Воронеж. 13.02.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Из трех десятков муниципальных образований Воронежской области Рамонский район считается одним из самых богатых. Для этого сошлось все звезды: и близость к Воронежу, и перспективная логистика, и живописные места. Однако каждый глава расставлял свои акценты в развитии района. При Владимире Астанине велась активная застройка района, Виктор Логвинов сосредоточился на привлечении инвесторов. Именно при нем в район с крупными проектам зашли компании «Заречное», «Бетагран Рамонь», фабрика «КДВ-Воронеж». О том, какой уклон в развитии территории делается в настоящее время, а также о крупных инвестиционных проектах и перспективах развития мы узнали у главы Рамонского района Николая Фролова.
– Николай Валерьевич, прошел почти год с тех пор, как вы возглавили район. Над чем работали?
– Несмотря на то, что некоторые проекты планировали реализовать в течение этого года, приступить к ним удалось только недавно. В 2018 году начали строительство двух детских садов в Рамони и Ямном: инвестиции в каждый из них составили свыше 200 млн рублей. Кроме того, в Ямном наконец появится и новая школа на 1,1 тыс. мест, затраты на этот долгожданный объект составят более 1 млрд рублей. Строим, как говорится, всем миром: средства на строительство детских образовательных учреждений выделяются из муниципального, областного и федерального бюджетов. Теперь главное качественно и в срок сдать эти объекты. Так, детсады откроются в этом году, но мы не стоим на месте, и в самое ближайшее время планируется начать строительство еще одного детского сада в селе Новоживотинное. Средняя школа в Ямном примет своих первых учеников в 2020 году.
– В контексте строящихся детских дошкольных и образовательных учреждений социальная ответственность расположенных в районе крупных предприятий – дело добровольное или без давления сверху денег не дают?
– Скажу прямо: ситуация в районе накалена до предела: детей просто некуда девать, Яменская школа загружена, работает в две смены, очереди в детские сады сумасшедшие. К сожалению, крупные предприятия недостаточно участвуют в строительстве новых и ремонте существующих детских дошкольных и образовательных учреждений. В этом году в программе «50 на 50» (половина финансовых затрат на социальные объекты выделяется за счет хозяйствующих субъектов, вторая – из областного бюджета – прим. ред.) у нас участвовали из сельхозпредприятий только «Заречное» и «Агротех-Гарант», выделившие на развитие социальной сферы Рамонского района по 2,5 млн и 2,8 млн рублей соответственно. Эти средства мы направили на те социальные объекты, которые расположены ближе к данным предприятиям: разумеется, собственник думает, прежде всего, о качестве и уровне жизни своих сотрудников и их детей. На рубль затрат, вложенных инвестором в социалку, рубль дает правительство области. Таким образом, плюсуем 2,5 млн рублей от «Заречного» и 2,8 млн рублей – от «Агротех-Гаранта», добавляем такие же суммы из областного бюджета и получается уже 10,6 млн рублей.
– В большинстве районов для развития сельского хозяйства не хватает земли, поэтому не могут реализоваться интересные инвестиционные проекты. У вас как с этим обстоит?
– Проблема действительно серьезная – земли совсем нет. В районе используется буквально каждый клочок муниципальной земли. У нас развиваются девять крупных хозяйств и 32 фермерских. Приходится использовать все «рычаги» для создания комфортных условий желающим прийти в Рамонский район. В то же время уже существующим хозяйствам нужно развиваться: к примеру, в «Заречном» через два года на доращивании и откорме будет содержаться порядка 80 тыс. бычков. Там уже сейчас свыше 20 тыс. голов. Сергей Ниценко затеял очень интересный проект: бычков молочной породы откармливают таким образом (специальный рацион питания), что они становятся мясным поголовьем, из которого в дальнейшем получается мраморная говядина. В августе будущего года уже будут поставляться первые партии мяса. Надеемся, что оно по качеству не будет уступать производимой ранее мраморной говядине.
– В этом году было несколько экологических прецедентов с кондитерской фабрикой «КДВ-Воронеж» – это превышение норм по шуму, замусоривание территорий, слив производственных отходов (по жалобе ОНФ). Проблема не решена, район как-то участвует в этом процессе?
