Воронеж. 15.02.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – «Классический» куратор цифровизации в регионе – выходец из высшей школы или воспользовавшийся «социальным лифтом» профильный чиновник. Анатолий Якутин совершил нестандартный маневр и по приглашению врио губернатора Липецкой области Игоря Артамонова сменил кресло в стабильно оцифрованной парадигме Сбербанка на тяжелый на подъем государственный сектор. В эксклюзивном интервью «Абирегу» он рассказал о впечатлениях от состоявшихся перемен и месте цифровизации в системе управления регионом.
– Анатолий Владимирович, вы встали во главе липецкой цифровизации относительно недавно. Какие задачи считаете для себя первостепенными?
– Я бы, скорее, выделил не задачи, а направления, где необходимо повысить уровень цифровизации. Во-первых, давайте начнем с того, что цифровизация выступает в качестве саппорта. Это не цель, а средство ее достижения. Наша цель – навести порядок в проблемных сферах. Сейчас это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, здравоохранение. Туда мы и направим все силы. Дополнительно, конечно, хотим разработать новую интеллектуальную систему управления по национальным и региональным проектам с использованием KPI – по принципу той, которая сейчас используется в Сбербанке.
– Давайте пойдем по порядку. ЖКХ, транспорт, здравоохранение – в чем непосредственно состоит задача по цифровизации в этих направлениях? Это будет новое оборудование или новая система управления? Как можно будет «пощупать» эту цифровизацию?
– Есть федеральный проект, который называется «Умный город», он рассчитан на несколько лет. У нас пока нет финансирования, но, невзирая на это, мы будем сразу «бить» по самым проблемным точкам. Прежде всего, в этом году создадим ситуационный центр на базе администрации Липецкой области, в который будет стекаться информация по всем каналам, которые у нас есть. Например, мы хотим организовать мониторинг так, чтобы в реальном времени следить, насколько качественно идет очистка города от снега. Сейчас это злободневная тема.
– Это будет технология видеофиксации, когда человеческий фактор сведен к минимуму?
– Безусловно! Во-первых, это дешевле стандартных способов. Во-вторых, истинная цифровизация – это не просто человека посадить за компьютер, чтобы он в экселевскую табличку вбивал очередную порцию данных. Мы должны прийти к тому, чтобы необходимая аналитика для профильных управленцев готовилась в автоматическом режиме.
– Но ведь на это требуется серьезное финансирование. Как вы видите решение этой проблемы?
– Часть средств есть, что-то будет получено в рамках концессионных соглашений. Исходя из имеющихся возможностей, мы постараемся сделать всё по максимуму. Ряд важных задач будет реализован собственными силами. Сейчас мы набираем штат действительно квалифицированных людей: программистов, системных администраторов, которые смогут разрабатывать и устанавливать необходимые программные продукты. Это гораздо дешевле, чем отдавать на аутсорс и тратить бюджетные деньги. Причем раза в три.
– Если посмотреть на Черноземье – есть ли какой-то регион, на который Липецк равняется в плане цифровизации?
– Липецк, скорее, равняется на опыт Москвы и Московской области. Хотя, с другой стороны, если говорить о кадрах и компетенциях IT, конечно, наш ближайший сосед – Воронеж – в более выгодном положении. Впрочем, и у нас есть отдельные проекты, направленные на повышение количества специалистов в этой отрасли и расширение для них рынка труда.
– Что касается управленческих изменений, приходится ли вам сталкиваться с сопротивлением липецких чиновников, представляющих старую школу? Получается ли у них перестроиться, в соответствии с новыми правилами?
– Мне кажется, ни у кого нет отрицания. Потому что нужно меняться, ускоряться, и в этом я не вижу рассогласованности. И старая команда, и вновь прибывшие участники находятся примерно в одном информационном поле, в одной парадигме. Но этот процесс достаточно сложный, поскольку такого опыта, наверное, еще ни у кого не было. И мы надеемся сделать так, чтобы сотрудники администрации понимали, что они должны делать, и чтобы все действия были направлены не на некие абстрактные показатели, а на конкретные задачи, которые будут ощутимы для населения.
– Лично для вас что-то изменилось при переходе в госсектор? Здесь у вас другое отношение к цифровизации, нежели в Сбербанке?
– Здесь сложнее, гораздо больше ограничений. Это связано с нормативно-правовыми актами. Государственный сектор в целом медленнее во многих отношениях. Бизнес все-таки привык к тому, что время – деньги, а госсектор в такой парадигме, к сожалению, еще не живет. Хотелось бы, чтобы все процессы проходили быстрее. А пока приходится приспосабливаться: если мы сбавляем количественные обороты, стараемся компенсировать качеством.