25 ноября 2024, 23:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Почетный гражданин Воронежской области Иван Шабанов: «К сожалению, деньги в нашей жизни играют всё большую роль»

15.03.2019 17:12
Автор:

Воронеж. 15.03.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – 12 марта нынешний губернатор Воронежской области Александр Гусев вручил одному из своих предшественников Ивану Шабанову медаль «За труды во благо земли Воронежской» за многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие области. Накануне корреспондент «Абирега» встретился с Иваном Михайловичем и взял у него интервью. Как известно, Иван Шабанов – единственный человек в истории региона, который сумел дважды избраться на высший пост в Воронежской области. В июне 1990 года на драматичной партийной конференции он был избран первым секретарем областного комитета КПСС, победив «варяга» Геннадия Кабасина. А в 1996 году в результате всенародного голосования стал губернатором Воронежской области. В промежутке между вершинами был проректором сельхозинститута, председателем областного совета, а затем и областной Думы, которая в апреле будет отмечать свой четвертьвековой юбилей. Центральной фигурой торжеств будет ее первый председатель. Разговаривать с Иваном Михайловичем можно бесконечно – ни одно интервью или даже книга не способны вместить его длинную, увлекательную жизнь и ее истории. У нас получился лишь короткий разговор.

– Как поживаете, Иван Михайлович? Как здоровье, чем занимаетесь?

– Поживаю бодро, хотя прошлой весной перенес инсульт и от руководства воронежским отделением Партии пенсионеров пришлось по состоянию здоровья отказаться. Но не сижу сложа руки. Активно участвую в подготовке торжественных мероприятий к 25-летию Воронежской областной думы. Ваш покорный слуга, вы помните, был первым ее председателем. Пишу статью о зарождении парламентаризма в новой России. Не знаю еще, получится ли она. Идея статьи в том, что общество сегодня не понимает смысла разделения властей. Где должен быть приоритет власти исполнительной, где – законодательной, а где – судебной. Хочу кратко коснуться деликатной темы правоохранительных органов, которые сейчас непонятно что и непонятно как делают. Ведь раньше основная работа была профилактическая. В том числе и КГБ. Видят, что какой-то руководитель или рядовой человек не то делает, вызывают, говорят: «Остановись, постой, тебе же уголовщина светит». Человек услышал – поправился. А сегодня в погоне за показателями ломают человеческие судьбы не задумываясь. Я сейчас занимаюсь, так сказать, правозащитной деятельностью, ходил на прием к прокурору по уголовному делу. Один парень, молодой депутат райсовета из района области, прописал шабашников у себя дома, а жили они не у него, а в доме напротив – через улицу. Допустим, это нарушение. Но делать из этого уголовщину? Да еще и на депутата райсовета! В наше время такое представить сложно было. Руководители силовых структур советской поры – генерал Минаев, прокурор Рягузов – светлые люди были. Искривленное понятие о роли и месте силовых структур в системе государственной власти сегодня наносит колоссальный ущерб по связи между властью и народом. Любые поступки других властей воспринимаются народом через отношение к силовикам.

– Вы сейчас часто появляетесь в стенах нынешней Думы. Чем отличаются нынешние депутаты от тех, кто избрал вас первым председателем?

– Тогда было время, когда еще не отошли в прошлое советские традиции и деньги играли в формировании депутатского корпуса гораздо меньшую роль. Треть Думы были простые труженики – сельские врачи, учителя, инженеры. Люди разных взглядов представляли разные партии, но я тогда уговорил депутатов не создавать фракций. Ведь в самом слове «фракция» заложено разъединение. И в первой Думе никаких фракций не было, у людей не было времени заниматься выяснением своих политических пристрастий. Нужно было веру у людей зародить, что жизнь (с развалом СССР – прим. ред.) не кончается, жизнь продолжается. Нам надо было писать законы. Новые! Это не то что сейчас переписывать старые или чужие. Московская дума принимает закон, мы вместо слова «Москва» вставляем «Воронеж» – и готово. Нет, первая Дума написала около 100 новых, абсолютно региональных законов, большинство из которых действуют, с поправками, конечно, до сих пор. Скажем, мы первыми в России приняли региональный закон об органах государственной власти.

– За счет чего первый состав Думы мог быть таким работоспособным и результативным?

– Секрета нет – за счет качества работы аппарата. Тут ведь еще и деликатный момент, иногда законодательная инициатива могла исходить не от депутатов, а от работников аппарата, но надо было уметь аккуратно предложить идею так, чтобы депутаты на нее согласились и стали воспринимать как свою. И в этом плане не могу не вспомнить добрым словом тогдашнего руководителя аппарата Юрия Агибалова.