– «КДВ-Воронеж» работает на полную мощность, 4 тыс. сотрудников, открываются новые линии. Да, проблемы существуют, но мы их потихоньку решаем. Насчет шума: в районе есть трудности с электро- и газоснабжением. И сейчас фабрика работает в том числе на дизельных генераторах, а это, безусловно, – шум. В «КДВ» готовы хоть сейчас забрать 12 МВт. В настоящее время МРСК разрабатывает проект по строительству подстанции «Задонская». Администрация района предоставила участок земли чуть больше гектара в аренду под строительство нового Центра питания мощностью 40 МВт, что позволит разгрузить зоны и в Новоживотинном, и в Рамони, и в других поселениях. Подстанция будет строиться в следующем году по программе МРСК. Думаю, что будет введена в эксплуатацию к 2021 году. У нас есть проекты, реализация которых пока невозможна из-за недостатка газа и электроэнергии. Что ж, приходится искать альтернативные варианты: будем строить склады, здесь хорошая логистика, отлично развиты направления на Ростов, Новороссийск, Белгород, Курск, Москву. Да и Воронеж, Липецк совсем рядом.
Кстати, из-за отсутствия электроэнергии в полном объеме проблемы существуют не только у «КДВ-Воронеж»: то же самое и с «Kун-Восток», под них необходимо строить новую подстанцию.
– Вам достался один из самых развитых районов области. Не «давит» ли ответственность – нужно же не только сохранить наработки, но и приумножить?
– Даже самый замечательный район может развиваться до определенного момента: была земля – строили, был газ – работали. Сейчас один из активно развивающихся проектов – «Kун-Восток». Уже согласован архитектурный облик завода в красно-серых корпоративных цветах. Агрохолдинг «Рамонская индейка» поменял собственника и перепрофилировался на производство и переработку уток породы мулард. Уже весной начнется строительство помещений для разведения уток и перерабатывающего завода.
Думаю, что в дальнейшем будем более эффективно использовать внутренний потенциал района, имею в виду развитие туристско-рекреационного кластера. Для этого есть всё необходимое: и выгодное географическое положение, и высокая транспортная доступность, и благоприятные природно-климатические условия, и богатое историко-культурное наследие. В весенне-летнее время численность населения у нас увеличивается до 180 тыс. человек. Железнодорожная ветка, проходящая через весь район с севера на юг, федеральная автомагистраль М4 «Дон» (Москва – Ростов) и международный аэропорт «Воронеж» также делают район инвестиционно привлекательным для развития как сельского хозяйства и промышленности, так и туризма и культурного отдыха.
– А как обстоят дела с компанией «Полонис групп» – она планировала получать с площадки более 10 тыс. тонн грибов в год?
– Да, планы были грандиозные, но пока тишина.
– «Агротех-Гарант Березовский» запустил свой семенной завод?
– Да. Эксплуатация началась в тестовом режиме. За 2018 год подготовлено 12,9 тыс. тонн семян высоких репродукций.
– Кто из инвесторов в этом году вас порадовал?
– Пожалуй, «ABC-Электро». В этом году они перевели свои земли у аэропорта в категорию промышленных и начали строительство новых логистических складов. Вообще, все предприятия района инвестировали в его экономику в 2018 году по предварительным данным около 9,2 млрд рублей. Районная администрация обеспечивает благоприятный инвестиционный климат для реализации как крупных, так и небольших проектов. Это одна из причин, почему к нам идут инвесторы.
– Кого из новеньких привлекли?
– Есть запрос по площадке для строительства завода железобетонных изделий – примерно 5 га. Также есть предложение по строительству завода по производству зерносушилок. Вот недавно вместе с руководителем одной воронежской компании, производящей детские спортивные площадки, определились по предоставлению участка земли в размере 1,5 га.
– А сколько стоит у вас 1,5 га?
– Стоимость земельного участка зависит от места расположения и наличия инфраструктуры и может доходить до нескольких миллионов рублей. Такая цена не пугает: если есть деньги для серьезного проекта, люди вкладывают. Kuhn вообще приобретал землю у физлиц.
– У вас очень много коттеджных поселков. По-прежнему существует интерес со стороны инвесторов к таким проектам? Предложение на элитное жилье вроде как превышает спрос...
– Ну раз строят, значит, это экономически оправданно, не в убыток же… Думаю, что со временем элитная жилплощадь будет выкуплена, ведь в Ямном уже всё раскуплено, так что и здесь дом найдет хозяина.
– С каким настроем приступили к работе в 2019 году? Будет нелегко?
– Нормально. Я же не новичок, в Рамони свой. Родился и вырос в селе Айдарово, более 10 лет возглавлял там сельское поселение. Только теперь работа стала масштабнее. Да и ответственность увеличилась в 16 раз, если отталкиваться от количества поселений в районе. Время летит стремительно, а останавливаться нельзя, да и неинтересно. Просто очень хочется, чтобы Рамонский район был комфортным и привлекательным для проживания, работы, отдыха, продолжал динамично развиваться. А для этого надо не сидеть на месте, а прилагать максимум усилий для разработки проектов, чтобы участвовать в различных федеральных и региональных программах, а главное, понимать, что население тебя поддерживает.