Воронеж. 25.01.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника - В январе стало известно, что уроженец Воронежа, ныне гражданин США, 30-летний пианист Кирилл Герштейн получил престижную премию Международного музыкального фестиваля имени Ирвина Гилмора (Gilmore Artist Award). Об этом сообщили вслед за мировыми практически все воронежские СМИ. Премия вручается раз в четыре года, и Кирилл – шестой ее обладатель. К слову, тот же фонд Гилмора уже присуждал Герштейну награду в 2002 году- тогда для молодых музыкантов. Хотя Кирилл в ту пору был просто юн- его возраст равнялся 13-ти годам. Но это не помешало ему годом раньше стать лауреатом Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. А в 2003 году пианист вместе с мамой уехал из Воронежа прямиком в Штаты и стал гражданином США, и - самым молодым учащимся в истории музыкального колледжа Беркли.
Вот я и подумала: ну должен же кто-то в Воронеже вспомнить столь одаренного еврейского мальчика. И, представьте, нашлись-таки те, кто вспомнил, и даже заставил кое-что вспомнить меня!
Где, вы думаете, мог учиться будущий гений музыке и джазу в частности? - Конечно, в 1-й музыкальной школе – «для одаренных детей». Впрочем, еще до школы, с самого раннего возраста его учителем была мама. После Джазового фестиваля в Польше- это мне напомнила коллега- он впервые пришел на запись в радиостудию Воронежской государственной телерадиокомпании. Да-да, что-то такое припоминаю, но – смутно. Поэтому звоню в «культурную редакцию», корифею всей воронежской культуры Людмиле Пискаревой. Она-то и «выдает» мне все подробности. Именно Пискарик (так ласково называют ее коллеги) записывала Кирилла для своей программы 16 лет назад вместе с известным звукорежиссером, которого сегодня уже нет в живых, Владимиром Ценком.
«Высокий, худой и конечно, кучерявый, с очень длинными пальцами, - рассказывает она (вот ведь память!). Играл на студийном рояле, который я сама настраивала, джазовые вариации Бетховена. Записали и, как обычно, стали прослушивать. Кирилл ходил по студии и, казалось, абсолютно не обращал внимания на музыку из динамика, как будто сыграл – и забыл. Но после прослушивания вдруг подошел и решительно так заявил, что в некоторых местах услышал неточности, и что их надо переписать».
Вскоре после той записи на радио, которая до сих пор хранится в архиве телерадиокомпании, воронежский самородок покинул Россию. Кстати, поначалу родственники воронежских друзей, жившие в США, помогали устраивать концерты Кирилла, на деньги от которых он содержал маму. Окончив колледж и перейдя от джаза к классике, он успешно преодолел обучение в Манхэттенской школе музыки. – Это уже к двадцати годам. Затем продолжал получать образование в Европе. В сезоне 2005-2006 был признан «Восходяшей звездой» Карнеги Холла. Сегодня у уроженца Воронежа Кирилла Герштейна напряженный гастрольный график. Он выступает как солирующий пианист, а также вместе с ведущими симфоническими оркестрами во многих странах мира.
Директор Международного фестиваля Gilmore Artist Award Дэниэл Гастин, который знает Кирилла Герштейна более десяти лет, назвал его одним из самых выдающихся молодых пианистов современности. «В течение последних десяти лет мы внимательно следили за тем, как Кирилл Герштейн вырастает в одного из самых интересных и глубоких музыкантов своего времени, - заявил Дэниэл Гастин. – В нём сочетаются именно те качества, которые мы упорно ищем в участниках нашего фестиваля - это глубокое, вдумчивое отношение к музыке и виртуозная техника исполнения. Особенно удивителен прогресс Кирилла за последние три года. Уверен, Кирилл станет одним из лучших пианистов столетия…».
Из 300 тысяч долларов США, которые «один из лучших пианистов столетия» получил, пятьюдесятью тысячами Кирилл может распоряжаться на свое усмотрение, а вот остальные 250 должен за четыре года вложить в собственную карьеру.- Музыкальную, соответственно. И вкладывать эти деньги он будет, понятно, не в России, а там, «где сгодился».
Совсем недавно в нашей стране громко отмечался юбилей композитора Максима Дунаевского, - признанного музыкального гения в своей области. Но праздновать свой юбилей Максим Исаакович отправился все в те же США - в Лос-Анджелес. Чтобы «вдали от посторонних глаз», - такое объяснение прозвучало в прессе. Что ж это получается? – В России глаза посторонние, а в американском Лос-Анджелесе- все сплошь свои? Как бы то ни было, в Москву он вернется только 30 января – в 110-летний юбилей со дня рождения своего легендарного отца, композитора Исаака Дунаевского. (Видимо, этот юбилей можно праздновать при «посторонних» соотечественниках.) Вот как-то и задался сам собой вопрос: почему это российских музыкантов так влечет к себе чужой континент? Или дело не в российских, – или не в музыкантах..?