Рауф Арашуков рассказал «Известиям» об условиях содержания в СИЗО «Лефортово».
Ближайшие два месяца сенатору от Карачево-Черкесии Рауфу Арашукову придется самостоятельно стирать белье и убирать свое новое жилище. Вечером 30 января 32-летний парламентарий был арестован судом на два месяца и направлен в следственный изолятор «Лефортово». По прибытии в СИЗО политику, которого обвиняют как минимум в двух убийствах, пришлось сменить дорогой костюм на обмундирование обычного заключенного: робу темного цвета, штаны, синий ватник, теплые ботинки и тапочки.
Как и положено всем новоприбывшим, Рауфа Арашукова поместили в так называемую карантинную камеру. Именно там в составе делегации Общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы города Москвы арестованного сенатора навестил корреспондент «Известий».
В ожидании передачи
Еще утром 30 января парламентарий присутствовал на заседании Совета Федерации, но уже к вечеру его бытовые условия заметно изменились. В камере площадью 8 кв. м – две одноярусных тюремных кровати, зарешеченное окно под потолком, умывальник с холодной водой и туалет в виде стальной воронки. Санузел отгорожен от остального пространства небольшой кирпичной кладкой высотой чуть ниже обеденного стола. Кроме того, в камере есть телевизор, холодильник и система видеонаблюдения.
Сенатор уже успел обзавестись и скромным арестантским имуществом: ему выдали матрас, подушку, одеяло, постельное белье и минимальный набор гигиенических принадлежностей: зубную щетку, пасту, мыло и рулон туалетной бумаги. Последнее, к слову, в изоляторах обычно считается дефицитом.
Горячей воды в камере нет. Что, конечно, добавит подследственному определенных бытовых сложностей: например, стирать белье сенатору предстоит самостоятельно, в раковине. Однако подавленным Рауф Арашуков не выглядит и пока ни на что не жалуется. Трудностей в общении на русском языке сенатор также не испытывает.
– Всё хорошо, – заявил он. – Жалко, нет спортзала.
Возможностей заниматься спортом в СИЗО «Лефортово» действительно нет. В некоторых изоляторах существуют помещения, которые называют спортзалами, – это бывшие камеры площадью 20–30 кв. м, где установлены тренажерные аппараты и стол для настолького тенниса. Пользоваться тюремным спортзалом заключенные могут за установленную официально плату и не очень часто: желающих много, а сотрудников изоляторов на всех не хватает.
Сенатор сообщил членам ОНК, что в ближайшее время ждет передачу. Кроме того, он сможет пользоваться услугами специального магазина ФСИН, где можно заказать продукты питания и разные бытовые мелочи.
10 дней на «знакомство»
В «карантинной» камере Рауф Арашуков, согласно закону, пробудет не более 10 дней.
– Всё это время за его поведением будут наблюдать, чтобы выявить основные черты характера и правильно подобрать сокамерников, – пояснил «Известиям» ответственный секретарь ОНК Москвы Иван Мельников. – Перед переводом в общий блок его ожидает также беседа с психологом.
Сейчас в «Лефортово» идет ремонт камер – отремонтировано уже более 40 помещений, в которых теперь есть горячая вода и нормальные унитазы. Какая камера достанется Рауфу Арашукову после выхода из карантина, неизвестно. В отремонтированные помещают в первую очередь пожилых или страдающих хроническими заболеваниями, а также женщин. Ни к одной из этих категорий сенатор не относится: при поступлении медработники не обнаружили у него каких-либо заболеваний или отклонений в здоровье. При этом парламентарий может быть уверен – на полу ему спать не придется, поскольку в «Лефортово» не бывает переполненных камер. Как правило, заключенные содержатся по двое, в редких случаях по трое.
Сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков был задержан 30 января в зале заседаний Совета Федерации. По данным следствия, он причастен к совершению убийств заместителя председателя общественного молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Аслана Жукова и бывшего советника президента КЧР Фраля Шебзухова. Также его обвиняют в давлении на свидетеля убийства.
В этот же день парламентарию были предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 210 УК РФ («Участие в преступном сообществе»), ч. 2 ст. 105 («Убийство») и ч. 4 ст. 309 («Давление на свидетеля»). Решением суда сенатор был помещен под стражу и ближайшие два месяца проведет в СИЗО.
Борис Клин Виталий Воловатов
Газета «Известия», 15:07, 31.01.2019