– В минувшем году состоялись три знаковые отставки людей, связанных с вашим временем, можно сказать, ваших выдвиженцев. Закончили карьеру вице-губернаторы Геннадий Макин и Юрий Агибалов, ушел на пенсию глава Лискинского района Виктор Шевцов. Можно сказать, что «шабановская эпоха» ушла в прошлое?

– Подождите, еще ведь есть заместитель председателя правительства по АПК Виктор Логвинов. Я его еще по его студенческим годам помню и в первую Думу приглашал работать, а потом в администрацию области. Он порядочный и творческий человек, который не только умеет работать, но и имеет моральное право быть руководителем. Ведь он был лучшим главой района, занимал первые места в области по привлечению инвестиций, и не случайно его Гордеев к себе заместителем позвал. Что касается тех, кого вы назвали, – это же очень разные жизненные истории. С Агибаловым мы действительно работали дружно бок о бок. А вот Макин и Шевцов – это совсем другая история.

– Почему? Разве не вы «двигали» их наверх?

– Когда меня избрали в 1990 году первым секретарем обкома КПСС – это были первые альтернативные выборы в области, – Шевцова я действительно пригласил работать секретарем обкома по сельскому хозяйству, но работали мы недолго – меньше года. Шевцов умеет общаться с прессой, он сам себе хороший пиарщик, но у него есть один недостаток – он не любит людей. Он любит власть. Приведу пример. Когда он вернулся в Лиски в 1991 году, после роспуска КПСС, то провел объединение городского и районного советов народных депутатов только с целью оставить без работы тогдашнего первого секретаря райкома Александра Сысоева.

– А Макину не вы «ускорение придали», когда в 1992 году его первым вице-губернатором Ковалев сделал? Разве не с вашей подачи?

– Нет, Александр Яковлевич сам его выбрал, а вот когда я выиграл выборы губернатора в 1996 году, я поставил перед главами районов вопрос, доверяют ли они Макину. Было тайное голосование. Из 32 глав только шестеро проголосовали за доверие. Все-таки Геннадий Иванович так и не научился вежливо с людьми общаться. У него хамский стиль работы, а это очень ненадежный путь. У меня был другой интересный эпизод. С нынешним губернатором Александром Гусевым мы общались, когда он был только-только избран мэром, и я ему сказал: «Ты сможешь стать настоящим мэром, если сможешь перешагнуть через Макина (тогда был назначен первым вице-губернатором – прим. ред.)». Думаю, Гусев мой совет услышал.

– Можете сказать, что Гусев как губернатор уже состоялся?

– Дайте ему еще годик набраться опыта – обязательно состоится. Поймет, что нельзя совершать некоторые ошибки. Например, не стоило ввязываться в дискуссию по программе Платоновского фестиваля – мелко это. А СМИ раздули из мухи слона: Гордеев уехал – фестиваль закроют. Программу фестиваля может специалист на коленке за два часа написать. Я могу помочь, если что. И, кстати, почему обязательно Платоновский? Разве мало в Воронежской истории имен? Пусть будет один год Платоновский, потом, через год – Кольцовский, Никитинский, Троепольский, Мордасовский.

– Какое впечатление у вас осталось от общения с Гордеевым, когда он возглавлял область? И, как думаете, он будет смотреться в роли вице-премьера?

– Я его застал чуть-чуть, когда он работал в Минсельхозе, а я был губернатором. Ну а потом, когда губернатором стал он, довольно часто приглашал меня общаться: и на мероприятия, и один на один. Поскольку в тот момент я возглавлял воронежское отделение Партии пенсионеров России, меня особо волновала тема строительства в регионе современных домов престарелых. Их при Гордееве было построено четыре, каждый на 100 мест – по 150-160 млн рублей каждый. Конечно, Гордеев был очень успешным губернатором, сумел дать области новый импульс развития, привлечь серьезные инвестиции в регион. Всё это было замечено руководством страны, и его заслуженно вернули в правительство. Но, думаю, там ему будет работать непросто. Ведь все финансы и рычаги управления сосредоточены в Министерстве сельского хозяйства, а он только куратор, надо еще суметь найти свое место в этой системе управления. Но, с другой стороны, есть возможность заниматься стратегическими вопросами, выдвигать новые идеи. Я особо хочу отметить стиль руководства Алексея Васильевича – он умеет не только слушать, но и слышать людей, он руководит неброско, не выпячивая себя, но всё делает очень хорошо, добротно. И мне кажется, этот неброский стиль с умением слушать людей и жестко спрашивать с подчиненных передался и новому губернатору Александру Гусеву.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 10