимых самолетов, повышение ее конкурентоспособности, выход на международные рынки. Но с исполнением есть некоторые сложности.
Например, отчасти для «гражданки» ВАСО производит узлы и агрегаты для «Ил-76МД-90А» и Sukhoi SuperJet 100, самолеты «Ил-96». В компании отмечают, что проекты находятся в «различных» стадиях развития и что ВАСО втиснуто в производственные цепочки практически всех гражданских самолетов. Однако объективно потребности гражданской продукции в настоящее время закрываются в последнюю очередь: запчасти – это одно, а наиболее перспективные и, главное, собственные проекты тесно связаны с оборонкой и спецавиацией.
Производственную программу на 2019 год на предприятии не раскрывают, но основываться, вероятно, она будет по большей части на потребностях госзаказа, который в контексте завода растет. В серийном производстве самолетов ставка делается на «Ил-112В» для нужд Минобороны и самолеты серии «Ил-96», которые в первую очередь закупают СЛО «Россия» и госструктуры. Эти самолеты и должны обеспечить загрузку предприятия на ближайшие годы. Обещают, что машины будут развиваться до уровня требований российского и международного коммерческого рынка. Но обещанного, как известно, ждут столько же, сколько и полета первого образца «Ил-112В».
Так что в настоящее время единственное спасение ВАСО от гособоронзаказа – это кооперация с другими заводами в части производства «гражданки». Причем кооперироваться ОАК собирается еще и с внешнеполитическими партнерами, правда, все мы прекрасно помним, как «освободились» производственные мощности ВАСО после разрыва отношений России и Украины, а собственником небезызвестного «Ан-148» осталась другая сторона.
АО «Концерн «Созвездие» достаточно твердо стоит на ногах, и производственные проблемы коллег, такие как падающие «Протоны» у ВМЗ и годами не взлетающие «Илы» у ВАСО, предприятие не затрагивают. Хотя, возможно, они остаются за плотной завесой гостайны, которой «Созвездие» вполне успешно отгораживается от внешнего мира. По данным компании, выручка по итогам 2018 года – 25 млрд рублей, в 2019 году ожидается значительный рост – до 36 млрд рублей. Несмотря на то, что эксперты высоко оценивают возможности «Созвездия» достигнуть поставленных Владимиром Путиным целей по снижению зависимости от оборонки, доля продукции военного назначения в общем выражении преобладает, а каково их соотношение – это тайна.
«Созвездие» помимо военных средств радиосвязи, мобильных комплексов и систем управления производит аналогичную гражданскую продукцию. В частности, речь идет о мобильной радиосвязи для систем «112» и «Безопасный город», а также средствах видеофиксации, медоборудовании и промышленном оборудовании в виде печей, котлов и сушилок. Дело, конечно, хорошее, но и конкуренция высока. Да и на предприятии честно говорят, что без военной продукции достижение целевых показателей не представляется возможным.
Помимо крупных оборонных предприятий в Воронеже есть и те, кто откровенно слишком мал для успешного закрепления на рынке. Например, АО «172 центральный автомобильный ремонтный завод» (ЦАРЗ) стабильно пару раз в год получает банкротные иски и задерживает зарплаты сотрудникам. Да и выручка – менее 1 млрд рублей. Правда, и убытки завод государству наносит всего лишь миллионные. ЦАРЗ, как и остальные, должен нарастить объем гражданской продукции, но специализация приводит завод на высоко конкурентный рынок, где шансы к 50% «гражданки» стремятся пусть и не к нулю, но точно к минимуму. Так не станет ли в связи с указом президента ОПК полем брани, усыпанным обанкроченными телами таких солдат?