Руководитель исполкома ОНФ Михаил Развожаев специально для «Известий» – о том, почему после старта мусорной реформы отходы вывозятся прежними методами.
С января этого года ситуация со сбором, вывозом и переработкой мусора в стране должна была измениться. Реформа, к которой долго готовили общественность, стартовала. Однако по факту россияне получили лишь увеличенные суммы в квитанциях об оплате коммунальных услуг. Не случайно президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию дал «Общероссийскому народному фронту» (ОНФ) прямое поручение – продолжить гражданский контроль за проведением «мусорной реформы». 1 марта мы представим доклад, в котором постараемся дать объективную картину происходящего по всей стране, а также доложим главе государства о ходе реформы и представим наши предложения.
В ОНФ открыта круглосуточная «горячая линия», на которую поступают звонки со всей страны. Больше всего жалоб получаем из Центрального федерального округа. Главная проблема заключается в том, что люди не понимают, почему цена на вывоз отходов увеличилась. Условно говоря, если раньше это было 120-150 рублей, то теперь некоторые семьи вынуждены платить до 500-600 рублей. При этом, когда человек выходит в свой двор, то зачастую не видит никаких изменений: контейнерная площадка выглядит так же, новые баки не появились, а в ряде регионов в период новогодних праздников вообще прекратился вывоз мусора. Это недопустимо, поскольку такой подход девальвирует большой пласт работы по выполнению задачи, поставленной в национальном проекте «Экология».
А ведь изменения должны быть заметны глазу. Предполагалось, что в 2019 году во дворах появятся цивилизованные контейнерные площадки, сбор отходов станет раздельным и начнут внедряться новые мощности по переработке мусора. Вся система должна работать для того, чтобы природа получала меньший урон, а качество жизни в городах неуклонно росло. Пока же у людей есть только платежка и «витрина» мусорной реформы выглядит в большинстве случаев неприглядно.
Хочу отметить, что так происходит не везде. Есть опыт Ярославской и Тульской областей, где мы зафиксировали позитивные примеры: там есть новые контейнерные площадки, баки, мусороперерабатывающие заводы. В Нижегородской области по всем экологическим стандартам построен современный сортировочный комплекс. Но это только разовые примеры, а в большинстве своем мусор вывозится прежними методами и примерно туда же, однако за это людям предлагают платить больше.
Что мы получили в итоге? Обращаясь с посланием Федеральному собранию, президент упомянул «мутные конторы», когда в сферу обращения с отходами приходят люди, зарегистрировавшие свой бизнес в декабре прошлого года с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Они претендуют на то, чтобы взымать повышенную плату. Это недопустимо.
Сейчас мы изучаем подобные случаи. Там, где ведется осмысленная работа, можно выстраивать диалог с людьми и объяснять, за что они платят, куда попадают их отходы. Есть регионы, где к размеру тарифа подошли ответственно, а где-то он взят с потолка и такими вопросами уже занимается ФАС, проводятся ревизии по конкурсам, на которых выбирали региональных операторов.
Еще одна проблема – информационная кампания, которая в большинстве субъектов была проведена некачественно. В результате у людей возникло огромное количество вопросов, и на них надо дать ответы. А там, где допущен очевидный авантюризм в этом вопросе, надо остановиться, все пересмотреть, вернуть людям деньги и начать готовиться нормально. Процесс должен быть выстроен более справедливо. Проще говоря, если введена новая цена за эту услугу, то должно измениться и качество.
Также должна появиться стратегия внедрения раздельного сбора отходов, когда люди будут получать выгоду в виде снижения тарифов. Да, сегодня нередко можно услышать разговоры о том, что наши граждане не готовы к раздельному сбору. Я побывал во многих дворах и знаю, что это не так. Проблема заключается в другом. Некоторым на кухне в 6 кв. м нужно собирать мусор в четыре пакета, а потом еще и непонятно куда это всё нести.
Поэтому сначала надо создать инфраструктуру, о чем следует позаботиться региональному оператору. После этого начнется долгая и кропотливая работа с гражданами, будут использованы образовательные подходы, например в школах. За один день нельзя изменить людей, но мы должны сначала создать все условия и показать, что раздельный сбор – это удобно, разумно, практично, да еще и выгодно.
Автор – руководитель исполкома «Общероссийского народного фронта».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Развожаев
Газета «Известия», 08:00, 26.02.2019