Росфинмониторинг определил объемы зарубежного финансирования отечественного некоммерческого сектора, сообщают «Известия».
Российские неправительственные организации получили 80 млрд рублей из иностранных источников, часть из которых пошла совсем не «на благие цели». Об этом на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин. По его словам, значительная часть предоставленных иностранными структурами финансовых ресурсов поступает в российскую систему образования. Ранее эту ситуацию уже обсуждали и в Совете Федерации. Как рассказал «Известиям» сенатор Олег Морозов, речь шла в том числе и о контактах отечественных учебных заведений со структурами, которые аффилированы с западными спецслужбами.
Не для благих целей
Различные зарубежные структуры продолжают финансировать деструктивные процессы внутри России, в том числе через некоммерческие организации (НКО), сообщил Владимиру Путину глава Росфинмониторинга.
– Продолжает иностранное финансирование поступать сюда, и не всё для благих целей. Где-то порядка 80 млрд (рублей. – «Известия») мы отслеживаем, – пояснил руководитель ведомства.
– 80 млрд поступило из иностранных источников? – уточнил глава государства.
– Из-за рубежа, да. Из иностранных, в том числе и тех, которые идут на определенные степени деструктивности, – пояснил Юрий Чиханчин. – Мы плотно работаем с ФСБ по каждому. Есть направления, отрасли, куда наибольшее количество денежных средств выделяется, – это система образования, то есть учебные заведения и прочее.
Вопросы незаконного финансирования из-за рубежа уже рассматривались и временной комиссией Совета Федерации по защите государственного суверенитета, рассказал «Известиям» сенатор Олег Морозов, возглавляющий рабочую группу по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ.
– Есть схемы, по которым деньги получают неправительственные организации, формально не занимающиеся политикой, а потом эти деньги расходуются на иные цели. А есть просто незаконное проникновение средств через границу в самых различных формах – потом они попадают неправительственным организациям, которые уже не скрывают формат своей деятельности и прямо финансируют протестную активность, – пояснил он. – Суммы называют разные, но речь идет о десятках миллиардов рублей.
По словам Олега Морозова, на одном из заседаний комиссии рассматривался специальный доклад, посвященный зарубежному финансированию российской системы образования. Зачастую речь идет о контакте учебных заведений со структурами, которые аффилированы с западными спецслужбами, уточнил парламентарий.
– Это самый настораживающий факт. За этими деньгами стоят спецслужбы западных государств, которые не скрывают, чем занимаются на самом деле, и создавались для подрыва нашего суверенитета, – подчеркнул он.
По принципу «не навреди»
Глава государства попросил уделить особое внимание исполнителям гособоронзаказа, вовлеченным в сомнительные операции. По словам Юрия Чиханчина, количество фиктивных организаций, задействованных в реализации оборонного заказа, уже удалось снизить.
– Почти на четверть, но всё равно еще много, – заметил Владимир Путин.
Росфинмониторинг увеличил число организаций и оборонных контрактов, взятых на контроль. Около 33% всего гособоронзаказа переведено в Промсвязьбанк, напомнил Юрий Чиханчин. По его словам, в ведомстве создана специальная группа, которая вместе с банком разрабатывает решения для проблемных предприятий.
Предполагается, что в Промсвязьбанк может быть переведено до 70% контрактов по гособоронзаказу, а в законодательство внесут соответствующие поправки, сообщил «Известиям» источник на финансовом рынке. В самом кредитном учреждении заявили, что располагают «всеми необходимыми возможностями для такой работы».
– Промсвязьбанк более 20 лет работает с корпоративным бизнесом, – пояснили «Известиям» в пресс-службе банка. – За эти годы у банка сложился опыт и компетенции взаимодействия с различными клиентами практически любого операционного масштаба. С предприятиями ОПК работа ведется в штатном режиме.
Контроль исполнения гособоронзаказа необходим, но действовать всё же следует по принципу «не навреди», отметил директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
– На исполнение контрольных требований, предоставление отчетов, подачу заявок и непосредственную работу с комиссиями предприятия неизбежно отвлекают часть своих ресурсов и время, которое можно было бы потратить на исполнение гособоронзаказа, – подчеркнул эксперт в беседе с «Известиями». – Контроль необходим, но контрольные органы должны понимать, что они выполняют вспомогательную функцию, а не основную.
Бой с «тенью»
В 2018 году Росфинмониторинг сумел сохранить для государства порядка 90 млрд рублей и возвратить около 20 млрд, доложил директор федеральной службы.
– Растет законопослушность финансовых организаций, которые участвуют в антиотмывочной системе, – рассказал Юрий Чиханчин. – Мы на сегодняшний день можем сказать, что порядка 80% финансовых организаций исполняют требования закона очень хорошо.
По его словам, только в 2018 году совместно с ФСБ, МВД и Центральным банком были ликвидированы 27 теневых площадок, а общий объем «серых» средств составил порядка 245 млрд рублей.
Отдельно глава Росфинмониторинга остановился на механизме возвращения денег в бюджет, в том числе в рамках добровольного возмещения.
– Неплохо идет работа с налоговой службой и ФТС. То есть идет и поиск НДС, и начислений, и уже возврата. Суммы эти указаны, – рассказал Юрий Чиханчин. – Сработали по топливно-энергетическому комплексу Северного Кавказа, тоже в общей сложности где-то порядка 13 млрд рублей.
Для борьбы с отмыванием Росфинмониторинг рассматривает возможность использования искусственного интеллекта, сообщил главе государства Юрий Чиханчин.
– Тестирование провели уже? – поинтересовался Владимир Путин.
– Да, некие подходы мы уже сегодня видим. Условно, если в двух словах, хочу сказать, что есть некая модель поведения, допустим, террористов, она уже описана, передана банкам, – ответил глава Росфинмониторинга.
Руководитель ведомства заметил, что ряд проектов – например, по противодействию финансированию ИГИЛ (запрещена в РФ) – уже стали международными. По его словам, вокруг российской инициативы сегодня объединились 40 стран.
Егор Созаев-Гурьев Сергей Изотов Инна Григорьева
Газета «Известия», 20:13, 11.03.2019